Семейные узлы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (1029) » Семейные узлы

Семейные узлы

Рубрика Тема номера

С развитием рыночных отношений значительно усложняются и правовые механизмы. Возникают новые правовые институты, а старые получают импульс к обновлению. Так, в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) СССР 1968 года институт морского залога отсутствовал. Однако в главе XVII этого Кодекса были предусмотрены привилегированные требования. В КТМ Украины имеются оба эти института: морские привилегированные требования предусматриваются в статьях 358–363 КТМ Украины и морская ипотека — в статьях 364–378 КТМ Украины.

Наиболее общим понятием можно назвать обременение, ведь судно — это вещь, и, как на любую вещь, на судно могут возникать права других лиц, не собственников. Причем в морском праве имеют значение права лиц, появляющиеся в отношениях не только с собственником, но и с судовладельцем, таким образом, обременяется владение. Главное правило, составляющее особенность морского залога, заключается в том, что залог следует за морским судном, несмотря на переход права собственности на судно или изменение его регистрации. Морским залогом обеспечиваются морские требования привилегированного характера, прямо предусмотренные правовой нормой. Это означает, что такие требования подлежат удовлетворению в первую очередь, и они обеспечены залогом морского судна. Таким образом, эти требования следуют за судном, причем без каких-либо формальностей, как-то: извещение, регистрация или наличие соответствующего судебного решения. Из-за такого характера привилегированные требования стали называться «тайными». Что же касается ипотеки, то она «тайной» быть не может, поскольку возникает в результате заключения договора ипотеки, за редкими исключениями, прямо предусмотренными в законодательстве отдельных государств.

Итак, образуется довольно сложная система понятий и соответствующих им реалий. Основой этой конструкции выступает система морских привилегированных требований, которая дополняется системой их обеспечения.

 

Международная унификация

Разногласия в правовых нормах различных стран, регулирующих отношения, касающиеся морского залога и ипотеки, мировое морское сообщество пыталось преодолеть уже не раз. В результате таких попыток принимались международные конвенции:

— Международная конвенция об унификации некоторых правил правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов (Брюссель, 10 апреля 1926 года);

— Международная конвенция об унификации некоторых правил правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов (Брюссель, 27 мая 1967 года);

— Международная конвенция о морских залогах и ипотеках (Женева, Дипломатическая конференция под эгидой ООН, 6 мая 1993 года).

В Конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года предусматриваются все виды привилегированных требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, то есть к судовладельцу. Это требования, касающиеся заработанной платы и других сумм, причитающихся капитану, командному составу, другим членам экипажа в связи с их работой на судне, включая расходы по репатриации и взносы в фонд социального страхования, выплачиваемые от их имени; гибели или получения телесных повреждений на суше или на воде, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна; вознаграждения за спасение судна; выплаты портовых, канальных и лоцманских сборов; гражданских правонарушений, связанных с причинением материального ущерба или вреда в процессе эксплуатации судна, за исключением утраты или повреждения груза, контейнеров или багажа пассажиров, перевозимых на судне.

Установлены также и исключения. В случае нанесения ущерба в связи с перевозкой нефти или других опасных или вредных веществ морем компенсация выплачивается предъявителям требований в соответствии с международными конвенциями или национальным законодательством, которые предусматривают строгую ответственность и обязательное страхование или другие средства обеспечения требований. Исключения установлены и в отношении радиоактивных свойств или комбинации радиоактивных свойств с токсичными, взрывчатыми или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов или отходов.

Эти исключения касаются требований, возникших в связи с гибелью и телесными повреждениями, а также с гражданской ответственностью при эксплуатации судна вообще и объясняются особым правовым режимом ответственности по таким требованиям.

Важным является также положение Конвенции о морских залогах и ипотеках, предусматривающее, что каждое государство-участник может ввести в национальное законодательство право удержания в отношении судна, находящегося во владении судостроительного или судоремонтного предприятия, для обеспечения требования в связи с постройкой или ремонтом судна соответственно.

Довольно существенным представляется и положение о том, что каждое государство-участник может в своем законодательстве предусмотреть другие морские залоги в отношении судов при определенных условиях. Таким образом, национальные правовые системы стран, ратифицировавших Конвенцию о морских залогах и ипотеках, могут достаточно гибко регулировать институт залога судов.

 

Морской залог в разных правовых системах

Институты залога судов в странах общего права и континентальной системы права существенно различаются. Право морского залога и ипотеки континентальной системы мы рассмотрим на примере украинского законодательства.

Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что ипотека судна подлежит регистрации, а договор ипотеки — нотариальному удостоверению по месту регистрации судна в Государственном судовом реестре Украины или Судовой книге Украины. Эти отношения регулируются также гражданским законодательством: Гражданским кодексом и Законом Украины «Об ипотеке» от 5 июня 2003 года. Регистрация обременений на суда производится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка ведения Государственного реестра обременений движимого имущества» от 5 июля 2004 года № 830. Это придает регистрации морской ипотеки необходимую публичность. Права и обязанности сторон по договору морской ипотеки, а также порядок его оформления регулируются правом государства ипотечного залогодержателя. Ипотечный залогодатель должен вести Книгу записи ипотек.

Во-вторых, возникает вопрос о приоритетах. Конечно, исчерпывающий анализ этих отношений здесь невозможен, но мы приведем наиболее характерные положения.

1. Привилегированные требования имеют приоритет перед зарегистрированными обременениями, что означает высший приоритет характера морского требования как привилегированного перед видом его обеспечения.

2. Морские залоги, которые служат обеспечением требований относительно вознаграждения за спасение судна, имеют приоритет перед всеми другими морскими залогами, установленными в отношении судна до момента совершения операций, в результате которых возникают указанные залоги. Это значит, что требование вознаграждения за спасение судна имеет высший приоритет перед всеми требованиями, возникшими раньше окончания спасательной операции. Причем требования относительно вознаграждения за спасение судна, обеспеченные морским залогом, подлежат удовлетворению в порядке, обратном времени их возникновения (окончания соответствующей спасательной операции). Эти правила объясняются тем, что благодаря спасению судна обеспечивается возможность удовлетворения иных требований.

3. Все остальные морские залоги имеют одинаковый приоритет по отношению друг к другу в пределах соответствующей очереди, то есть подлежат удовлетворению прямо пропорционально их размеру.

4. Требования всех последующих очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех предыдущих очередей. В этом плане высший приоритет имеют требования к судовладельцу относительно заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа в связи с их работой на судне, а также требования, возникшие в результате гибели или телесных повреждений, если они непосредственно связаны с эксплуатацией судна.

5. Права по ипотеке, зарегистрированной ранее, имеют приоритет перед правами по ипотеке, зарегистрированной позднее, причем во внимание принимается время регистрации ипотеки в Книге записи ипотек. Следовательно, это правило не учитывает критерий характера требования. Это означает, что оно относится к требованиям, которые не являются привилегированными, поскольку в противном случае учитывался бы их приоритет по критерию содержания требования.

И, наконец, самое принципиальное — залог устанавливается только в отношении конкретного судна (судов). Судно — вещь, которая определена индивидуально и вполне идентифицируется в судовом реестре.

Залог морских судов по общему праву (common law) представляется правовым институтом, имеющим ряд специфических черт. Залог морского судна до принятия Закона о залоге морских судов 1920 года в США и Законов об Адмиралтейском суде 1840 и 1861 годов в Англии рассматривался как договор, в результате которого создавалось обязательство персонального характера (in personam), так что права по нему не могли защищаться вещным иском в Адмиралтейском суде. Такой залог морского судна базировался на общем праве, и иски относительно него рассматривались судами права справедливости. Основная черта залога в соответствии Законом США 1920 года состоит в том, что залог судна приобрел морской характер, и права по соответствующему обязательству получили защиту вещным иском (in rem) в адмиралтейских судах. Требования, обеспеченные залогом морского судна, стали удовлетворяться после морских привилегированных требований: например, требований о возмещении вреда из правонарушений (деликтов — in tort), требований о возмещении заработной платы грузчиков и членов экипажа, а также требований, возникших в связи с общей аварией и спасанием. Верховный суд США в решении по делу «Detroit Trust Co. v. The Thomas Barlum» (293 U.S. 21, 1934 A.M.C. 1417 (1934) установил полную конституционность Закона о залоге морских судов.

Основным содержанием морского залога выступает переход права ­собственности от залогодателя к залогодержателю в отношении заложенного судна для обеспечения исполнения основного обязательства. Именно эта черта составляет основное отличие института залога морских судов по общему праву от института морского залога в странах континентальной правовой семьи. Залогодатель имеет право выкупа заложенного морского судна или его части по английскому праву, причем залогодержатель может в судебном порядке лишить его такого права, и тогда залогодержатель получит полный титул на судно или его часть соответственно.

Как в США, так и в Англии залог судна подлежит регистрации. При этом соблюдаются формальности, необходимые для создания статутного залога морского судна. Если же такие формальности не соблюдены, залог будет рассматриваться по праву справедливости, что означает приоритет требований, обеспеченных статутным залогом. Кроме того, незарегистрированный договор о залоге будет иметь силу только в отношениях между залогодателем и залогодержателем, но не в отношении третьих лиц.

К началу ХХ века английское законодательство закрепило правило о том, что пока залогодержатель не вступил во владение судном, залогодатель является собственником судна, но и залогодержатель считается собственником, однако только для целей, связанных с обеспечением основного обязательства. Это придает институту залога морских судов по англосаксонскому праву весьма интересные черты, поскольку возникает раздвоение права собственности между залогодателем и залогодержателем, возможно, даже своеобразная общая собственность. Разумеется, этим объясняется возникновение множества споров, но английский суд их уверенно разрешает, чем создается богатая нормативная база. Тут не лишним будет упоминание о роли юристов и профессиональных адвокатов, без которых трудно разобраться в правовых отношениях по поводу морских залогов и ипотек.

Пока заложенное судно не было продано в принудительном порядке, залогодатель имеет право выкупа. После продажи залогодатель может только требовать сумму, оставшуюся после продажи и удовлетворения всех держателей морских привилегированных требований и залогодержателей.

 

Заключение

В целом английское право представляется лучше разработанным и детальнее регулирующим отношения, касающиеся морского залога, но по сравнению с континентальными правовыми системами оно выглядит более архаично. В Древнем Риме залог оформлялся путем продажи вещи кредитору с тем, чтобы после надлежащего исполнения должником своих обязательств вещь можно было выкупить (fiducia). Только в начале классического периода развития римского частного права появился заклад (рignus) — вид залога, при котором кредитору передается не право собственности на вещь, а право на владение вещью. В классический период сформировался и наиболее развитый вид залога — ипотека (hypotheca), предусматривающая передачу кредитору права распоряжения вещью.

В наше время на практике различия между правовыми системами несколько стираются, потому что залог морского судна по праву стран англосаксонской правовой семьи сближается с континентальным в силу общности финансовых аспектов проблемы. В частности, залогодержатели очень редко вступают во владение судном, поскольку это связано со значительными рисками и требует высокой специальной квалификации, которой кредиторы обычно не имеют. Арест и принудительная продажа судна — обыкновенные меры, которые применяются к судовладельцам в большинстве юрисдикций. Да и отношения залога судов обретают свою актуальность преимущественно в таких ситуациях, когда выручка от продажи судна недостаточна для удовлетворения всех требований.

 

МЕЛЬНИКОВ Николай — партнер Международной юридической службы Interlegal, член LMAA и GMAA, председатель Морского института Украины, MNI, г. Одесса,

РЕМЕСЛО Алексей — старший юрист Международной юридической службы Interlegal, ICS, MNI, г. Одесса

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Краш-тест

В фокусе: Криптовалюта

Пост криптум

Государство и юристы

Включить Совет

Прошу упрощения!

Государство и юристы

Новости законотворчества

Создается Единый реестр осужденных

Новый закон о приватизации

За основу принят закон о вещании в зоне АТО

Неделя права

Тo be continued...

Дальнее исследование

Оттолкнуться от дна

Новости из зала суда

Отрасли практики

ООО «Волмакс» проиграло спор с налоговым органом

«Национальная телекомпания Украины» оштрафована на 10,5 млн евро в пользу Euronews

Новости юридических фирм

Частная практика

Дмитрий Донец стал партнером АО PwC Legal Украина

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» начала принимать оплату в Bitcoin

Integrites стала юридическим советником НБУ

Interlegal провел тренинг по защите от неправомерных действий правоохранительных органов

ЮФ «Антика» консультирует «АВТ Бавария» по вопросам реструктуризации бизнеса и строительства объектов коммерческого назначения

Отрасли практики

Новая почва

Самострой в суде

Летная школа

Эффект исполнителя

Бить основанием

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Частное пионерское

Самое важное

Нотариально уверенно

Судебная практика

Порочная основа

Судебная практика

Судебные решения

Зонирование территории осуществляется с соблюдением требований предыдущих решений относительно планирования и застройки территории

Тема номера

Без отсрочки и с повышением

Судный день

Семейные узлы

Спасу нет

Взуть на буксир

Менять меры

Онлайн-нажим

Частная практика

Ценное преимущество

Інші новини

PRAVO.UA