Финансовая система, соответствующая международным стандартам, всегда была для Украины явлением горячо желаемым, однако сложно достигаемым. На пути к цели писались многообещающие нормативно-правовые акты, внедрялись новые правила и технологии, создавались институции. Один из таких шагов был сделан еще в прошлом году. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» № 79-IX (Закон), который предусматривает процедуру «сплит» — ликвидацию Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), и распределение полномочий по регулированию финансового рынка между Национальным банком Украины (НБУ) и Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). В частности, НБУ стал регулятором для страховых, лизинговых, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов и бюро кредитных историй, в то время как НКЦБФР будет регулировать деятельность негосударственных пенсионных фондов и фондов финансирования строительства.
По оптимистичным прогнозам, это должно обеспечить сбалансированный и системный подход в направлении эффективного развития небанковского финансового сектора. Иными словами, необходим переход от секторальной модели регулирования к более эффективной интегрированной модели, что в свою очередь сделает возможным комплексное развитие функции регулирования рыночного поведения и защиты прав потребителей на финансовом рынке. Таковы ожидания от Закона со стороны не только его создателей и прочих почитателей, но также международных партнеров Украины.
Чтобы переход был плавным и максимально безболезненным, Закон предусматривал переходной период, срок которого истек 1 июля 2020 года. За это время все функции Нацкомфинуслуг должны были перебрать на себя НБУ и НКЦБФР, обеспечив все необходимое для данного процесса и усовершенствовав при этом законодательство.
Накануне начала исполнения НБУ новых функций регулирования рынка небанковских финансовых услуг в пределах расширения партнерской сети Национальный банк Украины присоединился к Международной сети регуляторов кредитных союзов (International Credit Union Regulators’ Network (ICURN). Помимо этого, недавно НБУ представил требования к подаче отчетности за первое полугодие 2020 года, изложив необходимые формат и сроки, которые должны быть понятными и удобными для субъектов хозяйствования.
Так осуществятся ли положительные сценарии? Неужели Украина действительно на пороге появления новой финансовой системы, которая будет соответствовать международным стандартам? Свое мнение, ближайшие прогнозы и опасения касательно процедуры «сплит» высказали эксперты.
Алена СТУЛИНА
«Юридическая практика»
_____________________________________
Прозрачные правила
Наталья СЕЛЯКОВА, партнер МЮФ Dentons
Как известно, 1 июля 2020 года в рамках проекта «сплит» регулятором деятельности небанковских финансовых учреждений стал Национальный банк Украины. С учетом опыта НБУ в реформировании банковского сектора есть ожидания и относительно реформ сферы небанковских финансовых услуг. НБУ был разработан проект закона «О финансовых услугах и деятельности по предоставлению финансовых услуг» (законопроект). Указанный нормативный акт должен стать базовым для дальнейшей разработки и совершенствования регулирования рынка небанковских финансовых услуг.
Положения законопроекта, который был обнародован для общественного обсуждения, содержат новые подходы со стороны НБУ не только к регулированию предоставления традиционных небанковских финансовых услуг, но и к определению посредников на рынке финансовых услуг на законодательном уровне.
Список традиционных финансовых услуг (таких как платежные услуги, кредитование, страхование, факторинг, финансовый лизинг, услуги на рынках капитала и т.д.) НБУ предлагает дополнить так называемыми сопутствующими услугами на финансовом рынке — посредническими и вспомогательными. В частности, к вспомогательным услугам законопроектом предусмотрено отнести консультирование, экспертные информационные услуги, оценку рисков или платежеспособности, удовлетворение претензий, идентификацию и верификацию лиц, сбор и обработку документов, предоставление и передачу финансовой информации, обработку данных, инкассацию и т.п. К посредническим будут относиться услуги, связанные с заключением и выполнением (сопровождением) договоров о предоставлении финансовых услуг, получением платежей в рамках этих договоров.
Таким образом, финтех-компании и другие игроки, оказывающие сопутствующие услуги на финансовом рынке, получат регуляторную определенность в своей работе. Поскольку деятельность по предоставлению финансовых услуг, как предполагается, и в дальнейшем будет подлежать лицензированию, ожидается смягчение или отмена требований по лицензированию ряда платежных услуг, деятельности в рамках «регуляторной песочницы».
Что касается сопутствующих услуг, законопроектом предусмотрена возможность требований относительно регистрации таких видов деятельности. При этом регулятор имеет право определять упрощенный порядок авторизации (лицензирования или регистрации) лиц, которые намерены предоставлять финансовые или сопутствующие услуги с применением инновационных технологий, и устанавливать требования относительно особого режима их работы. Соответствующие положения в случае их принятия предоставляют возможность регулятору поддерживать внедрение инноваций на финансовом рынке Украины.
Важно, что законопроектом предусмотрены применение ряда унифицированных принципов, касающихся предоставления как финансовых, так и сопутствующих услуг, в том числе по обеспечению квалификации руководителей и работников; внедрение качественной системы корпоративного управления и внутреннего контроля; отсутствие антиконкурентных практик; обеспечение защиты и хранения информации, защиты прав потребителей; своевременное предоставление регулятору необходимой информации.
Именно в рамках таких общих принципов на финансовом рынке Украины, установленных на уровне закона, ожидается дальнейшая нормотворческая деятельность и совершенствование регулирования со стороны НБУ.
Общий закон, устанавливающий фрейм, правила, принципы оказания услуг для данного рынка, позволит регулятору гибко и оперативно реагировать на быстро меняющийся финансовый рынок. Далеко не все юрисдикции имеют такой закон, и в этом случае можно говорить о прогрессивном опыте Украины. Ожидаем введение прозрачных правил, отвечающих международным стандартам, для игроков небанковского финансового сектора.
_________________________________________________
Хотели как лучше, но получилось ли?
Виталий БЕЛИКОВ, директор по правовым вопросам АО «Укрпочта»
Характерным признаком успеха бизнеса сегодня является непрерывное развитие и трансформация, что неудивительно, ведь это отражает суть диалектики как науки (от простого к сложному, от известного к неизвестному). «Сплит» в данном случае является характерным проявлением развития и трансформации, скорее даже эволюции финансовых услуг. Несмотря на объективную неизбежность процесса эволюции данной сферы, сказать о том, что «сплит» — это плод совместной работы рынка финуслуг и Национального банка Украины, нельзя. Почему? Потому что это НБУ. Так уж сложилось, что НБУ сложно назвать партнером. Приведу пример: АО «Укрпочта» помимо универсальных почтовых услуг и прочего предоставляет финансовые услуги и относится к сфере управления Министерства инфраструктуры Украины в том числе как субъект первичного финансового мониторинга. Новая эра «сплит» переводит АО «Укрпочта» как субъект первичного финансового мониторинга с 1 июля 2020 года под надзор НБУ. Но как ни странно, НБУ не проводил консультаций и не привлекал «Укрпочту» к законотворческому процессу при создании концепции «сплит». Это означает, что НБУ руководствовался только для него одного приемлемыми подходами, что не может не сказаться негативно на рынке финансовых услуг.
____________________________________________
Обнадеживающая оптимизация?
Артем АФЯН, управляющий партнер АО Juscutum
На первый взгляд, введение Закона, предусматривающего так называемый сплит, — это очень даже хорошо. И правда, когда вообще оптимизировать было плохо? Но и тех игроков на рынке, которые начали волноваться, тоже можно понять. Ведь с переходом части функций Нацкомфинуслуг к НБУ вероятно также повышение требований к финансово-кредитным учреждениям. Поэтому люди опасаются того, что «банкопад» повторится и в финансовом секторе. Следовательно, часть небольших и слабых компаний уйдет с рынка, и останутся только массивные игроки, а это приведет к определенному торможению развития, и внедрять инновационные сервисы станет сложнее.
Мне трудно сказать, насколько эти опасения объективны, поскольку в последнее время НБУ демонстрирует достаточно взвешенную политику на рынке и высокую степень открытости. И совершенно необязательно Национальный банк Украины применит методы работы с банками к финансовым учреждениям. Но нельзя сказать, что эти опасения совершенно беспочвенны. Есть риск, что НБУ как достаточно серьезная и консервативная организация может начать действовать на рынке финансовых услуг по уже знакомой «банковской» схеме. Я думаю, что «сплит» был скорее вопросом времени, так как три контролирующих органа для не сильно развитого в Украине финансового сектора — объективно многовато.
Поэтому с организационной точки зрения это положительное решение, а дальше посмотрим.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…