Основной массив норм европейского права, регулирующих банковскую деятельность, содержится во вторичном законодательстве Европейского Союза (ЕС). По своей природе вторичное право ЕС не ставит перед собой задачу тотального регулирования всех правоотношений в конкретной сфере. Его целью является определение основных принципов и стандартов регулирования, а также гармонизация законодательства государств-членов.
Под кредитным учреждением понимается субъект предпринимательской деятельности (undertaking), деятельность которого состоит в получении от широкого круга лиц депозитов или других средств на возвратной основе и предоставлении кредитов за свой счет. Кредитным также будет считаться учреждение, которое осуществляет деятельность с электронными деньгами (electronic money institution).
Поскольку речь идет о «наднациональном» характере европейского права, в большинстве норм (соответственно, и в данной статье) используются термины «государство — член происхождения» (home Member State) и «принимающее государство — член» (host Member State). Под первым понимается государство — член ЕС, в котором была выдана лицензия кредитному учреждению, второе же – это государство, в котором кредитное учреждение или его структурное подразделение предоставляет соответствующие услуги.
Вопросы санации и ликвидации кредитных учреждений регулируются положениями Директивы 2001/24/ЕС Европейского Парламента и Совета от 4 апреля 2001 года о процедуре по восстановлению платежеспособности (санация) и ликвидации кредитных учреждений. Этот документ применяется к кредитным учреждениям и их структурным подразделениям, находящимся в ином государстве—члене, нежели их главный офис. Кроме того, эта директива касается структурных подразделений одного и того же кредитного учреждения (с главным офисом вне территории Сообщества), которые находятся как минимум в двух государствах—членах.
Под санацией или процедурой по восстановлению платежеспособности кредитного учреждения (reorganization measures) подразумевают меры, направленные на сохранение и восстановление финансовой ситуации кредитного учреждения. Эти меры могут нарушать права третьих лиц, существовавших на момент введения таких мер. Речь идет о введении моратория, в результате чего могут быть приостановлены платежи по счетам кредитного учреждения, приостановлены меры принудительного взыскания долгов или ограничены возможности предъявления кредитному учреждению требований кредиторов.
Под ликвидационным процессом (winding-up proceedings) подразумевается публичная процедура, которая инициируется и контролируется административными или судебными органами соответствующего государства — члена ЕС. Цель такой процедуры — реализация активов под надзором компетентных органов, не исключающая возможность завершения такого процесса компромиссным соглашением с кредиторами или другим соответствующим образом.
Начать процедуру по восстановлению платежеспособности кредитных учреждений или ликвидационный процесс против них (включая их структурные подразделения, учрежденные в другом государстве — члене ЕС) могут исключительно административные или судебные органы государства — члена происхождения. Органы же принимающего государства такого права лишены. Кроме того, такие процедуры должны начинаться в соответствии с законодательством государства — члена происхождения. Процедура применения мер по восстановлению платежеспособности или ликвидации кредитного учреждения регулируется законодательством государства — члена его происхождения. А решение соответствующего компетентного органа о санации или ликвидации должно признаваться на всей территории других государств-членов.
При открытии процедуры восстановления платежеспособности или ликвидационного процесса административные или судебные органы государства — члена происхождения должны немедленно уведомить об этом соответствующие компетентные органы принимающего государства-члена.
Если административные или судебные органы принимающего государства-члена сочтут нужным применить одну или одновременно несколько мер по восстановлению платежеспособности, они должны проинформировать компетентные органы государства—члена происхождения.
Право ЕС требует, чтобы следующий ряд вопросов при ликвидационном процессе регулировался законодательством государства — члена происхождения
кредитного учреждения:
— активы, включенные в ликвидационную массу и режим имущества, приобретенного кредитным учреждением уже после открытия ликвидационного процесса;
— соответствующие полномочия кредитного учреждения и ликвидатора;
— условия возможности зачетов встречных требований;
— влияние ликвидационного процесса на текущие контракты, заключенные кредитным учреждением;
— влияние ликвидационного процесса на судебные процессы, инициированные отдельными кредиторами до момента открытия ликвидационного процесса;
— требования к кредитному учреждению после открытия ликвидационного процесса;
— правила подачи, приема и контроля за подачей требований кредиторов;
— условия или влияние завершения процедуры банкротства, в частности путем заключения мирового соглашения;
— права кредиторов после закрытия ликвидационного процесса;
— порядок оплаты расходов на ликвидационный процесс и некоторые другие положения.
Решение о добровольной ликвидации кредитного учреждения принимается его органами управления только после согласования с компетентными органами государства—члена происхождения. Такая ликвидация не исключает применения описанной выше процедуры восстановления платежеспособности или открытие ликвидационного процесса.
Если ликвидация начинается из-за состояния неплатежеспособности или из-за неудачных мер по восстановлению платежеспособности, у кредитного учреждения отзывается лицензия.
После открытия процедуры по восстановлению платежеспособности (или ликвидации) администратор (или ликвидатор соответственно) или другое уполномоченное лицо должны опубликовать выдержку из решения о санации или реорганизации в Официальном Журнале Европейских Сообществ, а также в двух национальных газетах каждого принимающего государства—члена.
В этой выдержке должна содержаться такая информация:
— временные рамки для предъявления кредиторами требований к кредитному учреждению;
— четкое определение даты истечения срока предъявления требований;
— полный адрес компетентного органа или суда для предъявления требований.
Компетентные органы или администратор (ликвидатор) должны оповестить об открытии процедуры восстановления платежеспособности (или ликвидационного процесса соответственно) всех известных кредиторов.
Но независимо от того, был ли кредитор таким образом уведомлен, он все равно имеет право на предъявление требований. Ликвидатор обязан предоставлять текущую информацию о ликвидационном процессе всем кредиторам.
Административные или судебные органы принимающего государства-члена при открытии процедуры по восстановлению платежеспособности (или ликвидационного процесса) по отношению к структурному подразделению кредитного учреждения, главный офис которого находится вне территории Сообщества (например, украинского банка), должны немедленно сообщить о процедуре восстановления платежеспособности, ликвидационном процессе или отзыве лицензии (если такое имело место) соответствующим компетентным органам других принимающих государств-членов, в которых функционируют другие структурные подразделения этого кредитного учреждения
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…