Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Рывок от контрафакта

Что нужно сделать, чтобы 2020 не стал годом победы контрафакта на рынке Украины
Единственным действенным механизмом влияния на рынок контрафакта является создание условий, при которых изготовление и сбыт контрафактной продукции станут непривлекательными и невыгодными

Практика сотрудничества правообладателей с представителями Государственной таможенной службы Украины (Гостаможслужба) и Национальной полиции свидетельствует, что дела о нарушении прав интеллектуальной собственности (ИС) по-прежнему не являются приоритетными, осуществление антиконтрафактных действий расценивается как «давление на бизнес», а поэтому количество нарушений постоянно увеличивается. Это привело к наличию на потребительском рынке контрафактной продукции практически всего ассортимента промышленных товаров.

Единственным действенным механизмом влияния на рынок контрафакта является создание условий, при которых изготовление и сбыт контрафактной продукции станут непривлекательными и невыгодными, путем:

  • налаживания эффективной работы таможенных и правоохранительных органов в этой сфере в тесном сотрудничестве с правообладателями,
  • отслеживания путей поставок в Украину контрафактной продукции,
  • применения более жестких санкций к производителям и распространителям контрафакта,
  • проведения просветительских акций, которые освещают эту проблему и способы ее решения.

Приоритетные шаги

Для исправления ситуации и уменьшения объемов продукции, нарушающей права ИС на территории Украины, важнейшими являются такие аспекты:

— политическая воля правительства и законодательное закрепление в среднесрочном плане его действий на 2021—2023 годы на уровне приоритета следующих задач: прекращения нарушений прав ИС, совершенствования пограничных и административных процедур контроля, обеспечения единства правоприменения в рамках уголовного или административного судопроизводства;

— создание межведомственной специализированной группы по прекращению нарушений прав ИС при координации правоохранительных, таможенных и других заинтересованных органов, правообладателей и их представителей для отработки механизма проверок возможных нарушителей прав ИС на границе и внутри страны;

— обеспечение (во время перехода Гостаможслужбы к единому юридическому лицу) вертикали подчинения специализированных подразделений по содействию защите прав ИС центральному аппарату Гостаможслужбы путем выделения этих подразделений в самостоятельные и возложения на их должностных лиц исключительно функции содействия защите прав ИС;

— реализация на базе Одесской таможни Гостаможслужбы пилотного экспериментального двухлетнего проекта IPR Check PROJECT для отработки и внедрения в практику заложенных в украинское таможенное законодательство европейских норм по содействию защите прав ИС на границе в электронном формате;

— внесение необходимых законодательных изменений для усиления ответственности в сфере защиты прав ИС и обеспечения неотвратимости юридической ответственности, соответствующей совершенным преступлениям и общественной опасности от контрафактной продукции.

Реализация этих шагов позволит существенно уменьшить нарушения прав ИС путем введения усиленного государственного контроля на границе и внутри страны за изготовлением, распространением и использованием продукции, нарушающей права ИС, в том числе контрафактной и пиратской; обеспечит эффективное сотрудничество таможенных и правоохранительных органов и единство правоприменения в данной сфере; минимизирует экологические риски для здоровья людей и защитит потребителей от товаров неизвестного происхождения и качества; снизит коррупцию и организованную преступность; увеличит привлекательность Украины для инвесторов благодаря их уверенности в надежной защите прав ИС.

Приграничные меры

Государство Украина завершило адаптацию национального таможенного законодательства к стандартам и практике ЕС и трансформацию своих законодательных актов в сфере содействия защите прав ИС на границе. Внесенными изменениями созданы законодательные основания для такой системы защиты прав ИС на таможне, которая не препятствует законной торговле оригинальными товарами и одновременно усиливает противодействие перемещению через таможенную границу товаров, изготовленных с нарушениями прав ИС, в частности контрафактных.

В соответствии с приказом Министерства финансов Украины (Минфин) № 282 от 9 июня 2020 года новый программно-информационный комплекс «Таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности» (Таможенный реестр), связанный с ним программно-информационный сервис для владельцев прав ИС (правообладателей) и автоматизированная система анализа рисков по правам ИС должны были заработать до 1 июля 2020 года, а менеджмент центрального аппарата Гостаможслужбы должен был обеспечить надлежащий уровень адаптации законодательных изменений под контролем Министерства финансов Украины. Однако по неизвестным причинам даже ключевой и первоочередной этап — запуск нового электронного формата Таможенного реестра — не реализован и отстает от контрольного срока более чем на четыре месяца. 19 октября 2020 года на сайте Гостаможслужбы в личном кабинете появился лишь интерфейс для внесения заявлений правообладателей в Таможенный реестр в электронной форме.

Кроме того, с 1 апреля 2020 года были упразднены автоматизированные профили анализа и управления рисками, связанные с нарушениями прав ИС. Профильное управление центрального аппарата Гостаможслужбы согласовало отмену профилей рисков, ссылаясь на новые подходы к контролю за соблюдением прав ИС, а разработка новых таких профилей связывалась с созданием новых программных продуктов. При этом на переходный период региональным подразделениям было рекомендовано осуществлять постоянный мониторинг и анализ таможенных оформлений с целью выявления нарушений прав ИС. В результате, как показала практика, с апреля 2020 года все выявления товаров, нарушающих права ИС, произошли по результатам проверок, инициированных с целью противодействия другим нарушениям таможенного законодательства.

Как следствие 2020 год в целом характеризуется крайне низкой активностью применения таможенных мер по содействию защите прав ИС и большим количеством безрезультатных приостановлений таможенного оформления товаров по подозрению в нарушении прав ИС (задержанием оригинальных товаров или некоммерческих партий товаров). По данным Координационно-мониторинговой таможни Гостаможслужбы, за девять месяцев 2020 года таможнями было совершено около 1745 приостановлений таможенного оформления товаров по подозрению в нарушении прав ИС, из которых 58 случаев завершились уничтожением контрафактных товаров, 2 — изменением маркировки контрафактных товаров, в 36 случаях были составлены протоколы о нарушении таможенных правил (из которых 23 — непосредственно за нарушение прав ИС), 28 почтовых отправлений возвращены отправителю.

При этом лидером по эффективности оказалась Одесская таможня Гостаможслужбы, в которой создано специализированное подразделение по содействию защите прав ИС (СП), состоящее из опытных инициативных специалистов, наладивших эффективное взаимодействие с представителями правообладателей и обеспечивших результативность осуществления таможенных процедур. Так, показатель эффективности Одесской таможни составил почти 70 % при среднем 8 %; 97 % (56 случаев) всех уничтожений контрафактной продукции осуществлено именно под таможенным контролем одесских таможенников; 91 % (21 дело) от всех возбужденных административных дел по статье 476 Таможенного кодекса Украины также заведены на Одесской таможне.

Как видим, общегосударственная статистика свидетельствует, что только 8 % приостановлений таможенного оформления оказались эффективными с точки зрения недопущения контрафактных товаров на территорию Украины, то есть только 8 из 100 процедур таможенной проверки приводили к выявлению товаров, по которым правообладатели признавали нарушения прав ИС, и только 6 таможен (из 16) за этот период выявляли товары, которые были признаны правообладателями нарушающими их права ИС.

Все эти негативные тенденции происходят при фактически полном бездействии и отсутствии мотивирующего контроля со стороны компетентных органов. В результате запущенный Верховной Радой Украины ІХ созыва законодательный «турборежим» быстро теряет темп и грозит полностью нивелировать сам процесс изменений.

По нашему мнению, на нынешнем этапе следует обеспечить переход всех таможен Гостаможслужбы к новым принципам работы по содействию защите прав ИС на границе и наладить контроль за этим процессом государства и заинтересованных лиц. Для этого необходимо:

— во время перехода к единому юридическому лицу Гостаможслужбы (которая должна перейти к формату единого юридического лица до конца 2020 года) обеспечить вертикаль подчинения СП центральному аппарату Гостаможслужбы, выделив эти СП в самостоятельные подразделения и возложив на их должностных лиц исключительно функцию содействия защите прав ИС;

— до завершения реорганизации Гостаможслужбы отнести к индивидуальным показателям эффективности начальников управлений обеспечения таможенного контроля и оформления, начальников таможенных постов, заместителей начальников таможен выполнение задач по содействию защите прав ИС. В случае отрицательной оценки выполнения задач по результатам работы таможенного органа в течение трех месяцев применять к таким должностным лицам меры материального и дисциплинарного воздействия;

— Минфину взять выполнение данных мер на контроль.

Также с целью решения указанных проблемных вопросов предлагается разработать ряд мер по их реализации в рамках пилотного проекта IPR Check PROJECT, направленных на:

а) поддержание положительных практик, реализуемых Одесской таможней для решения проблемных вопросов, возникших на этапе адаптации законодательных изменений (разработка программных комплексов для улучшения коммуникации, дополнительных законодательных изменений, решения инфраструктурных вопросов);

б) внедрение положительного опыта Одесской таможни на других таможнях путем передачи соответствующего опыта и стажировки работников.

Для реализации проекта IPR Check PROJECT необходимо предусмотреть в структуре Гостаможслужбы во время перехода к единому юридическому лицу создание специализированного подразделения по вопросам содействия защите прав ИС в Одесском регионе, увеличив количество сотрудников в имеющемся СП на Одесской таможне, и подчинить его главе или заместителю главы Гостаможслужбы (с учетом возложенных на подразделение задач).

Борьба внутри страны

Как показывает практика, по сравнению с предыдущими годами, в 2020 году увеличилось количество выявленных подпольных производств фальсифицированной продукции и организованных групп, их основавших, и полиция прилагала к этому значительные усилия.

Департамент стратегических расследований и Департамент киберполиции, как межрегиональные территориальные органы Национальной полиции, имеют положительные результаты по борьбе с нарушениями прав ИС, но присутствие на рынке значительного количества продукции, нарушающей права ИС (в том числе контрафактной продукции) свидетельствует о необходимости дальнейшей активизации работы в этом направлении. Однако в некоторых следственных подразделениях дела о правах ИС, которые ранее расследовали как экономические преступления, сейчас расследуются как преступления общеуголовной направленности, то есть понижены в приоритетности.

С целью повышения эффективности борьбы с нарушениями прав ИС (и прежде всего контрафактной продукцией) необходимо разработать и внедрить методики/рекомендации по осуществлению административного производства по делам о нарушении прав ИС (в частности касательно составления протокола, сбора дополнительных доказательств и направления материала в суд); проводить совместные проверки не только легальных предприятий, но и небольших распространителей подделок, которые действуют просто как физические лица в местах, где реализуется контрафактная продукция, в том числе на рынках.

Также необходимо внести законодательные изменения, на которых на протяжении последних пяти лет настаивает профессиональное сообщество, в частности касающиеся обязательности уничтожения контрафактной продукции; ужесточения ответственности нарушителей вплоть до лишения свободы; увеличения штрафных санкций; введения ответственности третьих лиц за содействие в распространении подделок.

 

ПАХАРЕНКО Александр — партнер ППФ «Пахаренко и партнеры», адвокат, патентный поверенный Украины, г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: