Технологический прогресс пошел семимильными шагами и в правовой сфере. Возьмем, к примеру, онлайн-встречи. Вооружились удобным и экономным способом проведения встреч даже представители старой школы. Так, в последнее время все чаще появляются сообщения, что такой многочисленный орган, как Совет судей Украины, собрался на очередное заседание в режиме видеоконференции. Но что говорить о старой школе, если даже консервативное процессуальное законодательство предусматривает возможность участия в судебном заседании в режиме видеоконференции…
А сколько спикеров на специализированных юридических мероприятиях выступают в режиме онлайн, делятся опытом буквально не поднимаясь из-за своего рабочего стола, и не сосчитать.
Однако самыми активными юзерами технологических новинок в юридической среде всегда были юристы. Именно они и расскажут о преимуществах и недостатках онлайн-встреч с клиентами.
Хай так
«Однажды я посчитал, сколько раз общаюсь в режиме онлайн в сутки, получилось: пять-шесть чатов в Skype, столько же в Facebook, два-три разговора в Viber и один в Google Talk. Еще мы общаемся с некоторыми клиентами в режиме реального времени при работе над договорами в Google Docs (Drive), а также один из клиентов предпочитает работать с нами в системе управления задачами Asana», — говорит адвокат, партнер практики IT и медиаправа АО «Юскутум» Дмитрий Гадомский, подчеркивая при этом, что приходится использовать все возможные средства связи, так как клиенты в сфере IT мобильны и стремятся к новым технологиям.
Самое интересное, по словам г-на Гадомского, что такой стандартный способ общения, как телефон, в сфере IT некоторыми намеренно игнорируется. «У меня есть клиенты, которые никогда не общаются «голосом», а только пишут — это люди с исключительно структурированным мышлением», — обращает внимание на особенности общения адвокат.
При обилии средств связи возникает и проблема: условия поручения клиента приходится искать то в почте, то в Skype, то в Facebook. «Хотя для клиента очень удобно быть на связи со своим юристом любым способом, но это немного затрудняет возможность делегирования работы коллегам. Мейл можно переслать коллеге, а вот разговор в Facebook или в Skype — еще попробуй вспомнить, что такое общение было», — комментирует Дмитрий Гадомский.
В этом году юридическая компания «Правовой Альянс» приняла решение внедрить у себя концепцию smart office. Как объясняет ассоциированный партнер компании Андрей Горбатенко, теперь юристы не привязаны к конкретному рабочему месту и преимущественно работают удаленно. «Такой характер работы существенно увеличивает роль средств связи для переговоров, в том числе внутри компании. Система для видеоконференций должна соответствовать следующим критериям: позволять 10–15 сотрудникам одновременно принимать участие в видеоконференции, демонстрировать материалы; должна иметь встроенный текстовый чат с возможностью создания групп с максимальным количеством участников, кроссплатформенность, стабильность, защищенность, невысокую требовательность к каналу данных, способность совершать звонки на стационарные и мобильные телефоны с возможностью их включения в видеоконференцию, разумные тарифы на звонки на стационарные и мобильные телефоны, возможность подключения клиента в режиме видеоконференции «с нуля», — делится опытом Андрей Горбатенко. По словам комментатора, система должна предусматривать минимум действий от клиента для установки средств видеоконференции. С учетом всего названного выше в компании исключили возможность использования специфических аппаратных решений и сконцентрировались на поиске программного сервиса.
«Детально проанализировав предложения на рынке, мы остановили свой выбор на Google Hangouts. Это решение соответствует всем вышеперечисленным критериям. Кроме того, для видеоконференций с клиентами мы также используем Skype ввиду распространенности данного сервиса среди клиентов», — подчеркивает г-н Горбатенко.
Сплошная приятность
Для Дмитрия Гадомского общение с клиентами в режиме онлайн состоит лишь из преимуществ. Ведь при подобном общении сильно экономится время. «Более того, общение в чате заставляет и меня, и собеседника быть предельно кратким и содержательным (к примеру, если в телефонном разговоре я при ответе на вопрос обязательно скажу: «Согласно украинскому законодательству…», то в чате обхожусь без лишних вводных слов). Если же переговоры заходят в тупик (а так часто случается, когда на той стороне провода — другой юрист), лучше встретиться и доработать документ, сидя за одним столом», — продолжает адвокат.
Но в тоже время бесспорным преимуществом живого общения он называет возможность видеть эмоции собеседника, слышать недосказанное и видеть невербальную реакцию на свои слова. «К тому же живое общение — это особенность нашей славянской души. Некоторые клиенты все еще предпочитают общаться только вживую», — отмечает г-н Гадомский.
Основным плюсом встреч в формате видеоконференций Андрей Горбатенко называет возможность объединения усилий большого количества людей, задействованных в проекте, независимо от их местонахождения. По опыту комментатора, в рамках видеоконференции информация воспринимается лучше, чем в ходе телефонной, поскольку можно продемонстрировать презентацию или другие сопутствующие материалы. Кроме того, возможность участников видеть друг друга позволяет им лучше ориентироваться. «Когда вы проводите телефонную конференцию и в ней участвуют, кроме знакомых вам людей, еще пять человек, которых вы не только никогда не видели и не слышали, но даже не способны выговорить их имена — это большое испытание, — признается г-н Горбатенко. — И совсем другое дело, когда вы видите всю компанию у себя на мониторе и понимаете, кто конкретно в данный момент говорит. И оказывается, что Rukka — это вовсе не женщина, как могло показаться сначала, а бородатый седой мужчина».
Андрей Горбатенко подчеркивает, что недостатки видеоконференций в основном связаны с технической стороной: «В первую очередь, речь идет о необходимости «затянуть» собеседника на свою платформу для видеоконференций, ну и, конечно, возможны перебои со связью: «Rukka, you freezed! Rukka, do you hear me?» — «Yes, I h-h-h-r you well zig-zig-zog-zog».
Модный тон
Говоря о новых технологиях в работе юриста, важно отметить экономию не только времени, но и средств, расходуемых на командировки. К тому же, если большинство встреч с клиентами проводится в режиме видеоконференций, может, нецелесообразно содержать большие офисы в центре города?
По мнению Андрея Горбатенко, пока рано говорить о том, что подавляющее большинство встреч с клиентами перекочевало в формат видеоконференций. «Живое общение клиента с юристом пока играет важную роль, и, думаю, ситуация изменится нескоро. Вместе с тем в нашей компании общение внутри проектных команд медленно, но уверенно переходит в формат удаленных видеоконференций. Сегодня практически все еженедельные совещания партнеров компании проводятся в формате видеоконференций», — поделился опытом ассоциированный партнер «Правового Альянса», подчеркивая, что в их случае это позволило сократить площадь офиса в центре.
А вот компания «Юскутум» содержит офис в центре не только для удобства общения с клиентами. «Но если большинство клиентов предпочитают общаться онлайн, то, конечно же, можно пренебречь модой открытия офисов в центре и перебраться в более удобное помещение в другом месте», — резюмирует он.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…