5 апреля с.г. вступил в силу Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского Парламента и Совета от 13 июля 2009 года, устанавливающий Кoдекс Сообщества о визaх (Визoвый кодекс), который существенно модернизировал процедуру выдачи шенгенских виз. И хотя между Украиной и Европейским Союзом продолжает действовать соглашение об упрощенном визовом режиме, правила Кодекса будут непосредственно регулировать получение шенгенских виз нашими гражданами, правда, лишь в той мере, насколько это не противоречит Договору. Прокомментировать новые шенгенские визовые правила мы попросили руководителя консульско-правового отдела Посольства Федеративной Республики Германии на Украине Кристиане Хульманн.
— Как вы оцениваете содержание нового Визового кодекса ЕС? Насколько четко и полно в нем урегулированы все аспекты выдачи виз?
— Визовый кодекс вводит достаточно полезные новые правила. Он соединил все разрозненные нормы и правила, которые были рассеяны в различных нормативных актах, в единый документ консульского содержания, и благодаря этому каждый имеет возможность увидеть в одном документе все положения, касающиеся визовых вопросов во всем шенгенском пространстве. Сильная сторона этого Кодекса заключается также и в том, что он заставляет все государства придерживаться единообразных правил, то есть способствует гармонизации законодательства. К примеру, дипломатические представительства стран шенгенской зоны совместно разработали список документов, которые необходимо предоставить для получения визы. Ныне он направлен на утверждение в Брюссель, и после такого утверждения все консульские учреждения будут требовать у заявителей единообразный пакет документов.
Кодекс, как и любой другой закон, читается достаточно сложно, но при этом он ясен и понятен для каждого. Большое преимущество для всех украинцев в том, что благодаря Кодексу они смогут в более простой форме ознакомиться с правовой базой, на основе которой работают посольства и консульские учреждения, а в случае отклонения заявки, обратиться с жалобой. Следует учитывать, что некоторые положения Визового кодекса вступят в силу несколько позже, но об этом можно узнать, только заглянув в статью 58, в самый конец документа.
Важно знать, что Кодекс перекрывает договор об упрощении визового режима между Украиной и ЕС. Положения этого Кодекса унифицированы, они действуют по всему миру, но в тех случаях, когда положения Договора благоприятней для украинцев, они сохраняют свою силу. Например, в статье 23.1 Визового кодекса говорится о том, что решение по визовой заявке должно приниматься в течение 15 дней, а по договору на это отводится 10 дней. Есть много других примеров, в частности, уплата пошлины за получение визы: украинские граждане оплачивают ее по более льготному тарифу либо вообще получают бесплатно — в этом вопросе положения Договора более благоприятны и, соответственно, приоритетней, чем нормы Кодекса.
При этом на Украине введение нового Визового кодекса вызвало определенный ажиотаж. Появилось достаточно много комментариев, содержащих не совсем достоверную информацию. К примеру, утверждают, что в будущем нельзя будет заполнять формуляры на украинском языке. Это неверно — Визовый кодекс предусматривает, что все формуляры для получения визы будут как на государственном, это значит на Украине на украинском языке, так и на языке государства, выдающего визу. Согласно Визому кодексу, консульства информируют о том, на каком языке могут заполняться анкеты. Отдельные комментаторы заявляли, что будет усложнена процедура обжалования отказа в выдаче визы. На самом деле ничего существенно не изменилось, наоборот, процедура стала унифицированной для всех посольств. Высказывались опасения, что посольства будут требовать дополнительные подтверждающие документы. Это также не соответствует действительности, как неверно и утверждение о формальном характере ограничения стоимости услуг посредников. Для нас Визовый кодекс — это закон, и мы будет неукоснительно выполнять его требования.
— А какие положения Визового кодекса будут иметь отношение непосредственно к регулированию выдачи виз украинцам?
— Некоторые правила, ранее применяемые не всеми посольствами, теперь станут обязательными, в частности, это положения, согласно которым всякий отказ в выдаче визы должен быть мотивирован и должно быть пояснение о возможности и механизме обжалования такого отказа. Но этот пример не совсем удачен, ведь данная норма вступит в силу только через год.
Будет действовать новое правило относительно стоимости услуг посредников. Если какие-то услуги оказываются внешними посредниками, то их стоимость не должна превышать 30 евро. Это хорошая норма, поскольку разными дипломатическими представительствами ранее применялись различные расценки. Если говорить о Посольстве Германии, то аутсорсинг, делегирование предоставления наших услуг внешним структурам распространяется только на определение сроков собеседования в визовом отделе — и эта услуга стоит приблизительно 5 евро.
Будет введен единый визовый формуляр для всех посольств. На наш взгляд, он лучше и понятней.
Вводится обязательная норма для всех посольств относительно следующего: если вы договариваетесь о собеседовании, то с момента такой договоренности до самого собеседования должно пройти не более двух недель. Для нашего посольства это чисто теоретическое положение, поскольку у нас время ожидания составляет в среднем 2 дня.
