прапор_України

Генеральний партнер 2022 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (1039) » Сдать основание

Сдать основание

Рубрика Тема номера

4 июня с.г. вступил в силу Закон Украины «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей» (Закон) от 7 февраля 2017 года № 1834-VIII, регулирующий порядок заключения договоров между владельцами инфраструктурных объектов и операторами, провайдерами телекоммуникаций о доступе к инфраструктурным объектам для обеспечения возможности предоставления телекоммуникационных услуг потребителям.

Принятие Закона в 2017 году было предусмотрено Планом мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами на 2014 — 2017 годы, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2014 года № 847-г.

До принятия Закона, как правило, собственники инфраструктуры объектов заключали с каждым субъектом хозяйствования договоры об установлении сервитута одинакового содержания, предметом которых было предоставление ограниченного права пользования оператором или провайдером объектом для размещения телекоммуникационных сетей.

Порядок заключения и исполнения договоров между операторами, провайдерами телекоммуникаций и собственниками инфраструктуры не регулировались специальными законами: такие договоры заключались согласно статье 31 Закона Украины «О телекоммуникациях», предусматривающей, что субъекты хозяйствования, осуществляющие строительство телекоммуникационных сетей общего пользования, могут устанавливать в помещениях, принадлежащих им на правах найма, телекоммуникационное оборудование, использовать крыши домов и технические помещения для установки антенн и необходимого оборудования на основании договора с собственником этих помещений.

В указанных правоотношениях интересы операторов и провайдеров не были защищены надлежащим образом, поскольку собственники инфраструктурных объектов, как правило, злоупотребляли своим монопольным положением и баланс интересов сторон в заключаемых ими договорах зачастую не соблюдался.

Условия предоставления доступа к объектам инфраструктуры и злоупотребление собственниками инфраструктурных объектов своим монопольным положением становились предметом расследования Антимонопольного комитета Украины, что подтверждает актуальность принятия Закона.

 

Основные новеллы Закона

Среди важнейших новелл Закона — установление четких правил расчета платы, которая может применяться владельцами объектов инфраструктуры при заключении договоров о предоставлении доступа к инфраструктуре, и определение прав и обязанностей юридических и физических лиц — собственников объектов инфраструктуры, в том числе обеспечение недискриминационного доступа операторов и провайдеров, создание равных условий доступа и использования элементов инфраструктуры.

Закон установил особенности определения платы за доступ к элементам инфраструктуры объекта: одноразовая плата устанавливается за разработку и выдачу технических условий относительно доступа, периодическая плата покрывает дополнительные расходы собственника инфраструктуры объекта на содержание элементов инфраструктуры, связанных с предоставлением доступа к нему.

Плата за доступ к элементам инфраструктуры объекта определяется собственником инфраструктуры конкретного объекта согласно методике определения платы за доступ к элементам инфраструктуры объекта транспорта, строительства, сети, электроэнергетики, кабельной канализации электросвязи.

Для каждого из указанных объектов Кабинет Министров Украины утверждает отдельную методику определения платы за доступ.

Закон утверждает лимиты платы за доступ, которые будут применяться независимо от утвержденной методики, например, за разработку и выдачу технических условий относительно доступа ежемесячная плата не должна превышать 50 % минимальной заработной платы, за доступ к элементам инфраструктуры объектов электроэнергетики — 0,3 % минимальной заработной платы за одну опору — элемент любой инфраструктуры объекта доступа, в том числе опору линии электропередачи.

Закон также закрепил перечень существенных условий договора относительно доступа к инфраструктуре и создал основы для внедрения прозрачных и равных для всех участников рынка договорных условий.

 

Работа продолжается

Несмотря на то что документ уже вступил в силу, согласно пункту 6 его заключительных и переходных положений, Кабинет Министров Украины обязан утвердить предусмотренные Законом подзаконные нормативно-правовые акты, привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом, обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с Законом, а именно: утвердить правила предоставления доступа к инфраструктуре объекта строительства, объекта транспорта, объекта электроэнергетики, кабельной канализации электросвязи, домовой распределительной сети.

В свою очередь, органы исполнительной власти и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, должны разработать и утвердить методики определения платы за доступ к элементам инфраструктуры, указанным выше.

Без утверждения всех перечисленных подзаконных нормативных актов Закон не будет работать в полной мере, поскольку не все его положения могут быть имплементированы.

Вместе с тем, согласно переходным положениям Закона, уже сейчас оператор/провайдер телекоммуникаций или собственник инфраструктуры вправе требовать от другой стороны приведения в течение одного месяца уже заключенного договора в соответствие с требованиями части 6 статьи 16 Закона, которая устанавливает все существенные условия договора о предоставлении доступа. При этом на данный момент вопрос платы за предоставление доступа не урегулирован.

Закон не устанавливает ответственности сторон за несоблюдение его условий. В случае уклонения собственниками инфраструктуры от заключения договора, создания дискриминационных условий операторам и провайдерам необходимо будет отстаивать свои интересы в судебном порядке.

 

БАБИЧ Анна — партнер ЮФ Aequo, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

tg-10
4_TaxForce600_90
covid
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
top50_2020_600x90
ULF_0002
Vacancies_600x90_ua
doroszab2
Slide

Зміст

Акцент

Гладкость — сестра таланта

Государство и юристы

Старт-фон

Государство и юристы

Новости из зала суда

Кандидат в судьи не добился предоставления ему рекомендации по старому закону

Суд не признал бездействие ВСЮ в вопросе отставки судьи противоправным

Государство и юристы

Новости законотворчества

Уточняются положения закона о градостроительстве

Будет ужесточен контроль за уплатой алиментов

Парламентарии изменили календарь праздников

Государство и юристы

Финальная игра

Трудности привода

Зарубежная практика

Нейтральная территория

Новости юридических фирм

Частная практика

Начала работу аутсорсинговая платформа Aequo Friends

AVELLUM консультировала Coast2Coast относительно приобретения производителя хозяйственных товаров Stella Pack

Юристы «АНК» защитили интересы французского судовладельца

Отрасли практики

Прописка на крипте

Диверсионная труппа

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Звездное слияние

Самое важное

С чувством, с толком, с постановкой

Прийти в создание

Судебная практика

Счетная плата

С мерой — в будущее

Третейский лишний?

Судебная практика

Судебные решения

Спор о правильности определения органом местного самоуправления размера убытков не подлежит рассмотрению административным судом

Судебная практика

Отличные требования

Правила игры

Тема номера

Уровнем свыше

Сдать основание

Метать игру

Кинолепта

Фокус-покус

Сети-лайт

Проблемы оптимизации

Связь поколений

Приключения электроника

Частная практика

Скованные одной целью

Штатное расписание

Все в порядках

Інші новини

PRAVO.UA