С полисом в космос — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №15 (485) » С полисом в космос

С полисом в космос

На современном этапе развития космонавтики страхование рисков космической деятельности, как показывает мировая страховая практика, является неотъемлемой частью реализации космических проектов и программ. Страхование при осуществлении космической деятельности представляет собой отношения по защите имущественных интересов страхователей (выгодоприобретателей) в случае гибели или аварии космических объектов, а также третьих лиц, вред жизни, здоровью или имуществу которых может быть причинен при подготовке к запуску космической техники на космодроме, запуске и эксплуатации ее в космическом пространстве.

С помощью механизма страхования неопределенно большие имущественные потери на возмещение потенциального ущерба при осуществлении космической деятельности можно минимизировать или избежать определенными и невысокими финансовыми расходами на уплату страховой премии. Отсюда экономические выгоды космического страхования, на мой взгляд, очевидны.

Началом использования страхования в области космической деятельности по праву можно считать 1965 год. Именно тогда был впервые заключен договор страхования гражданской ответственности на случай возмещения убытков, причиненных третьим лицам на этапе предстартовой подготовки телекоммуникационного американского спутника «Интелсат-1» (Афанасьева Л.А. Космическое страхование: проблемы и перспективы: [Вопр. междунар.-правового регулирования] // Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву). — М.: Изд-во Института государства и права АН СССР, 1990. — С. 37—52). В Советском Союзе правовые предпосылки к проведению страхования рисков космической деятельности были заложены еще в конце 70-х годов посредством разработки механизма страхового обеспечения индийской космической программы «Бхаскара» (Колюбакин В. Космическое страхование в России // ТелеСпутник. — 2001. — № 10 (72). — С. 8). Однако космическо-страховой проект тогда не был реализован.

Страховая операция при осуществлении космической деятельности в СССР была совершена лишь в 1990 году. Заключенный договор имущественного страхования охватывал страховую защиту рисков на этапах предстартовой подготовки, запуска и ввода в эксплуатацию геостационарного спутника связи «Горизонт-33» (Колюбакин В. Космическое страхование в России // ТелеСпутник. — 2001. — № 10 (72). — С. 8). Указанный проект космического страхования является одновременно первым и последним в Советском Союзе.

С прекращением существования СССР правопреемниками космической отрасли Союза в основном стали Украина и Российская Федерация (РФ). С целью обеспечения возмещения возможных убытков при реализации космических проектов и программ в национальном космическом законодательстве Украины и РФ закреплены правовые нормы, устанавливающие обязательное страхование рисков космической деятельности. Именно обязательное страхование отражает общественные (общегосударственные) потребности в соответствующем страховом ­обеспечении.

15 ноября 1996 года ­Верховным Советом Украины принят Закон ­Украины «О космической деятельности» (Косміч­не законодавство країн світу. Тема­тич­не зібрання (російською та англійсь­кою мовами). Том 1. Загальні питання космічної діяльності. Державне регулювання / Відп. ред. Н.Р. Малишева, Ю.С. Шемшученко. — К.: Атіка, 2001. — 448 с.), содержащий статью 24 об обязательном страховании при осуществлении космической деятельности. Данная космическо-страховая норма не предусматривает конкретных видов обязательного страхования, а содержит лишь указание, что их перечень определяется действующим законодательством Украины.

Исходя из особенностей построения системы национального законодательства о страховании, конкретные виды обязательного страхования в сфере космической деятельности подлежали определению в специальном Законе Украины «О страховании» (Про страхування. Закон України від 4 жовтня 2001 року // Урядовий кур’єр. — 2001. — № 205. — 7 ноября). В 2001 году этот Закон изложен в новой редакции и предусматривает осуществление на территории Украины следующих видов обязательного космического страхования:

1) страхование объектов космической деятельности (наземная инфраструктура), перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины (КМУ) по представлению Национального космического агентства Украины;

2) страхование гражданской ответственности субъектов космической деятельности;

3) страхование объектов космической деятельности (космической инфраструктуры), являющихся собственностью Украины, относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве;

4) страхование ответственности относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве.

Однако страховые отношения при осуществлении космической деятельности на основании анализируемых правовых норм до сих пор не возникают. Причина — отсутствие специального порядка и правил проведения соответствующего страхования, подлежащего утверждению КМУ согласно части 1 статьи 24 Закона Украины «О космической деятельности» и статьи 7 Закона Украины «О страховании». Отсюда обязательное страхование ракетно-космических рисков в течение уже более 10 лет с момента принятия Закона Украины «О космической деятельности» не удается включить в сферу хозяйствования при осуществлении космической деятельности.

Сравнительно-правовой анализ показывает существование похожих страховых юридических проблем в сфере космической деятельности и в РФ. Законом РФ «О космической деятельности» (Международное космическое право: Учебник / Отв. ред. Г.П. Жуков, Ю.М. Колосов. — М.: Международные отношения, 1999. — 360 с.) установлено три вида обязательного космического страхования:

1) страхование жизни и здоровья космонавтов;

2) страхование работников объектов космической инфраструктуры;

3) страхование ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц (статья 25 Закона).

Общим для законодательства Украины и РФ является признание обязательного страхования в области космической деятельности приоритетным направлением их государственной политики. При этом проблемы реализации данной правовой нормы, как и по законодательству Украины, также состоят в отсутствии специального нормативно-правового акта, которым согласно части 3 статьи 936 ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997. — 560 с.) должны быть определены объекты обязательного космического страхования, страховые риски и минимальные размеры страховых сумм.