Еще одна новая норма, прямо не сформулированная в Кодексе, но очень важная и вступающая в силу также с 5 апреля 2010 года, касается так называемых национальных виз (выдаваемых студентам, ученым, пребывающим на территории государства более 3 месяцев), которые будут распространяться на все шенгенское пространство, а не только на государство, выдавшее такую визу.
Не столь позитивно может быть воспринята украинцами, но, тем не менее, имеющая практическое значение норма о том, что будут приниматься паспорта со сроком действия не более десяти лет. Если срок действия паспорта (для выезда за границу) более десяти лет, такой паспорт попросту не будет приниматься визовым отделом. Мы знаем, что на Украине ныне возникли проблемы с выдачей загранпаспортов, но для украинской власти данное требование не является неожиданным, оно известно уже около 9 месяцев — украинское правительство информировано о таком требовании. Следует отметить, что из этого правила есть исключение — Европейская комиссия разрешила нам отклоняться от требования о сроке действия паспортов в случаях крайней гуманитарной необходимости, например, в случае необходимости срочной операции.
Предусмотрены и другие новые правила и процедуры. Но они приобретут свое значение только с момента фиксации в визах биометрических признаков. Пока что мы до этого не дошли, еще не созданы соответствующие технические условия.
— Когда предполагается ввести эту систему в действие?
— Не могу точно сказать, но полагаю, что в текущем и даже следующем году это вряд ли произойдет, скорее, можно говорить о сроке полтора-два года. Более точно ответить на данный вопрос могла бы Европейская комиссия. Повторю, что это технически сложный процесс, связанный со множеством нюансов, и налаживание такой системы достаточно затратно с финансовой точки зрения.
Введение биометрических признаков на самом деле выгодно для заявителей. С одной стороны, каждому заявителю придется, как минимум, один раз появиться в посольстве или консульстве, чтобы оставить свои отпечатки пальцев и подать лично заявление о выдаче визы. С другой стороны, в будущем не будет возникать сложностей с идентификацией личности, например, в случае повреждения или утери паспорта или при некорректной транслитерации имени латиницей — с введением биоидентификации подобных проблем удастся избегать.
— Вы говорили об обязательном введении механизма обжалования отказа в выдаче визы. Данное положение отсылает нас к национальному законодательству государств шенгенской зоны. Какой порядок обжалования, к примеру, в Германии?
— В статье 32 Кодекса сказано, что отказ в выдаче визы оформляется в виде формуляра (в приложении к Кодексу содержится его образец). Здесь же сказано, что каждый случай отказа можно оспорить в суде. Но дело в том, что конкретная процедура обжалования урегулирована в национальном законодательстве, соответственно, процедура будет отличаться в каждом государстве. Например, в Германии данные дела подведомственны административным судам, а конкретно — административному суду г. Берлина, по местонахождению Министерства иностранных дел.
Нашим министерством разработана унифицированная формулировка относительно возможности и механизма обжалования, которую направили всем посольствам и которую мы вносим во все формуляры об отказе в выдаче визы.
Существует две возможности обжалования. Во-первых, это подача апелляции непосредственно посольству. Посольство в таком случае еще раз рассматривает все материалы и принимает окончательное решение — выдает визу или окончательно отказывает. В последнем случае заявитель может обратиться в суд. Причем в суд можно обращаться сразу, минуя стадию апелляции в посольстве.
Я бы рекомендовала гражданам Украины, которым немецкое посольство отказало в выдаче визы, обращаться с просьбами о проверке непосредственно в посольство, поскольку если мы допустили ошибку, то в таком случае решение будет приниматься намного быстрее. В случае обращения в суд, рассмотрение может длиться несколько месяцев. Но такая возможность есть. И если кто-то уверен, что с ним поступили неправильно, ему, несомненно, следует обращаться в суд.
— А каким образом можно подать иск, воспользоваться правом на правовую помощь?
— Жалобу в административный суд можно направить по почте. И даже предусмотрена возможность направления заявления по электронной почте. При этом на любой стадии процесса можно прибегнуть к помощи адвоката.
— Но в таком случае, насколько я понимаю, невозможно лично представлять свои интересы в суде?
— (Смеется). Это было бы в определенной степени предвосхищением решения суда. Поскольку соответствующее лицо может въехать на территорию Германии, только получив визу, отказ в выдаче которой как раз обжалуется. Да и на самом деле нет необходимости в личном присутствии в судебном заседании.
— После введения нового Визового кодекса ЕС что изменится в работе посольства?
— Для Посольства Германии мало что изменится. Многие из правил, устанавливаемых Кодексом, мы применяли и раньше, по собственной инициативе. Тем более что основные существенные изменения вступают в силу несколько позже.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…