Одной батарейкой можно убить одного ежика. И речь идет не о прицельном броске, а об экологической стороне вопроса: считается, что одна «пальчиковая» батарейка, выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли — в лесной зоне это территория обитания ежа. Конечно же, данная фраза — просто яркая метафора, позволяющая обратить внимание людей на проблему загрязнения окружающей среды. К тому же в данном случае батарейка является обобщенным обозначением источника питания, ведь современные батарейки содержат намного меньше опасных веществ, чего не скажешь об аккумуляторах и различных промышленных батареях.
Во всем цивилизованном мире отработанные источники питания собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора. Есть такие инициативы и на Украине, причем сейчас они держатся только на энтузиазме отдельных активистов и общественных движений, так как различные «экологические» законопроекты не пользуются большой популярностью в украинском парламенте. Но вскоре можно ожидать изменений — за разработку законодательной базы взялось Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегион) при помощи соответствующего проекта Twinning.
Расширить ответственность
В августе был обнародован для обсуждения проект Закона Украины «О батарейках, батареях и аккумуляторах» (законопроект). Цель документа — создание системы обращения с данными источниками питания и их отходами путем введения расширенной ответственности производителей в соответствии с требованиями законодательства Европейского Союза, что должно поспособствовать эффективному использованию вторичного сырья, уменьшению объемов захоронения батареек и аккумуляторов на полигонах бытовых отходов. Создание эффективной системы обращения с батарейками, аккумуляторами и их отходами является одной из наиболее острых хозяйственных и природоохранных проблем Украины, считают в Минрегионе, и решать эту проблему нужно с учетом баланса экологических и экономических интересов общества.
Законопроектом предлагается урегулировать отношения, связанные с портативными батарейками и аккумуляторами, автомобильными и промышленными батареями и аккумуляторами, размещенными на рынке, независимо от их формы, объема, веса, химического состава и т.д. Вместе с тем закон не будет касаться объектов военного и космического назначения. С целью приведения нашего законодательства в соответствие с европейским предлагается признать утратившим силу Закон Украины «О химических источниках тока», поскольку им установлены требования только для химических источников тока емкостью 7 А/ч и выше.
Запланировано создание электронных реестров производителей и других субъектов хозяйствования в сфере обращения с отходами батареек, батарей и аккумуляторов (батареек). Закон установит требования к батарейкам, их производителям и дистрибьюторам. Также предложено ввести запрет использования в батарейках отдельных опасных веществ. Изготовители батареек должны будут принимать меры, способствующие дальнейшей обработке и переработке данных источников энергии, улучшению общих экологических характеристик, маркировать все батарейки символом, который означает раздельный сбор. Более того, согласно законопроекту, изготовители оборудования, в состав которого входят батарейки, должны проектировать и производить это оборудование таким образом, чтобы после окончания срока его эксплуатации батарейки можно было легко извлечь.
На производителей батареек, батарей и аккумуляторов, как портативных, так и промышленных и автомобильных, законопроектом возлагается ряд обязанностей по организации раздельного сбора этих источников питания, причем для потребителя такой сбор должен быть бесплатным и не обязывающим покупать новую батарейку. Пункты сбора портативных батареек должны будут организовывать как производители, так и органы местного самоуправления, а также они обязаны предоставлять контейнеры и осуществлять вывоз собранных батареек. Дистрибьюторы будут принимать отработанные батарейки в местах продажи. Предусматривает законопроект и обязанность производителей по обработке и переработке раздельно собранных батареек, устанавливает особые требования к осуществлению хозяйственной деятельности по их обработке. Также предоставляется возможность вводить депозитную систему для батареек, что позволит конечным потребителям сдавать производителю отработанные батарейки после возврата им суммы депозита.
Для выполнения производителями батареек своих обязательств планируется создать организации коллективной расширенной ответственности производителей и организации индивидуальной расширенной ответственности производителя. Данная схема не нова и используется в развитых странах, причем в сфере переработки не только батареек, но и другого мусора. Производители, которые объединяются в соответствующие организации, финансируют сферу переработки отходов, создают просветительские программы о пользе сортировки мусора, предоставляют контейнеры для сбора, оплачивают расходы на логистику и т.д. В сопроводительных документах к законопроекту Минрегион отмечает, что еще весной с.г. направлял запросы различным предприятиям (производителям и импортерам батареек и аккумуляторов) относительно оценки воздействия предлагаемых изменений на сферу интересов субъектов хозяйствования и с целью определения расходов, но никакой информации в ответ не получил.
Законопроект запрещает потребителям выбрасывать отработанные батарейки, батареи и аккумуляторы в несортированные бытовые отходы или в окружающую природную среду. Предлагается новая редакция статьи 827 Кодекса Украины об административных правонарушениях (в которой сейчас идет речь о химических источниках тока), устанавливающая повышенные размеры штрафов для граждан и должностных лиц за непередачу в установленном порядке отходов батареек на обработку соответствующим субъектам хозяйствования и т.д.
Опытным путем
Модель, заложенная в законопроект, очень прогрессивна, опирается на лучшие европейские практики и опыт, считает Любовь Колосовская, глава проекта «Батарейки, сдавайтесь!» — крупнейшей сети по сбору батареек на Украине: «Впрочем, как у практиков у нас есть большое опасение, что данная модель не будет работать в украинских реалиях без реформы органов контроля. Так, наибольшая мера наказания импортера за то, что он не заложил утилизационный сбор в стоимость новых батареек и не включил их в реестр, согласно законопроекту, заключается в том, что этому импортеру могут запретить быть представленным на рынке. Финансовые штрафы, прописанные в законе, вообще очень смешные, поэтому ключевая мера — вот этот запрет. Для наложения такого запрета в Европе контролирующие органы регулярно проводят мониторинг учетной отчетности предприятий, чтобы убедиться, что те не выводят на рынок товары, которые не представлены в реестре и за которые не уплачивается утилизационный сбор. Будет ли этот контроль действительно работать у нас или импортеры станут просто откупаться от проверок? А возможно, есть шанс неким образом автоматизировать этот контроль? На эти и другие практические вопросы нам еще предстоит найти ответ».
Кроме законопроекта о батарейках, Минрегион совместно с экспертами проекта Twinning разработал проект Закона Украины «Об отходах электрического и электронного оборудования», который предполагает внедрение расширенной ответственности производителей данного рынка. Люди готовы и стремятся способствовать процессу очистки окружающей среды от отходов, рассказали в ООО «АБМ Рециклинг» (компании, которая специализируется в сфере сбора, хранения и сортировки отходов электрического и электронного оборудования), осталось только на законодательном уровне согласовать систему, которая будет для нашей страны продуктивной, и адаптировать ее к реалиям украинской экономики. ООО «АБМ Рециклинг» сотрудничает с организацией Fundacja Odzyskaj Srodowisko из Польши, и в процессе изучения работы системы расширенной ответственности производителя на территории этой страны было установлено: польская экономика в значительной степени получила пользу от внедрения системы сбора и переработки отработанного электрического и электронного оборудования, которая базируется исключительно на системе «загрязнитель платит», а также предполагает учет суммы переработки при определении стоимости продукции. Польские эксперты отмечают, что украинский законопроект создан в правильном направлении, базируется на европейских директивах и является выгодным для природной и деловой среды.
Принцип расширенной ответственности производителей за свою продукцию внедрен во многих странах и во многих сферах с целью заставить бизнес думать об экологических последствиях своей деятельности. Производители занимаются утилизацией электроники, пластика, батареек, покрышек, лекарств, автомобилей и т.п. Впервые концепция ответственности производителя за произведенную им продукцию на протяжении всего жизненного цикла, включая и стадию его конечной утилизации, появилась в 80-х годах, а в начале 90-х принцип был сформулирован шведским агентством охраны окружающей среды. Схема работает во благо, ведь производители, ответственные за отходы своих товаров, избегают излишеств, чтобы впоследствии тратить меньше средств на утилизацию.
О внедрении принципа расширенной ответственности производителей на Украине говорить, конечно, пока рано. Перед парламентом сейчас стоят другие существенные задания, и останется ли время и силы у депутатов для решения экологических проблем, прогнозировать сложно. Кроме того, при доработке законопроекта важно учесть мнения всех стейкхолдеров и подходить к возможным новациям весьма щепетильно. Предлагаемая система безусловно будет способствовать улучшению контроля за образованием отходов, а в далекой перспективе — даже появлению на рынке более экологичных товаров, но при этом важно создать такой механизм сбора отходов и финансирования данной схемы, который чрезмерно не обременял бы производителей и им не нужно было бы искать традиционные (к сожалению) для Украины пути обхода закона.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…