Таким образом, для возникновения на территории Украины и РФ страховых правоотношений в области космической деятельности необходима активная деятельность в этой сфере законодателя, направленная на разработку конкретного порядка и правил проведения соответствующего обязательного страхования. Мировые тенденции эволюции космической деятельности: от решения исключительно научно-исследовательских и военных (оборонных) задач до более широкого коммерческого использования полученных результатов в сфере хозяйствования, объективно активизировали интерес государства к механизму страхования ракетно-космических рисков.

В настоящее время на рассмотрении правительства Украины находится проект Положения о порядке и правилах обязательного страхования при осуществлении космической деятельности на Украине. А Государственная Дума РФ планирует в 2007 году рассмотреть законопроект «О проведении обязательного страхования космической деятельности».

При этом актуальными остаются правовые вопросы материального (финансового или страхового) обеспечения компенсации потенциального ущерба третьим лицам (потерпевшим) при реализации космического проекта и программы.

В соответствии с нормами международного космического права «каждое государство, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, либо с территории или установок которого производится запуск, несет международную материальную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами. Возмещению подлежит ущерб, причиненный другому государству, его физическим или юридическим лицам на Земле, в воздушном или в космическом пространстве» (статья 7 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела).

Основополагающая Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Рубанов А.А. Международная космическо-правовая имущественная ответственность. — М.: Наука, 1977. — 268 с.), закрепляет абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (статья 2). Таким образом, на запускающее государство возлагается обязанность компенсировать третьим лицам (потерпевшим) причиненный ущерб в результате осуществления космической деятельности.

С целью сокращения собственных финансовых бюджетных затрат и переадресации потенциальных космических рисков страховым компаниям нормами национального космического законодательства государств — участников космической деятельности установлено обязательное страхование гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам (потерпевшим) при реализации космического проекта и программы.

Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный во время подготовки к запуску на космодроме, запуска или последующей эксплуатации космической техники, является гарантией, что потерпевшим (государствам, юридическим или физическим лицам) будет возмещен причиненный ущерб, независимо от финансовых возможностей лица, его причинившего.

При этом специфические особенности имеет обязательное страхование ракетно-космических рисков в космическом законодательстве некоторых стран мира: Австралии, Бразилии, Великобритании, США и Японии. Так, по законодательству Австралии наличие страхования ответственности перед третьими лицами является неотъемлемым условием выдачи держателю разрешения на запуск космического объекта, сертификата на запуск за рубежом или санкционирования возвращения космических объектов, запущенных за рубежом (Космічне законодавство країн світу. Тематичне зібрання (російською та англійською мовами). Том 3, кн. 2 / Відп. ред. Н.Р. Мали­шева, Ю.С. Шемшученко. — К.: Атіка, 2006. — 728 с.).

Космическое законодательство Бразилии условием для получения лицензии на осуществление космической деятельности устанавливает необходимость покупки страховки для покрытия возможного ущерба третьим лицам (там же).

Космическими нормами законодательства Великобритании установлено, что лицензия на космическую деятельность может содержать условие, требующее от обладателя лицензии страхования ответственности, возникающей по поводу ущерба, понесенного третьими лицами (там же).

В соответствии с законодательством США при выдаче или передаче лицензии на запуск или возвращение космического объекта лицо, которому она выдается (или передается), должно иметь полис страхования ответственности либо продемонстрировать платежеспособность в размере, достаточном для возмещения вреда, причиненного, в частности, третьим лицам (там же).

Национальное агентство по освоению космического пространства Японии также не запускает искусственный спутник до заключения договора страхования, по которому оно сможет обеспечить сумму, необходимую для возмещения ущерба, понесенного третьими лицами в результате запуска (там же).

Таким образом, зарубежное обязательное страхование ответственности при осуществлении космической деятельности имеет особые правовые и экономические основы. Они состоят в том, что наличие страхового обеспечения является необходимой предпосылкой космической деятельности. Иначе говоря, субъекту, заинтересованному в космической деятельности, не выдается разрешение/сертификат компетентного органа государства на ее осуществление, пока он не продемонстрирует наличие страховой защиты (страховки) или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам.

При формировании института страхования космических рисков на Украине важным является учет соответствующего опыта зарубежных стран. Практика решения вопросов финансового обеспечения возмещения ущерба путем страхования ответственности как обязательное условие для осуществления космической деятельности представляется эффективной и экономически целесообразной. Указанные положения законодательства, на мой взгляд, требуют трансформации позитивных аспектов этого опыта и практики в отечественное космическое законодательство.

СЕМЕНЯКА Василий — к.ю.н., научный сотрудник Международного центра космического права при Институте государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВАСУ подвел итоги работы за 2006 год

ВККС открыла дисциплинарное производство

Деловая практика

Особенности применения пени

Законодательная практика

Кадастр еще не панацея

Комментарии и аналитика

Расторжение хозяйственных договоров

«Дайте мне кусочек от домена .ua»

С полисом в космос

Неделя права

Казнить нельзя помиловать

Неоднозначная практика применения

Ответственность до закона

ВСУ проверит ВАСУ

Правительству — нет, а нардепам?

Золотая дата Сергея Островича

Реестр событий

Кто прав, а кто..? Решит КСУ

Шах есть. А будет мат?

Проверка от рейдеров

Первый шаг к новой системе судов

Судебная практика

Об аспектах морских перевозок

Судебные решения

Об аспектах исполнения обязательств по договору

Об особенностях рассмотрения споров относительно имущества НАН Украины

О правовом режиме имущества, нажитого супругами в браке

О полномочиях собственника по продаже имущества

Об основаниях для отмены решения

Тема номера

О распоряжении объектами «недостроя»

Юридические риски при аренде земли

Трибуна

А они все-таки лицо служебное...

Частная практика

Медиатор или адвокат?

Юридический форум

Взаимодействие с контролирующими органами. Не навреди себе...

Інші новини

PRAVO.UA