Взаимоотношения собственников инфраструктуры с телеком-операторами и провайдерами вскоре кардинально изменятся — ожидает вступления в силу Закон «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей» № 1834-VIII (Закон). Документ обязывает собственников домов и инфраструктурных объектов допускать в них провайдеров на равных условиях, устанавливает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, определяет права и обязанности участников таких хозяйственных отношений. Закон не просто долгожданный — изменения были нужны телеком-рынку еще «на вчера». Но лучше поздно, чем никогда.
Основная проблема, которая долгие годы не дает телеком-бизнесу спокойно работать и развиваться, заключается в том, что для разных провайдеров собственник инфраструктуры устанавливает разные условия доступа, и часто дом может быть «монополизирован» одной-двумя компаниями по договоренности с собственником (как правило, такие ситуации возникают у объединений собственников многоквартирных домов). Поэтому Закон призван бороться с этими дискриминационными злоупотреблениями, уменьшить долю теневого рынка, создать условия для развития конкуренции.
И все бы хорошо, но Закон является рамочным, для его реализации необходимо принятие ряда подзаконных нормативно-правовых актов. В частности, Кабинет Министров Украины должен будет утвердить правила предоставления доступа к инфраструктуре объектов строительства, транспорта, электроэнергетики, кабельной канализации электросвязи, домовой распределительной сети. В Законе лишь установлено, какие условия должны содержаться в таких правилах. Также предусмотрено, что договор между собственником инфраструктуры и заказчиком заключается после выдачи заказчику технических условий относительно доступа и согласования с собственником проектной документации. Техусловия, устанавливающие одинаковые для всех заказчиков требования относительно доступа, будет разрабатывать и издавать собственник инфраструктуры соответствующего объекта. Проектная документация готовится самостоятельно заказчиком или другим лицом и не требует согласования с органами государственной власти и местного самоуправления.
Безусловно, для телеком-рынка особенно важно, как же будет определяться плата за доступ к инфраструктуре. Законом установлено, что такая плата может быть единовременной и/или периодической. Один раз необходимо заплатить за разработку и выдачу техусловий, а периодическая плата может устанавливаться исключительно при наличии дополнительных расходов собственника на содержание элементов инфраструктуры, связанных с предоставленным доступом. Размер платы устанавливается для каждой категории объекта в соответствии с методиками (которые еще предстоит утвердить), но максимальная цена зафиксирована Законом: за разработку и выдачу техусловий — 50 % размера минимальной заработной платы (мзп), за доступ к элементам инфраструктуры объектов электроэнергетики — 0,3 % мзп за одну опору в месяц, за доступ к инфраструктуре объекта строительства, пользование домовой распределительной сетью — 2–5 % мзп в месяц за дом в зависимости от количества квартир, за доступ к элементам инфраструктуры объекта транспорта и кабельной канализации электросвязи — 5 % мзп за один канало-километр в месяц.
Такие цифры в Законе появились после детального обсуждения, анализа и поиска компромисса. «Оператор теперь не должен бегать и унижаться, выпрашивая или оплачивая выдуманные платежи, чтобы разместить свои телеком-сети на инфраструктуре собственника», — отметил председатель правления Интернет Ассоциации Украины Александр Федиенко, добавив, что операторы смогут четко планировать свои бюджеты при строительстве сетей. «Скорее всего, сразу после вступления в силу Закона собственники объектов инфраструктуры будут ориентироваться на максимальный размер платы в отношениях с телеком-компаниями. Однако грамотно разработанные методики определения платы с четко определенным перечнем статей расходов собственников, за которые может взиматься плата, позволят устранить возможные перегибы», — считает старший юрист ЮФ Asters Оксана Легкая.
Закон представляет собой достаточно усеченный вариант Директивы 2014/61/EU о мерах по уменьшению затрат на развертывание высокоскоростных телекоммуникационных сетей и закладывает один из камней в фундамент для запоздавшего перехода экономики Украины из «аналоговой» в «цифровую», обратил внимание Юрий Котляров, адвокат, партнер, руководитель практики телекоммуникаций АО Juscutum. По его мнению, есть и некоторые проблемные моменты: «Закон не охватывает все проблемы, с которыми сталкивается, а тем более с которыми может столкнуться оператор/подрядчик при строительстве сетей уже в недалеком будущем. Закон также не предусматривает каких-либо особых условий использования объектов государственной и коммунальной собственности для развития широкополосных сетей (например, ускоренную и упрощенную процедуру согласования, бесплатное пользование и т.д.). Такие особые условия могли бы рассматриваться как посильная инвестиция государственных и местных органов власти в развитие широкополосных сетей. Таким образом, этот Закон не является прорывом, как некоторые его хотят представить. Это необходимый и запоздалый шаг вперед, не более».
«Безусловно, это позитивный Закон, — уверен Александр Федиенко. — Бытует масса мнений в контексте, хорош он или плох. Могу сказать, что работа над ним была достаточно открыта, чтобы охватить максимальное количество сегментов разного уровня операторов в стране. Поверьте, на этапе работы было достаточно конструктивизма, критики, нескрываемого блокирования со стороны не телекоммуникационных структур. Давайте будем реалистами — это первый лоббистский закон, в котором одна отрасль пересекается с другими, и не просто пересекается, а уже выступает на равных».
Закон вступит в силу 4 июня 2017 года. Договоры относительно доступа к элементам инфраструктуры, которые будут действовать на день вступления в силу Закона, останутся действующими до окончания срока их действия, но по требованию заказчика или собственника инфраструктуры такие договоры должны быть приведены в соответствие с Законом. В целом Закон должен поспособствовать развитию телекоммуникационных сетей на Украине, но эффективность его реализации напрямую зависит от принятия правил и методик. При этом, как отмечает Юрий Котляров, Закон не определяет сроков принятия КМУ соответствующих документов, а на НКРСИ, НКРЭКУ и органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по разработке соответствующих документов, а им лишь «рекомендуется» привести свои решения в соответствие с Законом. «Таким образом, следует высказывать очень сдержанный оптимизм относительно перспектив и эффективности от принятого Закона», — считает г-н Котляров. «Отраслью, многими ассоциациями, парламентским комитетом уже проделана большая часть работы. Я верю, что и методики мы сможем не просто отработать, а приложить максимум усилий для их утверждения и внедрения, — отметил Александр Федиенко. — Допускаю, что это именно та ложка дегтя, которая может оказаться в нашей бочке. Но мы будем максимально информировать общество о тех чиновниках, которые всячески саботируют эту работу».
Как говорится, дьявол кроется в мелочах, и главное, чтобы процесс принятия подзаконных актов не создал для телеком-бизнеса еще больше препятствий, чем было на этапе лоббирования и принятия Закона.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…