Сертификат соответствия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №6 » Сертификат соответствия

Сертификат соответствия

Рубрика Тема номера
В перспективе банковский сертификат объединит в себе признаки депозита и ценной бумаги, сможет обращаться на вторичном рынке и использоваться как инвестиционный финансовый инструмент

Значительным фактором развития фондового рынка Украины и привлечения инвесторов является введение на законодательном уровне новых финансовых инструментов, соответствующих требованиям современного динамичного рынка капитала.

С целью создания таких инструментов были разработаны законопроекты  9034 и  9035, которые поданы в Верховную Раду Украины и находятся в процессе доработки и согласования.

Законопроект  9034 отсентября 2018 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно финансовых инструментов банков» предусматривает создание нового финансового инструмента — банковского сертификата, который, по замыслу законодателей, объединит в себе свойства банковского вклада и ценной бумаги. Указанным законопроектом планируется внести изменения в Хозяйственный кодекс Украины и некоторые законы, в том числе в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» (Закон о ЦБ). Как указано в пояснительной записке к законопроекту 9034, основной целью принятия акта является введение нового вида эмиссионной ценной бумаги, которая выпускается банками в бездокументарной форме, благодаря чему имеет удобный механизм обращения и погашения. Что имели в виду законодатели и кому может быть интересен новый финансовый инструмент, рассмотрим в этой статье.

Новый вид ценной бумаги

Законопроект  9034 определяет банковский сертификат как долговую эмиссионную ценную бумагу, подтверждающую сумму требования к банку, равную номинальной стоимости соответствующей ценной бумаги, а также права собственника банковского сертификата на получение по истечении установленного срока номинальной стоимости банковского сертификата и процентов (если выплата процентов предусмотрена банковским сертификатом) у банка, выпустившего его.

Банковский сертификат имеет сходство с корпоративными облигациями и сберегательными (депозитными) сертификатами по признаку прав, которые он удостоверяет. При этом от сберегательного (депозитного) сертификата отличается бездокументарной формой существования. Именно бездокументарная форма, по замыслу разработчиков, наделяет финансовый инструмент возможностями удобного и быстрого обращения на вторичном рынке (как на биржевом, так и на внебиржевом), а его погашение осуществляется через депозитарную систему Украины непосредственно на личный счет собственника банковского сертификата.

Таким образом, в перспективе новый финансовый инструмент, эмитируемый банком, объединит в себе признаки банковского депозита и ценной бумаги, сможет свободно обращаться на вторичном рынке и использоваться как удобный инвестиционный финансовый инструмент.

Однако следует сказать о законопроекте  9035 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвесторов и введения новых финансовых инструментов», также ожидающем рассмотрения в Верховной Раде Украины и предусматривающем внесение изменений в Закон о ЦБ, в том числе в части расширения перечня финансовых инструментов, при этом какихлибо упоминаний о банковских сертификатах законопроект не содержит. Следовательно, принятие обоих законопроектов в текущей редакции приведет к необходимости повторного внесения изменений в Закон о ЦБ (или Закон Украины «О рынках капиталов» в редакции законопроекта  9035).

Выпуск и размещение

Поскольку банковский сертификат, по замыслу разработчиков законопроекта  9034, будет представлять собой разновидность эмиссионной ценной бумаги, процедура его выпуска и размещения (эмиссия) будет делится на этапы и подлежать государственному регулированию. В классическом случае эмиссия (акций, облигаций и т.д.) — это совокупность действий эмитента, направленных на регистрацию выпуска ценных бумаг в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), их размещение среди инвесторов в ценные бумаги, и осуществляется в последовательности, установленной Законом о ЦБ и подзаконными нормативными актами НКЦБФР. Только эмиссия государственных облигаций и деривативов, а также казначейских обязательств не регулируется НКЦБФР, поскольку их выпуск связан с бюджетным процессом.

Относительно банковского сертификата законопроектом  9034 предусмотрена специфическая процедура эмиссии. Вопервых, выпуск этих сертификатов регистрируется Центральным депозитарием ценных бумаг, а именно — Национальным депозитарием Украины (Центральный депозитарий), с последующим уведомлением в течение следующего рабочего дня НКЦБФР и Национального банка Украины в установленном ими порядке о регистрации выпуска банковских сертификатов.

Вовторых, законопроектом  9034 сокращен перечень этапов эмиссии банковских сертификатов, а также изменена их последовательность. Размещение этих сертификатов планируется осуществлять до момента регистрации их выпуска, кроме того, не предусмотрен этап оформления временного глобального сертификата, который является основанием для принятия на учет ценных бумаг и учета обязательств эмитента по ним, а также упускается этап регистрации результатов размещения банковских сертификатов среди первых собственников.

Мотивы таких нововведений понятны, так как вся процедура эмиссии значительно сокращается, но при этом нарушается ее логическая последовательность — размещение без предварительной регистрации выпуска и оформления временного глобального сертификата. Кроме того, предложенная процедура выпуска банковского сертификата противоречит принципу государственного регулирования рынка в целом, осуществляемого НКЦБФР в форме регистрации выпусков ценных бумаг (Центральный депозитарий не включен Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» в перечень органов, осуществляющих такое регулирование, и законопроект  9034 не предусматривает соответствующих изменений). В то же время одним из главных заданий НКЦБФР является защита прав инвесторов, которая реализуется, в частности, путем отмены эмиссии или признания ее недобросовестной, или путем приостановления процесса размещения ценных бумаг. Из предусмотренного законопроектом  9034 механизма эмиссии банковских сертификатов пока не понятно, каким образом НКЦБФР сможет исполнить свои регуляторные функции, получив уведомление о факте состоявшейся эмиссии (регистрации выпуска после завершения размещения банковских сертификатов).

Перспективы использования

По замыслу законодателей, введение нового вида финансового инструмента банка (ценной бумаги) в бездокументарной форме существования, удобной и технологичной в выпуске и обращении, будет способствовать развитию рынка капитала через мобилизацию финансовых ресурсов и их эффективное использование. Но вряд ли можно ожидать живого интереса к банковскому сертификату среди населения. Вопервых, потенциальный инвестор должен иметь заранее открытый счет в ценных бумагах в депозитарном учреждении. И хотя процедура открытия такого счета несложная, все же за учет права собственности на ценные бумаги необходимо платить. Вовторых, перепродажа ценной бумаги как на неорганизованном, так и на организованном рынке (фондовой бирже) требует привлечения профессионального участника — лицензированного торговца ценными бумагами, который тоже взимает комиссионное вознаграждение за свои услуги. Таким образом, напрашивается вывод, что приобретение и перепродажа банковского сертификата будет интересна квалифицированному инвестору, инвестиции в ценные бумаги для которого являются видом профессиональной деятельности. Рядовому потребителю банковских услуг проще и дешевле оформить свое капиталовложение как депозит. Зато банки — эмитенты банковских сертификатов, которые одновременно ведут деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг (лицензированы НКЦБФР на осуществление деятельности депозитарного учреждения и/или торговца ценными бумагами), одновременно с предложением вложить средства в банковские сертификаты смогут предоставлять услуги по их учету и обращению.

ПЕРЕЛЫГИНА-КОВАЛЬЧУК Анна юрист ESQUIRES, гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA