Конфликт интересов, в недавнем прошлом термин, относившийся в основном к бизнес-среде, ныне все чаще употребляется в контексте деятельности государственных чиновников, что в принципе и неудивительно, учитывая растущий уровень взаимодействия между частным и государственным секторами. Удивительно другое — на Украине до сих пор отсутствует определение конфликта интересов на публичной службе и правил его предотвращения и урегулирования. При этом конфликт интересов, то есть противоречие между частными интересами чиновника и интересами службы, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решения, совершения или воздержания от совершения соответствующих действий во время его служебной деятельности, рассматривается как один из факторов, содействующих развитию коррупции. Но, опять-таки, действующим антикоррупционным законодательством вопросы конфликта интересов практически не урегулированы.
Ныне на рассмотрении парламента находится один законопроект, направленный на уреглирование данного вопроса — «О конфликте интересов в деятельности публичных служащих» № 4420, внесенный народными депутатами Украины: Иваном Кириленко, Олегом Ляшко, Романом Зваричем, Юрием Мирошниченко, Ольгой Боднар. Законопроект, в течение нескольких лет разрабатываемый Главгосслужбой и даже переданный в установленном порядке в Кабинет Министров Украины, в парламент так и не попал.
Итак, рассмотрим, что же предлагается урегулировать законопроектом № 4420. Прежде всего отметим, что субъектный состав публичных служащих чрезвычайно широк. В соответствии со статьей 2 законопроекта его действие должно распространяться как на: лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, органов местного самоуправления (от Президента Украины; Председателя Верховного Совета Украины и его заместителей; премьер-министра Украины, других членов Кабинета Министров Украины; народных депутатов Украины до должностных лиц органов прокуратуры, дипломатической, таможенной и государственной налоговой службы; а также лиц, которые занимают должности в органах государственной власти и не являются государственными служащими); так и на других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства (руководителей и заместителей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций; должностных лиц, которые выполняют функции государства, органов местного самоуправления, находятся в трудовых отношениях с юридическими лицами публичного права и получают заработную плату за счет средств Государственного или местного бюджета ). Перечень практически всеобъемлем, что вызывает определенные сомнения в необходимости такой детализации и, тем более, в возможности обеспечения реального контроля за соблюдением всеми вышеперечисленными категориями публичных служащих предложенных предписаний.
Одной из превентивных мер конфликта интересов, по мнению авторов законопроекта, должно стать поголовное декларирование доходов и расходов публичными служащими и их близкими родственниками. По сравнению с существующим декларированием предлагается ряд существенных нововведений. Так, декларированию будет подлежать не только недвижимость и ценное имущество (в том числе транспортные средства), являющиеся собственностью публичного служащего, а также находящиеся в его владении или использовании, но и информация о заключенных соглашениях, если цена соглашения превышает 20 минимальных заработных плат, с указанием размера и сторон таких соглашений; а также информация о полученных кредитах, если общий размер таких кредитов превышает 20 минимальных заработных плат. Обязанность по подаче деклараций сохраняется в течение двух лет после прекращения публичной службы. А все сведения, предоставленные в декларациях, станут объектом постоянного мониторинга специально уполномоченных лиц на предмет выявления конфликта интересов чиновника.
К слову, в законопроекте предусматривается введение в подразделениях по вопросам персонала должностей уполномоченных лиц, на которых будут возложены обязанности по предоставлению консультаций по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности публичных служащих; предоставление письменных разъяснений относительно наличия (отсутствия) конфликта интересов в случаях, предусмотренных законом; обеспечение мониторинга деклараций доходов и расходов публичных служащих с целью выявления конфликта интересов в их деятельности; информирование уполномоченного органа и руководителя органа, в котором работает публичный служащий, о выявлении конфликта интересов и мерах, которые были применены для урегулирования такого конфликта интересов; осуществление внешнего контроля; а также осуществление дисциплинарного производства относительно публичного служащего, допустившего конфликт интересов.
Законопроектом № 4420 достаточно подробно регламентируются вопросы ограничений, связанных с использованием служебного положения и получением подарков, которые могут привести к конфликту интересов (ограничения не распространяются на проявления гостеприимства и подарки, стоимость которых не превышает 20 процентов прожиточного минимума одноразово, а совокупная стоимость таких подарков, полученных из одного источника на протяжении года, — одного прожиточного минимума). Закрепляются основные принципы и определяются положения относительно предотвращения возникновения конфликта интересов, а также конкретные способы его урегулирования (в случае конфликта интересов публичный служащий обязан в течение 5 рабочих дней с момента его возникновения в письменном виде сообщить органу или должностному лицу, уполномоченному назначать (избирать) на соответствующие должности, о факте возникновения конфликта интересов, обстоятельствах, вследствие которых он произошел, возможной выгоде, которую публичный служащий или его близкие родственники или другие, связанные с ним юридические и физические лица, могут получить в результате возникновения такого конфликта, а также может указать возможный способ урегулирования конфликта интересов). Кроме того, в законопроекте предусматривается принятие кодексов этики, а также правил относительно конфликта интересов в деятельности отдельных публичных служащих со специальным статусом, и закрепляются гарантии защиты лиц, которые способствуют выявлению конфликтов интересов в деятельности публичных служащих.
Принятие законопроекта, направленного на решение конфликта интересов госчиновников, несомненно, станет прогрессивным явлением. Но закон должен идти в ногу со временем. При наличии множества позитивных норм в законопроекте № 4420 он, однако, представляется несколько устаревшим. Ведь в современных условиях основное внимание должно уделяться не традиционным факторам влияния на чиновников, а именно подаркам и представительским услугам или личным (родственным) отношениям. Растущее сотрудничество разнообразило возможности возникновения конфликта интересов в случаях, когда госслужащий имеет частные интересы в бизнесе в качестве партнера, акционера, члена совета директоров, инвестора, стороны государственного контракта и так далее. Следует также учитывать ситуации, когда госчиновник связан с другими организациями (например, является членом совета неприбыльной организации, финансируемой за счет госоргана, в котором он работает). Отдельно нужно рассматривать и ситуации, когда госслужащий оставляет должность и переходит на работу в частную компанию, или, наоборот, должностное лицо компании назначается на должность в госоргане, связанном финансовыми или другими обязательствами с компанией, в которой этот чиновник ранее работал. К сожалению, в предложенном законопроекте данные формы конфликта интересов (в части их типологизации и характерных признаков) освещены недостаточно.
Сергей САФУЛЬКО
Член Высшего совета юстиции
— Конфликт интересов — достаточно распространенное явление в государственной службе. Причем конфликт возможен не только между интересами службы и интересами служащего, но также между интересами службы и внутренними убеждениями служащего. В зоне такого конфликта публичное лицо вынуждено руководствоваться, с одной стороны, своими должностными предписаниями и интересами службы, а с другой — общими этическими началами и ценностями. Предпочтение, конечно, следует отдавать последним, что, к сожалению, далеко не всегда возможно. Оптимальным путем разрешения подобных конфликтов считаю принятие специального закона, действие которого будет распространяться на всех публичных служащих. Украина пришла к необходимости введения в сфере публичной службы так называемых примирительных процедур, направленных на предотвращение конфликта интересов и установление механизмов выхода из конфликтной ситуации. Причем именно на уровне закона, а не применимо к отдельным ведомствам.
Андрей БОГДАН
Заместитель министра юстиции
— Грань между конфликтом интересов и коррупционным деянием на госслужбе чрезвычайно тонка. Устанавливать ее следует в специальном законодательстве, прежде всего — в кодексах профессиональной этики госслужащих. К примеру, в вопросах получения публичным лицом подарков: когда он может оставить подарок у себя, когда принять, но передать в дальнейшем ведомству, а когда категорически отказаться от подарка. Или же регулирование поведения госслужащего — если он видит, что какая-либо ситуация может быть расценена как коррупционное нарушение, он обязан обратиться в соответствующую службу в своем ведомстве и получить консультацию относительно дальнейших действий. Должен быть предусмотрен и механизм самоустранения от принятия решений при наличии конфликта интересов (причем в некоторых случаях такой самоотвод должен быть обязательным).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…