«Руссо туристо — облико морале» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №23 (337) » «Руссо туристо — облико морале»

«Руссо туристо — облико морале»

Рубрика Тема номера

С 1 января 2004 года, после вступления в силу новой редакции Закона Украины «О туризме» (Закон), изменился сам подход к государственному регулированию сферы туризма на Украине. Изменения датируются 18 ноября 2003 года. В «ЮП» № 1—2 (315) от 13 января 2004 года описаны наиболее значимые нововведения этой редакции Закона, но не затрагиваются их последствия. Проблематике изменений и новому регулированию проблем, обычно возникающих в туристической сфере, посвящена данная статья. Мы также уделим внимание изменениям в подзаконных актах, касающимся сферы туризма, поэтому придется частично повторить некоторые положения опубликованной статьи.

Немного о терминологии

Необходимо еще раз вкратце «пройтись» по терминологии новой редакции Закона для более простого и ясного изложения. Итак, согласно новой редакции Закона, субъекты туристического бизнеса разделились на несколько видов. Нас интересуют туроператоры и турагенты.

Туроператоры — это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по оказанию характерных и сопутствующих услуг. А также получившие в установленном порядке лицензию на туроператорскую деятельность.

Турагентами могут быть не только юридические (как туроператоры) лица, но и физические. Это юрлица, созданные согласно законодательству Украины, и физлица — субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг. Осталось и требование о получении в установленном порядке лицензии на осуществление турагентской деятельности. Иными словами, турагенты — это посредники в сфере туристического бизнеса.

Как видим, для туристического бизнеса на Украине не приемлема деятельность каких-либо субъектов, созданных в соответствии с законодательством, например, Польши или Франции, они просто не будут признаваться таковыми в украинском государстве. Напомним: согласно старой редакции Закона, субъектами туристической деятельности признавались предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, и физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке.

Новые требования к документам

4 июля 2001 года Кабинет Министров Украины принял постановление «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности» (Постановление). На внесение изменений в Закон правительство отреагировало довольно оперативно. Спустя два месяца (не успели в отведенный Законом месячный срок), 4 марта 2004 года, утверждены изменения в Постановлении, соответственно, и в перечне документов.

Итак, чтобы заняться туристическим бизнесом, необходимы следующие документы:

— удостоверенные в установленном порядке копии учредительных документов субъекта хозяйствования с указанием его наименования согласно статье 90 Гражданского кодекса Украины (для юридических лиц);

— удостоверенная в установленном порядке копия документа об утверждении состава органа управления (исполнительного органа), назначении руководителя субъекта хозяйствования — для туроператора;

— удостоверенная в установленном порядке копия документа об утверждении состава органа управления (исполнительного органа), назначении руководителя или руководителя филиала, другого отдельного подразделения субъекта хозяйствования (для турагента — юридического лица);

— удостоверенные в установленном порядке документы, подтверждающие право собственности субъекта хозяйствования или аренды им служебного помещения (офиса);

— удостоверенные в установленном порядке документы, подтверждающие уровень образования, квалификации и стаж работы, необходимые для производства соответствующего вида хозяйственной деятельности;

— нотариально удостоверенная копия справки банковского или другого кредитного учреждения о страховании финансового обеспечения ответственности субъекта хозяйствования в размере, определенном Законом. Напомним, что согласно новой редакции Закона, сумма обеспечения составляет: для туроператоров — 20 000 евро, для турагентов — 2000 евро. В новой редакции Закона дано определение таким видам туризма, как внутренний и въездной. Внутренним туризмом являются путешествия в пределах территории Украины граждан Украины и лиц, постоянно проживающих на ее территории. Въездной туризм — это путешествия в пределах Украины лиц, постоянно не проживающих на ее территории. Для субъектов туристической деятельности, занимающихся исключительно этими видами туризма, минимальный размер страхования финансового обеспечения составляет 2000 евро. Справки о таком обеспечении необходимо подавать в регистрирующий орган;

— удостоверенная в установленном порядке копия договора со страховой компанией об обязательном страховании (медицинском и от несчастного случая) туристов, осуществляющих туристические путешествия, — для туроператоров.

Таковы требования к документам, необходимым для того, чтобы приступить к туристическому бизнесу. Регистрирующим органом является Государственная туристическая администрация Украины. Это также было установлено изменениями в постановлении Кабинета Министров Украины «Об утверждении органов лицензирования» от 14 ноября 2000 года. Изменения, интересующие нас, датируются тем же числом, что изменения в перечне документов для лицензирования.

Защита прав туристов

Закон несколько изменил подход к защите прав туристов. Рассмотрим механизм защиты, предоставляемый туристу согласно Закону и другим законодательным актам, например, Закону Украины «О защите прав потребителей», Гражданскому кодексу Украины. Обратимся сначала к упомянутому договору на туристическое обслуживание, к его наиболее важным условиям и порядку заключения, что детально прописано в новой редакции Закона. Напомним: в старой редакции данному вопросу было посвящено две статьи, всего пять предложений общего характера. Новая редакция Закона более детально урегулировала этот вопрос. Согласно статье 20 Закона, по договору на туристическое обслуживание (Договор) туроператор или турагент за установленную договором плату обязывается обеспечить предоставление по заказу туриста туристического продукта. Закон гласит, что до заключения Договора туристу должна быть предоставлена информация из нескольких составляющих:

— основные требования предлагаемых к оформлению въездных/выездных документов (паспорт, разрешение (виза) на въезд/выезд в страну временного пребывания), в том числе информация о сроках их оформления;

— медицинские предостережения по поводу осуществления туристической поездки, в том числе противопоказания в связи с определенными заболеваниями, особенностями физического состояния (физические недостатки) и возрастом туристов для участия в поездке;

— информация о туроператоре (турагенте), его местонахождении и почтовых реквизитах, наличии лицензии на осуществление туристической деятельности, сертификатов соответствия и другая информация согласно законодательству о защите прав потребителей. В данном случае соответствующий Закон о защите прав потребителей никакой иной информации не предусматривает. Под это определение можно разве что подвести информацию о предприятии, принимающем претензии от потребителя;

— размер финансового обеспечения туроператора или турагента в случае его неплатежеспособности или неспособности (банкротства) и кредитное учреждение, предоставившее такое обеспечение.

Это обязательная информация, которая должна быть предоставлена туристу, независимо от его желания, туроператора или турагента. Турист же, по своему желанию может получить информацию:

— об общих условиях типичного (публичного) договора на оказание туристических услуг;

— о программе туристического обслуживания;

— о транспортных средствах, осуществляющих перевозку, в том числе их виде и категории, сроках стыковки (сообщения) рейсов, а также другие обязательные данные, предусмотренные кодексами и правилами перевозок (если перевозка входит в состав туристического обслуживания). Исходя из определения туристического продукта, данного новой редакцией Закона, услуги по перевозкам в туристическое обслуживание должны входить довольно часто;

— об отелях, других местах размещения туристов, в том числе об их месте расположения, классификации по законодательству страны (места) временного пребывания, данные о подтверждении соответствия услуг отеля установленным требованиям, данные о правилах временного проживания, сроках и порядке отельного обслуживания, а также другая обязательная информация, предусмотренная Законом или другими нормативно-правовыми актами (если отельное обслуживание входит в состав услуг по туристическому обслуживанию).

Позволим себе краткую ремарку по поводу двух последних составляющих информации о требованиях туриста: «если… входит в состав туристического обслуживания». Обратимся к определению понятия «туристический продукт». Это разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг. Этот продукт реализуется или предлагается для реализации по определенной цене. Далее, в состав туристического продукта входят услуги перевозки, размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.). Как видим, законодательный приоритет имеют услуги, которым в Законе сопутствует фраза «если входят в туристическое обслуживание». Что реализуют туроператоры и турагенты? Здесь приоритет имеет туристический продукт. Так вырисовывается цепочка, построенная законодателем: услуги по перевозке и размещению входят в состав услуг по туристическому обслуживанию как бы по умолчанию.

Остановимся на разнообразной информации, которую по требованию может получить турист.

Как видим, даже перед заключением договора турист может получить большой объем информации, которая может ему помочь оценить качество будущих туристических услуг и надежность субъекта туристического бизнеса.

Итак, стороны заключили договор. Какие механизмы защиты прав туристов предусматривает Закон? Согласно статье 20 Закона, каждая из сторон может требовать внесения изменений или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых они исходили при заключении договора. Если рассмотрим эти условия, то увидим, что они, как правило, возникают именно при угрозе ухудшения состояния туриста. Такими существенными условиями являются:

— ухудшение условий путешествия, изменение сроков путешествия;

— непредусмотренное увеличение транспортных тарифов;

— введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов и других обязательных платежей;

— резкое изменение курса национальных валют;

— другие основания по договоренности сторон.

С трудом можно представить, что туроператор или турагент откажутся предоставить соответствующие услуги и расторгнуть договор по собственной инициативе, исходя из вышеуказанных обстоятельств. Разве что из-за обстоятельств, связанных с налогами и сборами, но вряд ли.

Турист же имеет полное право отказаться от договора до начала путешествия, ничего не обосновывая. Но в таком случае ему придется заплатить туроператору или турагенту фактически понесенные ими затраты за услуги, оказанные до сообщения об отказе. Если же от исполнения договора пожелали отказаться туроператор или турагент, для них условия жестче. Они имеют право отказаться от исполнения договора лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, подтвержденных в установленном порядке и причиненных вследствие расторжения договора, за исключением случаев, когда это произошло по вине туриста. Порядок и способы защиты прав туристов определяются законодательством о защите прав потребителей. Статья 24 Закона Украины «О защите прав потребителей» (Закон о защите) гласит, что защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. При удовлетворении требований потребителя суд одновременно решает вопрос и о возмещении морального (неимущественного) вреда. В данном случае потребитель (естественно, в их число входят и туристы) имеет четыре альтернативных места подачи иска в суд: по месту своего проживания, по месту нахождения ответчика, по месту причинения вреда, по месту исполнения договора. Кроме этого, туристы освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

В Законе прописан случай, когда туроператор (турагент) имеет право ограничить размер своей ответственности перед туристом размером двойной стоимости туристического продукта (туристических услуг), если туроператор (турагент) несет перед туристом единоличную ответственность за вред, возникший вследствие действий (бездеятельности) одного из исполнителей услуг, указанных в договоре. В таком случае турист вряд ли сможет получить достойное возмещение морального ущерба, поэтому подобных положений в договоре туристу лучше избегать.

Судебная практика

Приведем пример, демонстрирующий позицию суда в решении дел в сфере туризма до вступления в силу новой редакции Закона. Вот, например, определение Апелляционного суда г. Киева от 14 апреля 2004 года.

В 2002 году граждане М. и Н. заключили договоры об оказании туристических услуг (договоры) с предприятием Е. Согласно договорам, Е. обязалось организовать туристическое путешествие для М. и Н. в Анталию. Во время путешествия, в нарушение условий договора, по приезде в Анталию они не смогли поселиться в отеле Syltan Saray International, фактически проживали в отеле типа «бунгало» Club Salima и в 5-звездочном отеле Ozkaymak, их не отправили в аэропорт в конце путешествия. Поэтому истцы на основании пункта 4 статьи 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» просили расторгнуть договоры и взыскать с ответчика причиненный ущерб в сумме 8 406 грн стоимости цены предоставленных услуг и на основании упомянутой статьи 24 Закона о защите — по 10 000 грн морального ущерба каждому. Решением Шевченковского районного суда г. Киева от 24 октября 2003 года иск удовлетворен частично. Взыскано с Е. в пользу граждан М. и Н. по 3 000 грн морального ущерба каждому. Предприятие Е. подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение. Чем руководствовался апелляционный суд, частично удовлетворяя жалобу?

По приезде в Анталию истцы не смогли поселиться в отеле Syltan Saray International из-за отсутствия свободных мест. Они фактически проживали один день в отеле типа «бунгало» — Club Salima, затем 4 дня в 5-звездочном отеле Ozkaymak, остальное время — опять в отеле Club Salima. В последний день путешествия в аэропорт на самолет истцы поехали самостоятельно, на такси.

Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о расторжении договоров и возмещении материального ущерба в сумме 8 406 грн основывается на материалах дела и требованиях закона.

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона о защите, потребитель имеет право требовать расторжения договора и возмещения материального ущерба при наличии существенных отступлений от условий договора или других серьезных недостатков. В соответствии с договорами, заключенными с истцами, фирма имела право сменить отель, оговоренный в договорах, без снижения оплаченной заказчиками категории. Отели, в которых фактически проживали истцы, по своему сервису и классу обслуживания отвечают требованиям оплаченной ими категории. Эти обстоятельства истцами в суде оспорены не были.

Фирма понесла фактические затраты в сумме 8 986 грн 32 коп. в связи с пребыванием в указанных отелях истцов, что превышает уплаченную за эти услуги сумму.

В суде истцы объяснили, что отказались в конце путешествия от переезда из отеля в аэропорт по своему решению.

По мнению Апелляционного суда г. Киева, при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о расторжении договоров и возмещении материального ущерба, поскольку не было оснований считать, что оказанные истцам услуги по проживанию в отеле и по трансферу отель — аэропорт (предусматривался условиями договоров) были ненадлежащего качества. Также не было оснований считать, что эти услуги были предоставлены с существенными отступлениями от условий договоров.

Что же решил Апелляционный суд г. Киева по поводу морального ущерба? Суд первой инстанции при принятии своего решения исходил из статьи 4001 старого ГК, которой не было в природе. Не будем здесь обсуждать, была ли это просто опечатка.

Апелляционный суд г. Киева сослался на положения статьи 4401 старого ГК, регулирующие правоотношения, возникающие из деликатных обязательств вследствие причинения «недоговорного» ущерба, в том числе и морального. В данном случае спор шел именно об обязательствах сторон, указанных в договорах. Значит, статья 4401 старого ГК просто не могла применяться в данном случае, даже если суд первой инстанции хотел сослаться именно на нее, обосновывая свое решение.

Истцы, которым на основании статьи 103 ГПК принадлежит право определения оснований заявленного иска, обосновывали свои требования о возмещении морального ущерба тем, что им были оказаны услуги ненадлежащего качества, и просили возместить причиненный им моральный ущерб на основании статьи 24 Закона о защите.

Логика суда в данном случае была проста. Статьей 24 Закона о защите предусмотрено право потребителей на возмещение вреда лишь в случае удовлетворения требований потребителей о защите их прав. Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о расторжении договоров и возмещении материального ущерба, то не подлежат удовлетворению также требования истцов о возмещении морального ущерба.

В итоге Апелляционный суд г. Киева определил, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, и принял новое решение: отказать в удовлетворении исковых требований истцам о взыскании 10 000 грн морального ущерба каждому.

Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований истцов о расторжении договоров и возмещении материального ущерба в сумме 8 406 грн оставлено без изменений.

Что примечательного в этом деле? Все участники дела и суд обосновывали свои позиции, исходя из Закона о защите, несмотря на существование специального Закона, регулирующего сферу туристической деятельности. Просто в старой редакции Закона об ответственности было несколько слов, которые сводились к тому, что виновные несут ответственность согласно действующему законодательству Украины. Естественно, требования и не могли быть основаны на старой редакции Закона.

Кроме того, что новая редакция Закона предоставляет намного больше возможностей туристам для защиты своих прав, этот механизм начинает действовать перед заключением договора (как отмечено выше). Новая редакция также четко определяет, что является нарушением в сфере туризма. Вопросам ответственности посвящен целый раздел новой редакции Закона. Теперь туристы смогут четко формулировать свои требования на основании специального законодательного акта, регулирующего туризм на Украине.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Договор поручительства, заключенный без ведома должника, может быть признан притворным

Государственная практика

И отпраздновали, и поработали…

Новая мера ответственности

Деловая практика

Человекочасы, килокалории, а может быть просто дата...

Законодательная практика

Детективная история

Зарубежная практика

Можно ли вернуть косвенный налог?

Комментарии и аналитика

Что считать адресом юридического лица?

Практика как источник права

Неделя права

Корпоративные принципы как залог успешности пенсионной реформы

Декан меняет академию

Адвокаты Повалий добились победы

ВХСУ добавят денег на расходы?

Мониторинг откладывается

Судебная практика

О первичности первичного документа

Тема номера

«Руссо туристо — облико морале»

Трибуна

Право собственности на «незавершенку»?

Основные фонды как камень преткновения

Частная практика

Оплата услуг адвоката

Юридический форум

Европейская система на Украине

Земельный рынок не урегулирован

Інші новини

PRAVO.UA