«Чрезмерные» стипендии слушателей Национальной школы судей (НШС) Украины не дают покоя народным депутатам Украины. 19 февраля с.г. в Верховном Совете Украины была зарегистрирована вторая инициатива, предусматривающая урезание стипендий из «не менее двух третей от должностного оклада судьи местного суда общей юрисдикции» до «минимальной заработной платы, установленной законом на момент ее начисления». Видимо, парламентарии посчитали, что слушателям и так предоставляется достаточно преференций: тут и сохранение основного места работы на период прохождения специальной подготовки, и возможность на протяжении шести месяцев хорошенько подготовиться к квалификационному экзамену, ну и, пожалуй, самое главное: тет-а-тет столкнуться с реалиями судейской работы. А здесь еще и стипендия, которая «значительно превышает уровень средней заработной платы на Украине»!
По закону должностной оклад судьи местного суда с 1 января с.г. составляет 11 470 гривен, соответственно, размер стипендии — 7 647 гривен. «Кроме того, специальная подготовка — всего лишь одна из стадий отбора, прохождение которой еще не означает автоматического прохождения всех стадий и тем более не гарантирует назначения кандидата на должность судьи. Однако государство тратит значительные средства на выплату таким лицам стипендий», — указывается в пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон) относительно усовершенствования деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) № 2340, поданному субъектами законодательной инициативы народными депутатами Украины Сергеем Киваловым и Романом Романюком.
Первая, но менее уверенная, попытка урезать стипендию была сделана в конце января с.г. народным депутатом Украины Владимиром Пилипенко, но его законопроект «О внесении изменений в статью 69 Закона относительно отдельных вопросов специальной подготовки кандидата на должность судьи» а вернее — пояснительную записку к нему сопровождали несколько неверные расчеты. Автор инициативы подсчитал, что расходы относительно выплаты стипендии должны составлять за один месяц 4 832 904 гривен, а за шесть — 28 997 424 гривен, так как на подготовку было направлено 632 кандидатов. Однако стипендию должны были получать только слушатели дневной формы обучения, где было всего 150 мест.
В ВККС поддерживают стремление парламентариев уменьшить стипендию. Председатель ВККС Игорь Самсин считает, что размер стипендии должен устанавливаться, учитывая такие критерии, как средняя заработная плата на Украине, статус лица, получающего содержание в виде стипендии из государственного бюджета, а также тот факт, что не все участники специальной подготовки смогут успешно пройти отбор и вступить в должность судьи. «Установленный Законом размер стипендии, а это две трети должностного оклада судьи, значительно превышает уровень средней заработной платы на Украине. Такое содержание для лиц, не имеющих статуса судьи, не несущих ответственности за осуществление правосудия, несправедливо по отношению к действующим судьям, которые сегодня просто завалены делами, и с точки зрения использования бюджетных средств — нерационально», — убежден он.
И еще немного о деньгах. Законопроект предлагает закрепить функцию главного распорядителя бюджетных средств, выделенных на Комиссию и НШС Украины, за ВККС. Согласно действующей редакции статьи 142 Закона, функции главного распорядителя средств относительно финансового обеспечения этих органов осуществляет Государственная судебная администрация Украины. Обосновывается это тем, что Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, другие специализированные суды самостоятельно осуществляют функции главного распорядителя средств бюджета относительно финансового обеспечения своей деятельности.
Комментируя данное предложение, Игорь Самсин отметил, что правовой статус Комиссии как постоянно действующего государственного органа в системе судоустройства позволяет осуществлять функцию главного распорядителя бюджетных средств. «Если этот вопрос будет разрешен, то в финансовом обеспечении проведения отбора кандидатов на должность судьи впервые, специальной подготовки, деятельности НШС Украины мы избежим ряда проблем и дополнительных процедур», — предполагает председатель ВККС.
Что касается усовершенствования деятельности ВККС, то законопроект предлагает изменить часть 2 статьи 67 Закона относительно срока окончания приема ВККС документов кандидатов — увеличить его от двух дней до начала процедуры отбора — до двух месяцев. Такое предложение также импонирует интересам самой Комиссии. По словам г-на Самсина, на основании опыта проведения ВККС трех отборов в течение 2011-2012 годов оказалось, что предусмотренный срок недостаточен для обработки документов. «Ведь в среднем количество кандидатов, подавших документы в Комиссию для участия в отборе, составило приблизительно три тысячи человек. Такой объем тщательно проверить и уточнить данные за несколько дней слишком сложно. Да и при принятии документов детальная проверка потребует большего внимания и времени для каждого кандидата, а тем самым мы затянем этот процесс и создадим дополнительные трудности для всех претендентов. Кроме того, Законом предусмотрена специальная проверка кандидатов. До момента проведения тестирования необходимо направить запросы в соответствующие органы, получить ответ и обработать данные. Вся эта процедура занимает больше месяца», — говорит он.
Но это еще не все. 21 февраля с.г. в парламенте был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в статью 98 Закона относительно обеспечения деятельности ВККС № 2369, субъектом законодательной инициативы которой выступил Владимир Пилипенко. Согласно части 1 данной статьи, для организационного обеспечения деятельности ВККС создается секретариат, однако, по мнению авторов документа, норма нуждается в уточнении с целью определения формы организационно-правовой структуры секретариата, который фактически является аппаратом Комиссии.
«Аппарат ВККС — это секретариат, осуществляющий организационное, информационно-справочное и другое обеспечение ее деятельности. Положение о секретариате утверждается Комиссией. Работники секретариата ВККС являются государственными служащими» — так предлагается изменить часть 1 статьи 98 Закона.
Исходя из пояснительной записки, согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 года, должности руководящих работников и специалистов секретариата ВККС относятся к соответствующим категориям должностей государственных служащих. В ноябре 2011 года был принят Закон Украины «О государственной службе» (вступает в силу с 1 февраля 2014 года), однако он не дает однозначного определения, к каким группам и подгруппам государственной службы относятся должности работников секретариата Комиссии. «Например, должности госслужащих в Высшем совете юстиции отнесены к подгруппам: І-1, ІІ-1, ІІІ-1, ІV-1, V-1. Поэтому должности работников секретариата ВККС также должны быть отнесены к аналогичным подгруппам», — говорится в пояснительной записке.
Законопроектом также устанавливается особая процедура назначения на должность дисциплинарных инспекторов, заключающаяся в назначении председателем ВККС по предложению соответственного члена Комиссии без проведения конкурса на занятие вакантных должностей госслужащих.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…