Август этого года стал горячей порой в плане не только погодных, но и законодательных условий. Еще в начале месяца из-под пера главы государства вышло много нормотворческих новинок, в числе которых и новый Закон Украины «О Счетной палате» (Закон), который вступил в силу уже 9 августа с.г. Следует отметить, что необходимость обновить профильный закон, регулирующий деятельность Счетной палаты (СП), назрела еще два года назад, когда были внесены изменения в Конституцию Украины. Напомним: еще в сентябре 2013 года внесены изменения в статью 98 Основного Закона, направленные на расширение компетенции данного конституционного органа, точнее — на возврат к старому, действовавшему до 2010 года алгоритму работы: СП должна была осуществлять контроль за выполнением государственного бюджета не только по расходной, но и по доходной части.
Следует отметить, что необходимость в пересмотре законодательных подходов к работе СП во многом продиктована проевропейским вектором развития нашего государства, в частности потребностью привести деятельность главного бюджетного «ревизора» в соответствие с международными стандартами внешнего аудита государственных финансов. Соответствующие предписания (об обеспечении развития внешнего финансового контроля в соответствии со стандартами Международной организации высших органов финансового контроля) содержатся и в положениях Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
В новой редакции Закона предусмотрено изменение не только формы (порядка формирования и работы), но и содержания, собственно функционального наполнения, деятельности Счетной палаты. Если говорить о форме — структуре и составе СП, то в статье 17 Закона прописано, что она будет состоять из девяти членов, включая руководящее звено — председателя и его заместителей. Для сравнения: ранее, в предыдущей редакции Закона численность Палаты не была прописана, отмечалось лишь, что в ее состав входят председатель и члены СП: первый заместитель и заместитель председателя, главные контролеры (согласно информации, размещенной на официальном сайте СП, шесть человек) и секретарь. То есть десять человек. При этом законодатели в ходе парламентской доработки соответствующего законопроекта (№ 2072) отказались от идеи главы государства (именно он выступил в качестве субъекта права законодательной инициативы) определить предельную численность аппарата СП — предлагалось установить ее на уровне 386 работников. В новой редакции Закона указано, что максимальная численность аппарата Счетной палаты утверждается парламентом по представлению Счетной палаты в пределах бюджетных назначений на обеспечение ее деятельности. Отметим, что в 2013–2014 годах численность работников СП составляла почти 550 человек. Отказались парламентарии и от предложения Президента увеличить срок каденции представителей СП с семи до девяти лет. В итоговой версии Закона предусмотрено, что срок полномочий членов СП, наоборот, уменьшается до шести лет, причем оговаривается, что одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков.
Порядок назначения на должности руководителей и других членов СП парламентом фактически остается прежним, с единственной разницей, что кадровый отбор осуществляется на конкурсной основе. Председатель Счетной палаты назначается на должность по представлению спикера Верховного Совета. Причем председатель парламента вправе вносить соответствующее представление относительно одного из членов СП. В заключительных и переходных положениях Закона предусматривается, что председатель и другие члены Счетной палаты, назначенные на должности до вступления в силу настоящего Закона, занимают должности и выполняют свои полномочия до назначения парламентом нового состава Палаты. Кроме того, оговаривается, что народные депутаты должны обновить кадровый состав СП в течение двух месяцев. Следует отметить, что профильный парламентский комитет — по вопросам бюджета — уже огласил проведение соответствующего конкурса. Для желающих стать главными бюджетными «контролерами» Законом установлены следующие требования: членом СП может быть гражданин Украины не моложе 30 лет, владеющий государственным языком и одним из официальных языков Совета Европы (данное требование обязательным будет только с 1 января 2017 года), имеющий высшее образование не ниже степени магистра, общий стаж работы не менее семи лет, стаж работы в сфере государственного контроля (аудита), экономики, финансов или права не менее пяти лет и безупречную деловую репутацию.
Что касается функционального наполнения деятельности этого конституционного органа, то за СП, в частности, закрепляются полномочия по осуществлению аудита эффективности, который предусматривает установление фактического состояния дел и предоставление оценки относительно своевременности и полноты бюджетных поступлений, продуктивности, результативности, экономности использования бюджетных средств их распорядителями и получателями, законности, своевременности и полноты принятия управленческих решений участниками бюджетного процесса, состояния внутреннего контроля распорядителей бюджетных средств. Также Палата должна осуществлять финансовый аудит: проверку, анализ и оценку правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности относительно поступлений и расходов бюджета, установление фактического состояния дел относительно целевого использования бюджетных средств, соблюдение законодательства при осуществлении операций с бюджетными средствами. К компетенции СП также будет отнесено проведение анализа эффективности использования субъектами хозяйствования льгот по уплате в государственный бюджет налогов, сборов, обязательных платежей, целесообразность функционирования льготных режимов налогообложения и их влияние на общее состояние поступлений государственного бюджета (пункт 5 части 1 статьи 7 Закона). К новому инструментарию Палаты относится и полномочие непосредственно обращаться в суд в случае нарушения объектами контроля полномочий членов Счетной палаты и должностных лиц аппарата СП, в частности, по устранению препятствий в реализации таких полномочий. В связи с этим изменения вносятся и в Уголовный кодекс Украины, который дополняется новой статьей 3511 «Препятствование деятельности Счетной палаты, члена Счетной палаты». В этой норме предусмотрено, что невыполнение должностным лицом законных требований Счетной палаты, члена СП, создание искусственных препятствий в их работе, предоставление им заведомо ложной информации наказываются штрафом от 100 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Меняется и порядок взаимоотношений СП с другими государственными органами, в том числе с Президентом и правительством. Среди прочего устанавливается, что Счетная палата может обратиться к Президенту Украины с предложением о приостановлении действия акта правительства на основании несоответствия его Конституции Украины, отмены решений председателей местных государственных администраций, противоречащих Основному и другим законам и актам законодательства Украины. Кроме того, Палата может обратиться и непосредственно к Кабинету Министров Украины с обоснованным предложением приостановить действие или отменить акт правительства по вопросам финансов и бюджета по мотивам его несоответствия законам Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…