прапор_України

Генеральний партнер 2022 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (1039) » Сети-лайт

Сети-лайт

Рубрика Тема номера

Сегодня украинский рынок переживает подъем электронной торговли и онлайн-ритейла: растет количество игроков, активно внедряются инновации, решения и подходы, увеличивается взаимодействие с зарубежными рынками. В силу своей перспективности и прибыльности трансграничная электронная коммерция уже стала глобальным трендом и продолжает усиливать свои позиции во всем мире. И даже если сегодня бизнес ориентирован только на локальный рынок или на определенную нишевую аудиторию, торговля в мировой паутине открывает массу возможностей продавать всему миру завтра.

В то же время это создает потенциальный риск возникновения споров с внушительным перечнем юрисдикций возможных контрагентов.

Что необходимо знать онлайн-продавцу при подготовке и размещении на веб-сайте условий и стандартных договоров, которые могут заключаться с покупателями-резидентами из совершенно разных юрисдикций?

 

Выбор юрисдикции

В международном бизнесе, согласно общему принципу, стороны вправе самостоятельно определять применимое к договору право и форум для разрешения споров.

Но во многих случаях, в частности в В2С-торговле, выбор юрисдикции будет предопределен правом клиента-потребителя.

Онлайн-ритейлерам стоит ознакомиться с национальным законодательством стран, в которых планируются продажи. Национальное законодательство устанавливает свое регулирование, например, защиты персональных данных, защиты прав потребителей, свободы слова, которое необходимо принимать во внимание во избежание судебных процессов с потребителями.

С целью минимизации рисков возникновения исков от потребителей из юрисдикций, в которых продавец не намерен вести деятельность, стоит придерживаться следующих принципов: 1) в случае отсутствия цели проводить активную торговлю онлайн с клиентами по всему миру компании нужно указать на веб-сайте конкретный перечень стран, в которые осуществляются продажи/предоставляются услуги, использовать языки стран из этого перечня, ограничить перечни валют для оплаты исключительно валютами стран, в которых продавец осуществляет деятельность; 2) структурировать веб-сайт таким образом, чтобы возможность осуществлять «активные операции» была у потребителей из стран, на которые ориентируется продавец; для пользователей из других стран веб-сайт целесообразно ограничить исключительно для информационных целей; 3) не стоит размещать сервера и офисы, таргетировать рекламу, а также создавать представительства в странах, на которые продавец не ориентируется; 4) следует обращать особое внимание в стандартных договорах и условиях на положения о применимом праве и юрисдикции для разрешения споров; 5) необходимо добавить на веб-сайт примечания, оговорки в отношении стран, на которые продавец не ориентируется.

Торговля онлайн всегда связана с рисками возникновения претензий от потребителей, но в то же время осведомленность о них и их учет при структурировании бизнес-модели, контента сайта и разработки стандартных условий может значительно снизить юридические риски, возникающие в онлайн-бизнесе.

 

Регламент ЕС

На уровне законодательства ЕС существуют нормы, обязательные для применения к договорам с потребителями (consumers), которые являются резидентами ЕС, несмотря на выбор сторонами юрисдикции. Регламент Европейского Союза (ЕС) № 1215/2012 Европейского парламента и Совета ЕС от 12 декабря 2012 года «О подсудности и признании и исполнении судебных решений по гражданским и уголовным делам» (действует с января 2015 года) (Регламент) ввел благоприятное регулирование для потребителей, поскольку традиционно потребители считаются слабой стороной в правоотношениях.

Согласно статье 18 Регламента, потребитель может предъявить иск к онлайн-продавцу в юрисдикции своего постоянного местонахождения или местонахождения продавца, но иск к потребителю может быть предъявлен только в юрисдикции постоянного местонахождения такого потребителя.

То есть, например, при продаже вашего товара польскому потребителю польский покупатель независимо от выбранного в стандартных условиях форума разрешения споров может подать на вас в удобный для себя польский суд.

Указанное правило касается договоров с физическими лицами, которые действуют вне своей торговой или профессиональной деятельности.

При этом право выбора юрисдикции возникает у потребителя не со всеми онлайн-продавцами, а лишь с теми, чья деятельность «направлена» в страну потребителя.

Но при отсутствии такого прямого обращения или выраженного намерения осуществлять продажи в той или иной стране ЕС ситуация меняется.

 

Критерии «направленности»

Риск оказаться в суде стран ЕС по искам потребителей из ЕС во многом зависит от определения «направленности действия» (выраженного намерения) вести такой бизнес в стране потребителя.

Критерии установления «направленности» уже были предметом рассмотрения Суда Европейского союза (Суд).

В деле «Pammer and Hotel Alpenhof» суд, проанализировав обычную деятельность и сайт онлайн-продавца, установил общие критерии для определения намерения продавать товары потребителям из стран ЕС.

Среди них следующие: 1) международный характер деятельности, например упоминание о возможности предоставления услуг перевозки на маршрутах из государств — членов ЕС в страну продавца; 2) использование языка или валюты, которые обычно не используются в стране продавца, но используются в странах ЕС; 3) указание телефонных номеров с международным кодом; 4) использование доменного имени высшего уровня, отличного от страны продавца (к примеру, .de, .com или .eu); 5) упоминание о клиентах, среди которых есть лица из разных государств — членов ЕС (объединенные дела C-585/08 и C-144/09 «Peter Pammer v. Reederei Karl Schluter GmbH & Co. KG» и «Hotel Alpenhof GesmbH v. Oliver Heller» (2010) ECR I-12527).

Также Суд обозначил, что перечень таких критериев не является исчерпывающим и вопрос наличия «направленности/намерения» ведения бизнеса в ЕС должен рассматриваться национальными судами применимо к каждой конкретной ситуации.

 

СЕЛЯКОВА Наталья — партнер МЮФ Dentons, г. Киев

 


Комментарии

Защита персональных данных

Вита ШКАРАПУТА, старший юрист ESQUIRES

Европейский ры­нок является основным направлением для развития е-коммерции, а такие страны, как Германия, Франция и Великобритания, считаются самыми зрелыми регионами электронной торговли в мире. С развитием рынка возникает необходимость в его регулировании и внедрении определенных международных и внутренних правил и положений.

Любой розничный торговец, занимающийся электронной торговлей и работающий в ЕС, должен соблюдать правила дистанционной торговли, включая онлайн-продажи. Такие требования касаются и защиты персональных данных, а также данных кредитной карты.

Например, любые сведения, собранные интернет-магазином, будут попадать под действие закона о защите данных и аналогичного законодательства в странах ЕС. Онлайн-ритейлеры должны обеспечить наличие политики конфиденциальности, объясняющей, каким образом они будут использовать данные о клиентах. Как правило, для розничного продавца использование персональных данных для выполнения заказа и раскрытие их третьим лицам требует согласия потребителя.

 

Определение юрисдикции

Вероника ЗБРИЗКАЯ, юрист Spenser & Kauffmann

Исходя из практики Суда ЕС по применению пункта 1 (с) статьи 15 постановления Совета ЕС № 44/2001, «направленность» на страну потребителя определяется среди прочего характером деятельности продавца, содержанием его веб-сайта и его готовностью к заключению договоров с покупателями из других стран — членов ЕС (объединенное дело «Peter Pammer v. Reederei Karl Schluter GmbH & Co.KG» и «Hotel Alpenhof GesmbH v. Oliver Heller»).

В последующих решениях Суд ЕС детализирует, что для определения «направленности» трансакция не обязательно должна быть совершена на расстоянии («Muhlleitner v. A. Yusufi and W. Yusufi»), а также не требуется заключения договора непосредственно на веб-сайте, но при установлении прямой связи между использованием веб-сайта и заключением договора это служит доказательством «направленности» продавца («Lokman Emrek v Vlado Sabranovic»).

Таким образом, при ведении деятельности в странах ЕС бизнесу следует обратить внимание на указанные критерии «направленности», чтобы быть готовым к определению юрисдикции в случае спора.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

tg-10
4_TaxForce600_90
covid
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
top50_2020_600x90
ULF_0002
Vacancies_600x90_ua
doroszab2
Slide

Зміст

Акцент

Гладкость — сестра таланта

Государство и юристы

Старт-фон

Государство и юристы

Новости из зала суда

Кандидат в судьи не добился предоставления ему рекомендации по старому закону

Суд не признал бездействие ВСЮ в вопросе отставки судьи противоправным

Государство и юристы

Новости законотворчества

Уточняются положения закона о градостроительстве

Будет ужесточен контроль за уплатой алиментов

Парламентарии изменили календарь праздников

Государство и юристы

Финальная игра

Трудности привода

Зарубежная практика

Нейтральная территория

Новости юридических фирм

Частная практика

Начала работу аутсорсинговая платформа Aequo Friends

AVELLUM консультировала Coast2Coast относительно приобретения производителя хозяйственных товаров Stella Pack

Юристы «АНК» защитили интересы французского судовладельца

Отрасли практики

Прописка на крипте

Диверсионная труппа

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Звездное слияние

Самое важное

С чувством, с толком, с постановкой

Прийти в создание

Судебная практика

Счетная плата

С мерой — в будущее

Третейский лишний?

Судебная практика

Судебные решения

Спор о правильности определения органом местного самоуправления размера убытков не подлежит рассмотрению административным судом

Судебная практика

Отличные требования

Правила игры

Тема номера

Уровнем свыше

Сдать основание

Метать игру

Кинолепта

Фокус-покус

Сети-лайт

Проблемы оптимизации

Связь поколений

Приключения электроника

Частная практика

Скованные одной целью

Штатное расписание

Все в порядках

Інші новини

PRAVO.UA