– Что подтолкнуло вашу компанию к открытию направления по управлению семейными активами?
– Пожалуй, мы начали развивать направление достаточно спонтанно: от клиентов стали все чаще поступать соответствующие запросы. Хочу сразу отметить, что термин “управление семейными активами” достаточно условный. По сути, речь идет о разнообразных юридических услугах, ориентированных на состоятельных частных клиентов, активы которых зачастую находятся в разных странах. Для управления ими необходимы специальные юридические решения по целому ряду вопросов. Услуги, которые мы оказываем в рамках этой практики, могут быть самыми разнообразными. К ним, например, относится формирование оптимальной юридической структуры семейного капитала, в том числе при помощи инструментов, доступных в зарубежных юрисдикциях, юридическое сопровождение сделок по приобретению активов в Украине и за рубежом. Это может быть покупка как нового, так и действующего бизнеса, недвижимости, яхт, вертолетов, самолетов, предметов искусства и антиквариата. Кроме того, мы помогаем решать вопросы, связанные с управлением активами и их перемещением, занимаемся налоговым планированием и защитой семейных активов при вступлении в брак или при разводе, а также решаем вопросы наследования. По запросу клиента мы оказываем юридическую поддержку при поступлении детей в иностранные вузы и их обучении за рубежом, занимаемся открытием счетов, кредитованием и страхованием за границей, а также предоставляем комплексное юридическое сопровождение бизнес-иммиграции. Фактически это могут быть любые услуги, оказываемые членам одной семьи.
Родилась в Харькове. В 1994 году окончила Национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого. В 1996 году защитила кандидатскую диссертацию по вопросам иностранного инвестирования, в 2004 году – докторскую диссертацию по праву компаний ЕС. Стажировалась в Великобритании (1999) и США (2002). С марта 2011 года является управляющим партнером ЮФ “Кибенко, Оника и Партнеры”. Специализация: корпоративное право, международное частное право, слияния и поглощения, международное финансирование, инвестиции, рынок финансовых услуг. Член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Украины и Экспертного совета по вопросам корпоративного управления при Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
– Как нарабатывался опыт работы в этом сегменте?
– Изначально мы качественно выполняли такие заказы благодаря нашей специализации в международном частном праве и наличию партнерских офисов за рубежом: в Великобритании, Польше, Чехии и на Кипре. Сегодня у нас уже во многих странах есть проверенные партнеры, к которым мы обращаемся при необходимости. Дело в том, что в процессе управления семейными активами наша фирма выступает своеобразным “мозговым центром” – оператором услуги. И для ее качественного оказания мы прибегаем к помощи целого ряда структур. Это могут быть юридические фирмы, банки, страховые компании, образовательные агентства, иммиграционные офисы. Все зависит от поставленной перед нами задачи.
– Какой круг вопросов вам приходится решать при сопровождении бизнес-иммиграции?
– В последнее время запросы клиентов на получение вида на жительство за рубежом или второго гражданства стали массовыми. Но наша фирма занимается в основном таким направлением, как бизнес-иммиграция – получение права на проживание при условии инвестирования в экономику этой страны определенных сумм. Это достаточно сложный и длительный процесс, перед началом которого необходимо проанализировать целый ряд факторов и проработать все возможные риски. В частности, клиент должен быть готов к тому, что на процедуру полноценной натурализации в европейской стране уйдет не менее 7-12 лет, а сумма инвестиции должна быть достаточно большой. Например, в Великобритании – не менее 1 млн фунтов стерлингов. При этом многие государства требуют вкладывать средства лишь в определенные инструменты, сферы экономики или фонды и часто ограничивают или вовсе исключают вложения в недвижимость. Более того, принимающее государство будет пристально изучать источник поступления инвестируемых средств, то есть семья должна быть готова показать легальный источник дохода на соответствующую сумму.
– С какими рисками могут столкнуться клиенты, решившие изменить “центр своих жизненных интересов”?
– В большинстве стран вложение средств в экономику государства не освобождает от сдачи языкового экзамена или теста на гражданство. Более того, вид на жительство (ВНЖ) и право на постоянное место жительства (ПМЖ), в отличие от гражданства,– это временные статусы, которые могут быть утрачены при невыполнении ряда условий. Например, необходимо фактически проживать в стране в течение определенного срока. Как правило, не менее шести месяцев в году. Для бизнес-иммигрантов важно, чтобы их бизнес был успешен: они должны создавать рабочие места и платить налоги. Многие собственники бизнеса, планируя переезд за рубеж, руководствуются в основном мотивами личной и семейной безопасности, комфортности проживания и не принимают во внимание налоговые аспекты. Между тем украинская налоговая система при всем ее несовершенстве предлагает одну из самых низких на сегодня ставок на доходы физических лиц. Если человек получает высокие личные доходы, то смена места жительства может означать для него уплату уже не 15-17% подоходного налога, как в Украине, а 40-60%.
– Чем отличается планирование наследования от классического составления завещания?
– За последние несколько лет лично я несколько раз сталкивалась с ситуацией, когда по разным причинам уходили из жизни собственники достаточно крупного бизнеса. Все эти случаи объединяла абсолютная неподготовленность к такой ситуации и самого бизнеса, и семьи. Чтобы избежать подобных проблем, мы предлагаем планировать наследование. Как правило, прорабатываются два варианта: неожиданный уход собственника из жизни или резкая утрата им способности управлять бизнесом, а также планируемый и постепенный отход от дел.
При планировании наследования мы проводим аудит принадлежащих семье активов и затем структурируем их таким образом, чтобы снизить риски, которые могут наступить в связи со смертью собственника. После этого разрабатываем механизм получения наследниками информации о семейных активах, включая правоустанавливающие документы на них, а также документы, которыми регулируется дальнейшая судьба активов. Это может быть завещание, наследственный договор, брачный договор или соглашение с партнерами по бизнесу. Далее мы разрабатываем и закрепляем в юридических документах механизм управления активами в транзитный период – период смены собственника и механизм передачи таких активов. Но это, скорее, формальные шаги.
Более широкий подход к планированию наследования включает в себя диагностику семейных ресурсов, которая позволяет выявить наследников или лиц, способных продолжить семейный бизнес. Ведь при очевидной неспособности членов семьи управлять бизнесом нужно решить, как защитить их интересы в дальнейшем. Можно, например, передать бизнес в управление, диверсифицировать активы, ограничить право распоряжения или право управления бизнесом, продать бизнес и завещать наследникам денежные средства, вложенные в ряд надежных финансовых инструментов.
– Часто ли ваши клиенты используют брачный договор как инструмент управления семейными активами?
– Мы настоятельно рекомендуем нашим клиентам подписывать договор при вступлении в брак либо же, если на этой стадии он не был заключен, во время брака. Это позволяет избежать многих спорных моментов как в период брака, так и при разводе. С точки зрения управления активами можно выделить два классических типа брачных союзов: когда в брак вступают лица, каждое из которых имеет активы, либо же лица, чье имущественное положение существенно различается. Кроме того, супруги могут иметь различное гражданство, включая двойное или даже множественное, жить в разных странах, а их активы могут быть разбросаны по всему миру. В такой ситуации важно понимать, какому праву подчиняется договор или отдельные его элементы, нужен один договор или их будет несколько, не будут ли правила и положения документа противоречить законодательству той или иной страны. Иногда мы рекомендуем клиентам уже перед вступлением в брак провести серьезную предварительную работу с активами для снижения рисков их последующего раздела в процессе развода.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…