Избирательные баталии еще не утихли, но уже сейчас можно однозначно заявить о необходимости реформирования отдельных норм Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» (Закон). Нынешние выборы отмечены массовыми нарушениями в сфере предвыборной агитации. Один из ярких примеров — использование кандидатами-самовыдвиженцами рекламных слоганов, предвыборных лозунгов и символики политических партий. Интересно, что практически в каждом регионе Украины находился самовыдвиженец или даже несколько самовыдвиженцев, которые приписывали себе статус кандидата, выдвинутого определенной политической партией. На текущих выборах «быть в тренде» для самовыдвиженца означало агитацию в цветах, под слоганами и символикой провластной партии «Блок Петра Порошенко». Имели место и, условно говоря, креативные решения: использование фирменного стиля этой партии, но с другим лозунгом. Например, вместо «Час єднатися» писали «Підтримую Президента», «Разом з Президентом» и др.
Следует отметить, что на основе норм указанного Закона вышеописанные действия самовыдвиженцев можно обжаловать как в Центральной избирательной комиссии, так и в суде, ссылаясь при этом на нарушение принципа свободных выборов. Согласно части 2 статьи 6 Закона, применение обмана, который препятствует формированию воли избирателя, запрещается. В описанных выше случаях имеет место собственно деформация формирования воли избирателей, ведь они принимают решение о голосовании за соответствующих кандидатов с учетом того, что последние выдвинуты или поддерживаются политическими партиями, символику и лозунги которых используют в своей предвыборной агитации соответствующие самовыдвиженцы. Вместо этого, как правило, связь между такими кандидатами и партией либо отсутствует вообще, либо не является достаточной (например, имеет место согласие территориальной организации партии на использование кандидатом словосочетания «Блок Петра Порошенко» при отсутствии решения съезда партии по его выдвижению).
Таким образом, очевидной является необходимость внесения изменений в статью 74 Закона (ограничение по предвыборной агитации) путем включения отдельной нормы о запрете использования кандидатами-самовыдвиженцами в своей предвыборной агитации любых составляющих фирменного стиля политических партий (рекламных слоганов, и/или предвыборных лозунгов, и/или оригинальной цветовой гаммы, и/или символики) или визуальных/аудиовизуальных объектов, имитирующих соответствующие составляющие фирменного стиля партии.
КОНОПКА Игорь — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…