Конкуренция полезна лишь до определенного момента,
ныне мы должны добиваться сотрудничества,
которое начинается там, где кончается конкуренция.
Франклин Рузвельт
В условиях экономической нестабильности и жесткой конкуренции компаниям приходится бороться не только за удержание своих позиций на рынках, но и за рост и расширение. В такой ситуации на помощь стоит призывать стратегические альянсы. Стратегический альянс — это сотрудничество между компаниями для достижения поставленных целей в рамках четко оговоренных процедур.
Основными целями стратегических альянсов считаются:
— расширение рынка сбыта услуг/товаров;
— техническое содействие;
— снижение затрат.
В современном мире стратегические альянсы, преследующие цель расширения рынка сбыта, набирают динамичные обороты, поскольку компании, которые относятся к различным сферам, могут взаимодействовать между собой для привлечения новых клиентов, заинтересованных одновременно в их услугах/продукции.
Преимущества альянса
Такой подход к ведению бизнеса имеет целый ряд преимуществ:
— возможность заключать аналогичные соглашения одновременно с разными компаниями;
— гибкость в определении сфер взаимодействия;
— возможность четкого распределения функций компаний-партнеров.
Довольно распространенным и популярным в наше время видом альянсов является сотрудничество брендов (cross-branding).
Основываясь на собственном опыте, приведем пример сотрудничества брендов косметической компании и производителя нижнего белья. Клиент, покупая товар косметической компании на определенную сумму, получает скидку на приобретение нижнего белья определенной торговой марки (при условии покупки такого белья на сумму не меньше определенного ценового порога). Таким образом, вышеуказанный пример описывает практическую возможность продуктивного сотрудничества брендов компаний.
С одной стороны, компании могут расширить круг своих клиентов, а с другой — повысить популярность и узнаваемость своих брендов среди клиентов другой компании.
Но такое построение взаимовыгодных отношений требует тщательного и взвешенного подхода обеих сторон.
Документальное сопровождение
Один из важнейших моментов — документальное сопровождение всего периода действия стратегического альянса. И здесь необходима профессиональная юридическая поддержка.
Для того чтобы обезопасить свою компанию от рисков, которым она может быть подвержена, вступая в такие правоотношения, юристу необходимо запросить целый перечень документов:
— документ, подтверждающий право интеллектуальной собственности на торговую марку продукции, которую компания планирует реализовывать в рамках стратегического альянса;
— право на реализацию продукции такой торговой марки в объеме, достаточном для сотрудничества (например, если это страховая компания, то необходимо запросить соответствующую лицензию на право осуществления страховой деятельности);
— документ, подтверждающий отсутствие каких-либо обременений (обусловленных законом, договором или иным способом, включая залог, лицензионные обязательства и т.д.) относительно торговой марки, которые могут повлиять на сотрудничество.
Далее юристу необходимо подготовить для подписания с контрагентом следующие проекты документов:
— договор о сотрудничестве;
— документ, которым предоставляется разрешение на использование изображений торговой марки продукции, изготавливаемой под такой торговой маркой (или можно подготовить дополнение к договору с указанием конкретного перечня изображений знака для товаров и услуг, которые стороны бесплатно передают друг другу в использование);
После надлежащего подписания сторонами всех перечисленных документов можно «выпускать в жизнь» альянс, от которого обе компании получат взаимную выгоду.
Следует учесть
При этом следует помнить, что одного желания сотрудничества и правильно оформленной документации недостаточно для достижения поставленного результата.
В частности, на стадии планирования стоит учитывать такой недостаток стратегических альянсов, как опасность утечки конфиденциальной информации (например, о новых брендах, инновациях и т.д.) через партнера.
Чтобы стратегический альянс стал успешным и дал ожидаемый результат, необходимо четко распределить полномочия между контрагентами, предоставить достоверную информацию с целью недопущения введения в заблуждение (а также проверить полученную информацию). Не стоит забывать о многоступенчатом контроле внутри компании и о вовлечении в процесс широкого круга специалистов разных областей деятельности.
Подводя итог, следует сказать, что любой бизнес строится на риске, однако, как сказал Дейл Карнеги, «далеко заплывает лишь тот, кто готов рисковать. Безопасные лодки не отходят далеко от берега».
МЕЛЬНИЧЕНКО Виктория — к.ю.н., руководитель юридического отдела AVON Украина и Грузия,
БРИГИНЕЦ Татьяна — юрисконсульт AVON Украина и Грузия, с. Счастливое, Бориспольский район, Киевская область
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…