Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №37 (716) » Сбой демонополизации

Сбой демонополизации

Несмотря на усиленную работу АМКУ, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг ожидать пока не приходится

Недавно завершилась одна из наиболее масштабных проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В начале июня Президент Украины Виктор Янукович поручил Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) провести проверки соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Особое значение придавалось нарушениям прав жильцов объединений собственников многоквартирных домов (ОСМД). Своеобразный итог работе подбил брифинг в АМКУ в конце августа при участии Рафаэля Кузьмина — заместителя руководителя Комитета.

Итоги лета

Г-н Кузьмин считает проверку самым большим достижением АМКУ в сфере ЖКХ. «В течение июня — августа проведено около 3 тыс. проверок, по результатам которых начато 258 дел, принято решение в 151 деле с наложением штрафных санкций в размере более 900 тыс. грн, предоставлено 230 рекомендаций органам местного само­управления и субъектам хозяйствования», — говорится в отчете Комитета.

Как известно, Президент Украины поставил цель «демонополизировать ЖКХ», но пока под этим может пониматься развитие конкуренции лишь в некоторых сегментах рынка. «Исторически рынки ЖКХ во всех странах являются монополизированными по понятным причинам. Во-первых, частный капитал не инвестируется в эти отрасли, потому что они затратные, а во-вторых, из-за того, что конечный потребитель — население. Рынки производства электроэнергии, рынки водоснабжения не могут быть конкурентными, потому что они находятся, прежде всего, в собственности государства, — заявляет г-н Кузьмин. — На рынках, где возможна экономическая конкуренция, должны быть созданы все условия для ее функционирования и развития. Это касается, в частности, таких услуг, как содержание домов и территорий, вывоз и переработка мусора».

Конкуренцию в указанных сферах связывают с приходом частной инициативы. Но среди главных выводов исследования — то, что новые виды нарушений как раз связаны с коммерческими структурами. В особенно бесправном положении оказываются жильцы новых домов. Об этом ярко свидетельствует случай в столице. Застройщик и несколько жильцов создали ОСМД и заключили на 50 лет соглашение о содержании дома эксплуатирующей компанией. Всем заселяющимся гражданам изначально были навязаны дополнительные услуги. Принять решение отказаться от услуг могли только члены ОСМД, однако вступительный взнос был установлен в размере 100 тыс. грн.

Иногда согласие жильца на ОСМД записано уже в договоре на строительство дома. Как отмечает Татьяна Кулишова, заместитель директора Департамента исследования рынков АМКУ, услуги управляющих организаций дорожают из-за навязывания дополнительных услуг. Так, в обязательном порядке «предлагается» плата за пользование грузовым лифтом и парковку возле дома (без создания специально-оборудованных площадей). Следовательно, предлагается внести в закон об ОСМД ряд гарантий — запрет создания ОСМД компаниями-застройщиками, принцип бесплатности вступления в Объединение и ограничение размера членских взносов.

По словам г-жи Кулишовой, выйти на рынок компаниям, не связанным с застройщиками, крайне трудно.

Естественные препятствия

Широкий круг граждан волнует вопрос нарушений, которые допускаются субъектами естественных монополий, — в сфере тепло- и водоснабжения.

Однако предпринятые АМКУ меры не смогут непосредственно повлиять на защищенность конечного потребителя. Такого мнения придерживается Александр Чернявский, вице-президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ. По словам юриста, качественно изменить ситуацию помогут не наказания, а все же стимулирование частной инициативы.

По его словам, в больших городах промышленные предприятия, производящие тепло для своих нужд, могли бы продавать излишки тепловой энергии. «Очень часто они используют возобновляемые ресурсы, из-за чего стоимость гигакаллории тепла значительно ниже производимой коммунальными предприятиями. Если бы им позволили поставлять энергию в сети, то монополистам бы пришлось снижать себестоимость своей продукции путем произведения технической модернизации и повышения энергоэффективности. Это снизило бы тарифы для населения», — отмечает г-н Чернявский. Однако выход на рынок других предприятий блокируется городскими властями, которые могут признать несоответствующей требованиям, допустим, систему очистки воздуха.

В случае с водоснабжением требований еще больше, что делает конкуренцию в сфере водоснабжения невозможной. Если к тепловой энергии выдвигается, главным образом, одно требование — температура, то в случае с водоснабжением местная власть может оценивать целый ряд санитарно-эпидемиологических норм. Для обеспечения безопасности питьевой воды нужна лаборатория и значительные капиталовложения. В данной сфере вместо демонополизации целесообразным Александр Чернявский считает частно-государственное партнерство и передачу в аренду или концессию предприятий. Отметим, что многие эксперты скептически относятся к идее передачи компредприятий в руки частных лиц — ведь они останутся монополистами, поэтому у них не будет стимула уменьшать расходы.

Потребители тоже платят

Как отмечает Александр Чернявский, штрафы на коммунальные предприятия сферы ЖКХ (независимо от формы собственности) вредят потребителям.

«В первую очередь страдает качество услуг. Деньги идут на уплату штрафов, а не на проведение технической модернизации. А иногда теплоснабжающие предприятия экономят на газе, а водоснабжающие — отключают целые районы от воды. К тому же, недобросовестные руководители предприятий обосновывают повышение тарифов убытками от штрафных санкций», — объясняет г-н Чернявский.

Бывший министр ЖКХ Алексей Куче­ренко считает, что нужно на законодательном уровне запретить увеличение тарифов за счет штрафов. К тому же, более целесообразным он считает наложение штрафов на самих директоров предприятий. Если же директор озвучивал какие-либо предложения для недопущения нарушений, но их игнорировали, то наказание должен нести собственник (муниципалитет) или концес­сионер.

Следовательно, развить конкуренцию на рынке ЖКХ не под силу только одному профильному антимонопольному органу, тем более, путем применения санкций в существующем виде.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Юридический форум

Обнаженный УПК

Актуальный документ

Документы и аналитика

Зарубежное исполнение

Акцент

«Без ГМО» не разберешься

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент урегулировал порядок отзыва апелляционной и кассационной жалоб

Принят Закон Украины «Об охранной деятельности»

Парламент отказался отменить судебную реформу

Государство и юристы

Сбой демонополизации

Деловая практика

Бессильное мировое соглашение

Документы и аналитика

Определение расходов по-новому

Уступка добровольности не помеха

Налоговые новеллы для турбизнеса

Правосудие на экспорт

Зарубежная практика

Мобильные войны патентов

Книжная полка

Материальное возмещение

Неделя права

Годовое резюмирование

Социальное поражение

Неделя права

Новости из-за рубежа

«Адвокатский дом»

Помощь оказавшимся в тяжелой ситуации

В Великобритании снимут запрет на съемку судебных процессов

Неделя права

ВСЮ изучает отбор кандидатов в судьи

Работа над кадрами

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд вернул Киеву 2,7 га земли в Голосеевском районе

«Павленко и Побережнюк» принесли победу «Астелит» в урегулировании споров на рынке телекоммуникаций

Авиакомпания «Сибирь» не отсудила у Минобороны 15,3 млн дол. США

Новости юридических фирм

Частная практика

LCF Law Group — член Ассоциации «Земельный союз Украины»

Gide Loyrette Nouel консультирует ЕБРР в связи с мультивалютной кредитной линией группе «Глобино»

М. Копейчиков выступил на круглом столе по вопросам земельной реформы

Отрасли практики

Миноритарий в поле воин

Заочная рулетка

Ничтожные посягательства

IPO: выход «в открытую»

Медиация рвется в закон

Интернет: пираты XXI века

«Спецэффекты» украинского импорта

Рабочий график

Объединительное собрание

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Рассмотрение дела по заявлению

Выход из состава общества

Медицинские осмотры

Самое важное

Реформы продолжаются

Судебная практика

Судебные решения

О способах предоставления информации по запросу АМКУ

Судебная практика

«Печерская рулетка»

Судебная практика

Судебные решения

Принятие судебного решения не освобождает от ответственности за невыполнение обязательства

Судебная практика

Определенное ИТО

Тема номера

Спецуслуги «припортовали»

Заблудшие рекламодатели

Принцип доминанты

Частная практика

Компромисс — залог реформы

Минюст предпочитает иностранцев

Юридический форум

Стол раздора

Студенты-юристы учатся общественной деятельности

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: