Ни в одной стране мира реформаторы не добивались успеха, если избирали путь отрицания прошлого опыта, традиций, ломали налаженные и хорошо действующие системы и механизмы. И нет ничего более опасного, чем некомпетентное вмешательство в сложные вопросы экономики и надстроечных институтов. Таким некомпетентным, по нашему твердому убеждению, вмешательством является предложение некоторых народных депутатов и специалистов в области права упразднить военные суды. Они-де должны существовать только в условиях войны, а в мирное время их функции с успехом могут выполнять районные, городские и другие суды в системе общих судов. Другой довод — экономия государственных средств.
Самый первый контрдовод в то же время — самый простой. Следуя такой логике, необходимо ликвидировать и хозяйственные суды. Они ведь тоже являются специализированными судами в системе общих судов. Но таких предложений никто не выдвигает. Значит, существует понимание того, сколь специфичны хозяйственные споры. Не случайно победили сторонники выделения хозяйственного права в отдельную, самостоятельную отрасль, и в стране с 1 января текущего года действует Хозяйственный кодекс Украины.
Но военное законодательство, смеем утверждать, тоже обладает своей спецификой и весьма обширно. Еще более обширен массив подзаконных актов, что объясняется разнородностью воинских формирований на Украине — собственно Вооруженные Силы, Пограничные войска, Внутренние войска МВД, Служба безопасности и др. Взаимоотношения в армии и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины, также обладают некоторыми особенностями. Немалую роль в формировании этих отношений играет приказ. Приказ командира (начальника) не обсуждается, а выполняется. Однако Конституция запрещает выполнять преступные приказы, а статья 41 Уголовного кодекса Украины прямо предусматривает, что не подлежит уголовной ответственности лицо, отказавшееся исполнять явно преступный приказ или распоряжение. Но как отличить «явно преступный» приказ от незаконного? Или это одно и то же? И как в конкретной военной обстановке определить, что приказ является незаконным? Кто вправе давать такую оценку и в какой момент?
Понятно, что эти вопросы достаточно сложны. Чтобы ответить на них, причем применительно к конкретной ситуации, нужно не только хорошо знать военное законодательство, но и военную службу изнутри, уметь прогнозировать события, их последствия, в том числе отдаленные, влияющие непосредственно на боеготовность войск и обороноспособность страны в целом. Думается, что в этих правоотношениях способны разобраться только опытные юристы, сведущие в военных делах, каковыми являются офицеры — судьи, состоящие на военной службе.
Более того, многие ведомственные нормативно-правовые акты, приказы и инструкции защищены законодательством о государственной тайне, и только военные судьи имеют допуск к работе с этими секретными документами.
Специфично обеспечение военнослужащих жилплощадью, вещевым и другими видами довольствия. То же следует сказать о формах прохождения военной службы, в том числе контрактной, о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, и т.д.
Предлагающим ликвидировать военные суды можно задать и такой резонный вопрос. Мобилизация и чрезвычайное положение могут быть объявлены при определенных условиях и в мирное время. Кто же будет справляться с потоком дел, характерных именно для этого периода? Перегруженные своими делами и не знающие военной специфики районные и городские суды? Вряд ли это будет им по силам. А если так, то не окажется ли под угрозой срыва сама мобилизация или введение чрезвычайного положения? Поэтому только на базе военных судов, укомплектованных офицерскими кадрами, возможно быстрое и качественное развертывание системы судов в Вооруженных Силах в особый период, то есть в период военных действий.
Кстати, районные и городские суды и без того перегружены сверх всякой меры. Если им прибавить нагрузку, которую несут сейчас военные суды, положение станет критическим. Не секрет, что зачастую уголовные и особенно гражданские дела рассматриваются в районных судах по году и больше. О какой экономии государственных средств может идти речь?!
Неверно также считать, что если численность Вооруженных Сил Украины сокращается, значит, военным судам скоро просто нечем будет заниматься. Статистика свидетельствует, что при некотором снижении в последние годы количества рассмотренных уголовных дел количество гражданских дел резко возрастает. Это понятно. Процесс демократизации нашего общества продолжается, и армия не стоит в стороне от этих перемен. Особенно возросло количество дел по жалобам военнослужащих на неправомерные действия (бездействие) военных должностных лиц, по жилищным спорам, другим категориям. Следует поддерживать демократические процессы в армии. В то же время нельзя допустить, чтобы Вооруженные Силы потеряли то, что отличает их от гражданских институтов: дисциплинированность, управляемость, динамизм, готовность быстро и решительно встать на защиту государства, его граждан и территории. И здесь тоже важна роль военных судов.
В пользу необходимости их сохранения свидетельствует и еще один фактор. По мнению адвокатов, участвовавших в рассмотрении военными судами уголовных и гражданских дел, культура судебного процесса в них выше, чем в других судах. Есть и среди районных судов образцовые, но в целом сравнение — в пользу военных судов. Рассмотрение дел в военных судах, как правило, не затягивается на многие месяцы. Сказываются, надо полагать, свойственные военным судьям дисциплина, строгость, аккуратность.
Неразумно ломать налаженную и четко действующую систему военных судов. Чувство меры должно быть во всем, в том числе и в стремлении реформировать и перестраивать.
Нельзя игнорировать и мировой опыт. Во всех цивилизованных государствах, имеющих регулярную армию, функционируют военные суды.
Целесообразно рассмотреть вопрос о расширении юрисдикции военных судов, распространении ее на фельдъегерскую связь, таможенную службу, налоговую милицию и на некоторые другие формирования и подразделения, деятельность которых во многом аналогична со службой в армии.
Последствия ликвидации военных судов нетрудно предугадать. Законность и правопорядок в армии и войсковых формированиях, без сомнения, пострадают, прежде всего, от некомпетентного вмешательства в их деятельность.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…