Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №16 (799) » С морем пополам

С морем пополам

Рубрика Тема номера
Неоднозначность трактовки понятий «мореходное состояние судна» и «скрытые недостатки» усложняет процесс доказывания вины одной из сторон в спорах по договорам чартера

Мореходность судна является одним из основных критериев морского права, поскольку зачастую именно надлежащее мореходное состояние судна — залог благополучного окончания рейса и сохранности груза, принятого к перевозке.

Понятие «мореходное состояние судна» украинский законодатель прописывает в Положении о классификации, порядке расследования и учета аварийных морских происшествий с судами (Положение), утвержденном приказом Министерства транспорта и связи Украины от 29 мая 2006 года № 516. Согласно этому Положению, мореходное состояние судна — совокупность свойств судна, которые обеспечивают его эксплуатацию по назначению в соответствии с нормами, критериями и требованиями, установленными классификационным обществом, осуществляющим технический надзор над судном.

Контекстное толкование

Мореходное состояние судна включает в себя такие мореходные качества, как остойчивость, прочность, водонепроницаемость, непотопляемость, плавучесть и управляемость. Следует отметить, что в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) Украины отсутствует отдельное определение понятия «мореходное состояние судна». Однако его содержание можно толковать контекстно, обратившись к статье 143 КТМ Украины, где раскрывается сущность обязательства перевозчика по приведению судна в мореходное состояние перед началом рейса.

Так, положениями указанной статьи предусмотрено, что перевозчик обязан обеспечить техническую готовность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его и обеспечить всем необходимым, укомплектовать экипаж, а также привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее его надлежащие погрузку, перевозку и хранение.

Как показывает сложившаяся судебная практика, состояние судна возможно признать немореходным на основании статьи 143 КТМ Украины, если судно не соответствует всем вышеперечисленным критериям и, таким образом, технически не готово к плаванию. Еще один значимый аспект заключается в том, что если во время рейса судно придет в немореходное состояние, действует презумпция вины перевозчика. Однако последний может быть освобожден от ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано так называемыми скрытыми недостатками, которые не могли быть выявлены при проявлении перевозчиком должной заботливости (более традиционное англоязычное понятие — due diligence). Что именно подразумевается под «скрытыми недостатками», законодатель не уточняет.

Отвечать по обязательствам

Затрагивая вопрос обязанностей перевозчика, не следует обходить вниманием и Гаагско-Висбийские правила 1968 года (Правила), которые, хотя и не ратифицированы Украиной как международный договор, зачастую применяются к отношениям перевозчика и грузоотправителя по соглашению сторон как документ частноправовой унификации права. Согласно статье 3 Правил, перевозчик обязан до и в начале рейса проявить должную заботливость по приведению судна в мореходное состояние. Однако, в отличие от подхода, избранного украинским законодателем, в соответствии с Гаагско-Висбийскими правилами снаряжение, обеспечение всем необходимым и комплектация судна экипажем, а также приведение трюмов и помещений судна в состояние, необходимое для перевозки груза, являются отдельными обязательствами перевозчика.

Согласно КТМ Украины, обязанность по заблаговременному приведению судна в мореходное состояние, помимо перевозчика груза, лежит также на перевозчике пассажиров (статья 192), организаторе круиза (статья 198), сторонах договора морской буксировки (статья 223).

Превалирующее значение обязательства по приведению судна в мореходное состояние объясняется и тем, что грузоотправитель, застраховавший свой груз у страховщика, рискует лишиться права на выплату страховой компенсации. В этой связи статьей 257 КТМ Украины устанавливается, что страховщик не отвечает за убытки, понесенные ввиду того, что судно было отправлено в немореходном состоянии, если только немореходное состояние не было вызвано скрытыми недостатками. Из этого следует, что сторона, пострадавшая в результате неисполнения перевозчиком своего обязательства по приведению судна в мореходное состояние, находится в уязвимом положении в части компенсации убытков.

На условиях чартер-партии

Критерий мореходности судна можно рассматривать как один из основополагающих и в отношениях между судовладельцем и фрахтователем, возникающих на основании чартер-партии. Статья 207 КТМ Украины устанавливает обязанность судо­владельца передать фрахтователю судно в состоянии, пригодном для использования его с целью, предусмотренной договором чартера. Отсюда проистекает устанавливаемое статьей 212 кодекса право фрахтователя не выплачивать судовладельцу фрахт за то время, когда судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, за исключением случаев, когда непригодность судна наступила по вине фрахтователя. Это право нередко находит отражение и в соответствующих условиях чартер-партии. Например, стороны часто включают в договоры тайм-чартера условие off-hire, предусматривающее, что в случае поломок и технических неисправностей судна, препятствующих использованию его в целях тайм-чартера, оплата фрахта за период до устранения таковых не производится.

