Существующая десятилетиями проблема неисполнения судебных решений начала решаться несколько недель тому назад. По крайней мере, своей целью одолеть указанную проблему ставит вступившая в силу Инструкция по организации принудительного исполнения решений, утвержденная приказом Министерства юстиции Украины от 2 апреля 2012 года № 512/5 (новая Инструкция). Данный документ заменил собой целый ряд документов, важнейшую роль среди которых играла Инструкция о проведении исполнительных действий, утвержденная приказом Министерства юстиции Украины от 15 декабря 1999 года № 74/5 (предыдущая Инструкция).
Достоинством новой Инструкции можно назвать то, что она уточняет суть и механизм реализации прав сторон исполнительного производства, а также полномочий государственного исполнителя.
В частности, уточняется право на ознакомление с материалами исполнительного производства. Сторона может знакомиться с материалами исполнительного производства в соответствующем органе ГИС в специально выделенное для приема граждан время и в том объеме, в котором она желает, по устному ходатайству к государственному исполнителю. В случае желания стороны ознакомиться с материалами в другое время исполнительное производство предоставляется ей для ознакомления на основании письменного заявления, в котором указываются желаемая дата и время ознакомления, с резолюцией начальника отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель. Ознакомление с материалами исполнительного производства осуществляется в помещении органа ГИС и в присутствии государственного исполнителя.
В случае предъявления к исполнению исполнительного документа, по которому предоставлена рассрочка исполнения, исполнительное производство открывается в части, по которой истек срок уплаты. Постановление о взыскании исполнительного сбора в таком случае выносится в размере десяти процентов суммы, подлежащей принудительному взысканию. Если решение о взыскании средств было исполнено должником частично до начала его принудительного исполнения, исполнительский сбор взыскивается с суммы, которая не была оплачена должником самостоятельно.
Перед обращением в суд с представлением о вынесении постановления о розыске должника — физического лица или ребенка государственный исполнитель принимает следующие меры, направленные на установление их фактического местонахождения: получение ответа на запрос от соответствующих территориальных органов МВД Украины по месту регистрации лица; получение информации от участников исполнительного производства и других лиц, в том числе устно, о возможных местах нахождения должника; проверяет присутствие должника по возможным местам его обитания, установленным во время проведения исполнительных действий; получение информации о месте работы должника; получение информации о должнике из других источников.
Уточняется и реализация права госисполнителя на получение вознаграждения за своевременное и полное исполнение решения. При достаточности и обоснованности оснований для выплаты уполномоченные должностные лица обязаны утвердить заявление госисполнителя о вознаграждении в течение пяти рабочих дней с даты его получения. В случае отказа заявление в тот же срок возвращается с обоснованием оснований отказа.
При принятии решения учитывается объем бюджетных ассигнований, установленных сметой на соответствующий год.
Согласно предыдущей Инструкции, одним из элементов акта описи и ареста имущества являлись оценка каждого внесенного в акт предмета и общая стоимость всего имущества. А в новой Инструкции цена указывается в отдельном акте, который составляется в трех экземплярах.
И старый, и новый документы предполагают право госисполнителя самостоятельно определить стоимость имущества, если взыскатель и должник или их представители присутствуют при описи и аресте имущества и не возражают против определения стоимости имущества. Новая Инструкция отводит на оценку имущества срок до пяти рабочих дней с момента проведения описи и ареста имущества.
Отличие состоит и в том, что в предыдущей редакции Инструкции госисполнитель имел право проводить оценку имущества должника, но только если стоимость имущества не превышала ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 грн). В новом же нормативном акте госисполнитель имеет право оценивать и более дорогостоящие предметы — главное, чтобы стороны производства «сошлись» в цене.
В новой Инструкции расписывается, что для определения стоимости имущества государственный исполнитель использует «свои знания, данные СМИ, сведения сторон исполнительного производства и других лиц, которых госисполнитель в случае необходимости может привлечь к проведению оценки».
Конкретизировано и право госисполнителя обратиться в суд для ограничения выезда должника за границу. Так, при обращении госисполнитель должен привести подтверждение факта уклонения должника от выполнения своих обязательств. «В представлении должны быть определены меры (временное ограничение в праве выезда за пределы Украины с изъятием паспортного документа или без такового), наименование органов, которые должны их осуществить», — говорится в Инструкции.
Коснулись изменения и такого важного вопроса, как порядок выселения. В случае если лицу, подлежащему выселению, должно быть предоставлено другое жилое помещение, государственный исполнитель направляет в соответствующий орган уведомление в письменной форме о сроке исполнения решения о предоставлении такого помещения. В новой Инструкции уточняется, что этот срок не может превышать одного месяца.
Исследовав документ, можно подытожить, что в целом он отличается конкретизацией. Детально урегулировано, какие реквизиты должен содержать документ госисполнителя — к ним относятся постановление, акт, требование, поручение, запрос. Вместе с тем некоторые вопросы остались открытыми. Следует отметить, что новая Инструкция не устанавливает максимального срока выполнения требования. Также не указывается и срок ответа на запрос.
Среди норм новой Инструкции есть и такие, которые создают новые вопросы даже по сравнению с законом. Так, статья 7 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предполагает, что госисполнитель «по необходимости привлекает понятых, работников органов внутренних дел, представителей органов опеки и попечительства, других органов и учреждений в порядке, установленном настоящим Законом». Предыдущая Инструкция позволяла привлекать определенные государственные органы в порядке, предусмотренном законом или специальными нормативными актами. В последних должны были быть названы основания для привлечения «помощников» госисполнителя. Например, для привлечения сотрудников ОВД таким основанием является риск для жизни и здоровья госисполнителя.
Однако в ныне действующей Инструкции госисполнителям позволяется привлечение «других» органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и физических лиц, «если их присутствие может способствовать своевременному и полному исполнению решений» (пункт 2.5 Инструкции). В случае необходимости для проведения или организации исполнительных действий государственный исполнитель имеет право привлечь субъектов хозяйствования. При этом выносится постановление, в котором обязательно указываются обстоятельства, обусловившие привлечение определенных лиц. Под контролем госисполнителя такие лица имеют право «совершать действия». Кто же станет этими лицами? Данный вопрос требует разъяснения со стороны Минюста во избежание возможных недоразумений.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…