Основой успешного развития и функционирования малого и среднего бизнеса во всем мире являются грамотно выстроенные лизинговые схемы. При нехватке собственных средств на покупку или обновление устаревшего оборудования предприниматели обычно прибегают к помощи финансового лизинга. Другим значительным преимуществом лизинговых операций является то, что для их совершения не требуется длительного оформления, как для банковских займов, поскольку оборудование является собственностью компании-лизингодателя. На Украине за последние пять лет количество лизинговых компаний увеличилось почти в четыре раза, то есть можно сделать вывод, что во многом стопоривший нормальное развитие лизинга в нашей стране психологический аспект недоверия отечественных предпринимателей к лизинговым компаниям — ликвидирован. Но остается другой — законодательный. Для создания условий более успешного совершения лизинговых операций в нашей стране необходимо обеспечить единый правовой подход к их регулированию.
23 июля с.г. народный депутат Украины Ксения Ляпина внесла на рассмотрение в Верховный Совет Украины законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о регулировании лизинговых отношений)». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что его разработано с целью усовершенствования механизмов совершения лизинговых операций, устранения коллизий между гражданским, налоговым и хозяйственным законодательством, регулирующим лизинговую деятельность, а также с целью устранения существующих в действующем законодательстве противоречий в определениях понятия «лизинг». Кроме того, законопроект разработан на выполнение обязательств, взятых на себя Украиной, по имплементации норм Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».
Законопроектом г-жи Ляпиной предлагается исключить из Хозяйственного кодекса (ХК) Украины нормы, регулирующие лизинговые отношения, с целью устранения противоречий с Гражданским кодексом (ГК) Украины и Законом Украины «О финансовом лизинге». Из самого названия параграфа пять ХК Украины предлагается исключить слово «лизинг», тем самым ограничив сферу регулирования данного параграфа только арендой имущества. Также предлагается исключить статью 292, входящую в пятый параграф, определяющую понятие лизинга в сфере хозяйствования, поскольку данная статья делает невозможным приобретение предметов лизинга за займовые средства и запрещает проведение операций сублизинга. Кроме того, автор считает необходимым исключить статью 351 ХК Украины с целью расширения возможностей банков финансировать лизинговые операции. Напомним, что положения данной статьи связаны с положениями статьи 292.
Касательно норм ГК Украины, то законопроектом предлагается внести ряд изменений в статьи параграфа шесть «О лизинге». Указанный параграф предполагается назвать «О финансовом лизинге», а правовое регулирование статей параграфа сконцентрировать именно на финансовом лизинге, так как, по мнению гжи Ляпиной, понятие «оперативный лизинг» не обладает теми правовыми особенностями, которые могли бы позволить отделить его от понятия «аренда (наем)». Также предлагается отойти от концепции прямого и непрямого лизинга. Кроме того, с целью определения момента перехода прав собственности на предмет лизинга предлагается дополнить параграф шесть соответствующей статьей. Помимо этого, Ксения Ляпина считает необходимым более четко определить в ГК Украины роль и место продавца (поставщика) предмета лизинга в операции финансового лизинга и порядка взаимодействия сторон лизинговых операций, место передачи предмета лизинга лизингополучателю, предоставления лизингодателю возможности поощрения клиентов путем предоставления сопроводительных услуг, связанных с ремонтом и обслуживанием предмета лизинга, момент перехода к лизингополучателю рисков, связанных с предметом лизинга.
Кроме этого, законопроектом предусмотрен ряд изменений Закона Украины «О финансовом лизинге». Предлагается уточнить понятие финансового лизинга, предоставить возможность передавать в финансовый лизинг предприятия как цельные имущественные комплексы, если в их состав не входят объекты гражданских прав, ограничить предоставления в лизинг ценных бумаг, имущественных прав и объектов интеллектуальной собственности, предоставить возможности передавать в финансовый лизинг имущество, находящееся в государственной или коммунальной собственности и в отношении которого отсутствует запрещение передачи в пользование или владение, и которое может быть передано в лизинг только по согласованию с органом, осуществляющим управление этим имуществом. Также предлагается внедрение механизма использования лизингодателем судебного приказа для ускоренного возвращения предмета лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. Помимо этого, изменения в Законе Украины «О финансовым лизинге» должны затронуть регуляцию вопроса более надежной защиты лизингодателя в случае, если задолженность лизингополучателя является значительной и лизингодатель в письменном виде предупредил лизингополучателя о необходимости исправления на протяжении определенного срока нарушенных условий выполнения обязанностей по уплате лизинговых платежей.
Стоит отметить, что своим законопроектом г-жа Ляпина планирует также внести изменения в законы Украины «О налоге на добавленную стоимость», «О налогообложении дохода предприятий», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», «О банках и банковской деятельности», «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и в Кодекс торгового мореплавания Украины.
Кроме указанного законопроекта, Ксения Ляпина в тот же день внесла на рассмотрение еще законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упорядочивании разрешительных процедур». Данный законопроект направлен на упрощение, унификацию и оптимизацию процедур выдачи документов разрешительного характера в разных сферах хозяйственной деятельности. Проектом предлагается внести изменения в законы Украины «О пожарной безопасности», «Об охране труда», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия». Заметим, что законопроект полностью учитывает требования части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и, в частности, определяет: разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера; платность или бесплатность выдачи документа разрешительного характера; срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера; исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера; возможность приобретения субъектом ведения хозяйства права на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу. В частности, предлагается дополнить Закон Украины «О пожарной безопасности» статьей 101, в которой отдельно выносится вопрос правового регулирования выдачи разрешений органами пожарного надзора. Этой статьей уточняются положения статьи 10 и предлагается ввести несколько новых положений о том, что разрешительный документ будет выдаваться бессрочно, определены условия, при которых разрешение не оформляется, а также положение, что в случае аннулирования органом пожарного надзора разрешения на момент начала работы и аренды помещений не лишает субъект хозяйственной деятельности права подавать документы на его получение после устранения обнаруженных нарушений. Также значительно детализирована статья 21 Закона Украины «Об охране труда» в части, касающейся получения разрешения в центральных органах исполнительной власти для проектирования, строительства и реконструкции предприятий, объектов и средств производства. Законопроектом предлагается, помимо этого, расширить статью 15 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия». В частности, определен максимальный срок выдачи вывода о выборе земельного участка под строительство, который составляет пятнадцать дней. Принятие этого законопроекта, по мнению автора, будет способствовать полноценному внедрению и реализации принципа организационного единства при обеспечении прохождения разрешительных процедур в сферах пожарной безопасности, санитарного и эпидемического благополучия, охраны труда.
Подытожив рассмотренные законодательные инициативы г-жи Ляпиной, можно сделать вывод, что они носят не столько новаторский, сколько детализирующий характер и направлены на отстаивание интересов, прежде всего, малого и среднего бизнеса.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…