Одна из наиболее распространенных причин возникновения споров на основании чартер-партии — нежелание фрахтователя выплачивать фрахт за то время, когда судно пребывало в немореходном состоянии. Поскольку технические аспекты немореходного состояния законодателем не детализованы, в случае передачи спора на рассмотрение суда последний может столкнуться со сложностью определения степени вины той или иной стороны в том, что судно утратило мореходные качества. В частности, постановлением Высшего хозяйственного суда Украины № 20-4-730 от 12 мая 2004 года установлено, что вывод суда о немореходном состоянии судна во время плавания должен основываться на полном и всестороннем исследовании всех имеющихся доказательств. Если представленные сторонами доказательства являются недостаточными, хозяйственный суд обязан истребовать от предприятий и организаций независимо от их участия в деле документы и материалы, необходимые для разрешения спора. Так, в случае если суд установит, что вина фрахтователя в том, что судно утратило мореходные качества, отсутствует, фрахтователь освобождается от необходимости осуществления выплат фрахта на период ремонта судна, даже если выведение судна из мореходного состояния обусловлено его скрытыми недостатками, о существовании которых судовладельцу было неизвестно. Примером может послужить дело № 17/151-08-4775/, которое рассматривалось Одесским апелляционным хозяйственным судом. В этом деле спор возник в связи с невыплатой фрахтователем фрахта за определенный период по условиям бербоут-чартера. Отменив решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу, что у фрахтователя не возникло обязанности по выплате фрахта за тот период, пока судно находилось в немореходном состоянии вследствие выявления скрытых недостатков во время рабочих испытаний производственной обкатки двигателя. Скрытый характер недостатков был установлен судом на основании того, что они были выявлены уже после выдачи Регистром судоходства Украины свидетельства о годности судна к плаванию. Судебная практика демонстрирует, что недостаточно полное определение понятия мореходного состояния судна и неоднозначность его трактовки, отсутствие законодательного закрепления содержания понятия скрытых недостатков усложняет процесс доказывания вины одной из сторон чартер-партии в том, что судно было приведено в немореходное состояние. То же по аналогии касается и споров по договорам морской перевозки груза, где надлежит установить, было ли нарушено перевозчиком обязательство по приведению судна в мореходное состояние перед началом рейса.

БЛИНОВ Евгений — партнер МЮГ AstapovLawyers, г. Киев,

ЯНИШЕВСКАЯ Екатерина — младший юрист МЮГ AstapovLawyers, г. Киев


Мнения

Необходимые доказательства

Антон СОТИР,
юрист МЮФ Integrites

Судовладелец ответственен за немореходное состояние судна лишь при наличии вины. Вина проявляется в том, что судно не отвечает либо общим критериям мореходности, либо критериям, установленным в конкретном договоре с учетом целей использования судна.

При определении немореходного состояния суды в первую очередь принимают во внимание письменные доказательства, которыми могут быть:

— экспертное заключение о технической эксплуатации;

— акт технического состояния судна;

— акт приема-передачи судна;

— заключение сюрвейерского осмотра;

— записи в судовом и машинном журнале.

Отсутствие классификационного свидетельства или других судовых документов также делают использование судна невозможным. Состояние судна a priori является немореходным, если перед началом эксплуатации оно требует проведения ремонтных работ.

Мера должной осмотрительности

Олег МИЛЬЧЕНКО,
юрист АО Arzinger

Мореходность судна — важный аспект морской перевозки, так как напрямую относится к ответственности перевозчика. Норма украинского права, устанавливающая обязанность последнего обеспечить до начала рейса мореходное состояние судна, является императивной, то есть стороны не могут предусматривать договором положения иные, чем указанные в части 1 статьи 143 КТМ Украины. Понятие мореходности включает в себя техническую пригодность судна к плаванию, укомплектованность судна экипажем, снаряжение и обеспечение судна всем необходимым, пригодность к принятию груза для перевозки. При этом оценка мореходности судна происходит с учетом всех особенностей рейса, то есть неразумно требовать от судна, осуществляющего речной рейс, мореходности, предъявляемой к океанскому лайнеру.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Актуальный документ

Документы и аналитика

Пояснение о закрытии производства

Акцент

Лишительные действия

В фокусе: LEGAL 500

Рекомендованы по праву

В фокусе: УПК

Совершено с секретом

Государство и юристы

Новости законотворчества

Сужен перечень судебных решений, вносимых в Реестр

Правительство подало законопроект о помощи хозсубъектам

Реформа СМИ

Государство и юристы

Произвольная борьба

Документы и аналитика

Примирение и наказание

Книжная полка

Юридическая библиография

Неделя права

Без купола

Трансфертный подход

Остов сокровищ

Киевский судоначальник

Неделя права

Новости из-за рубежа

В России защищают чувства верующих

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не запретил исполнение решения МКМТ о введении спецпошлин

Юрист просит суд обязать КМУ принять меры к расторжению «газовых контрактов»

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует «АВК» по вопросам выкупа акций

АО AVER LEX расширяет партнерский состав

Офис АК «Коннов и Созановский» становится «зеленым»

Олег Макаров выступил на IX ежегодном юридическом форуме России

Евгений Блинов — победитель в номинации «Арбитраж на Украине» по версии Client Choice Awards 2013

МЮФ Integrites защитила интересы клиента в пост-M & A споре в LCIA

ЮФ «Лавринович и Партнеры» спонсирует украинскую команду в финале международного конкурса по праву ВТО

Юристы ЮБ «ЕПАП» представили интересы «Джонсонс Контролс Украина»

ЮК Jurimex определила победителей стипендиального конкурса

Отрасли практики

На разных условиях

Легализация реституции

В камеру — за хранение

Суббрендная защита

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Хуже не будет?

Решения недели

Судебная практика

Правомерные заседания

СТО с нарушениями

Отмененное доначисление

Самое важное

Третейская суть

В южном направлении

Проверки ждут перемены

Процесс в действии

Судебная практика

Судебные решения

О моменте возникновения у физического лица права на пай

Новый собственник земельного участка обязан оплатить восстановительную стоимость многолетних насаждений

Судебная практика

Впал в милость

Протест не прошел

Точка невозврата

Из роскоши в трущобы

Тема номера

С морем пополам

Web-мера

Морской криз

Частная практика

Прошлогодний тест

Best Lawyers на Украине

Информационное управление

Инвестиционное приглашение

Юридический форум

Инициативный ряд

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: