Использование регистраторов расчетных операций ФЛП — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

РРО et contra

Использование регистраторов расчетных операций (РРО) физическими лицами — предпринимателями (ФЛП)

Какие сложности для бизнеса несут в себе законопроекты о применении РРО, рассказали представители регуляторных органов и юристы

В сентябре с.г. Верховная Рада Украины приступила к рассмотрению законопроектов № 1053-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг» и № 1073 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг». Нормы законопроектов, в частности, предусматривают, что через шесть месяцев после их принятия регистраторы расчетных операций (РРО) должны будут использовать физические лица — предприниматели (ФЛП) (за исключением первой группы, для которой переходный период до 2021 года), объем дохода которых в течение календарного года превышает 1 млн грн, и предприниматели — плательщики единого налога второй — четвертой групп (независимо от объема дохода).

Предыдущая попытка «осчастливить» кассовыми аппаратами всех предпринимателей, вплоть до торговцев на рынках, была сделана в 2013 году правительством Николая Азарова, но тогда все-таки решили мелкий бизнес не трогать.

По предварительным расчетам Государственной регуляторной службы Украины, в случае принятия законопроектов прогнозные расходы бизнеса (прежде всего «единщиков» второй и третьей групп) составят ориентировочно 22,35 млрд грн на администрирование процессов применения РРО, а суммарные дополнительные расходы малого бизнеса на обязательное применение РРО для плательщиков единого налога второй группы независимо от вида деятельности и объемов доходов, как прогнозируется, составят 11,128 млрд грн. В недавнем исследовании общественной организации «Институт социально-экономической трансформации» говорится о том, что занижение оборотов ФЛП — это ежегодные потери бюджета в размере 2–2,5 млрд грн, в то время как от «серого» импорта и контрабанды и офшорных схем бюджет недополучает десятки, если не сотни миллиардов гривен. Тем не менее правительство решило начать наведение «фискального» порядка именно с малого бизнеса. Не удивительно, что инициатива такого поголовного применения регистраторов расчетных операций вызвала опасения не только у представителей малого бизнеса, но и у части народных избранников, которые считают, что подобные инициативы не должны реализоваться без широкого предварительного обсуждения всеми заинтересованными сторонами.

Вопросы для обсуждения

Мы предложили прокомментировать последствия принятия этих законопроектов для развития мелкого предпринимательства в Украине. В частности, не увеличится ли количество проверок легальных субъектов хозяйствования и, соответственно, случаев применения финансовых санкций по результатам таких проверок? Не окажутся ли эти новшества поводом для предпринимателей приостанавливать, сокращать свою деятельность или даже искать новые места заработка, в том числе в других странах с более благоприятной налоговой системой (бизнес-эмиграция)? Могут ли новеллы упомянутых законопроектов спровоцировать делегализацию (уход в тень) хозяйственной деятельности и стать толчком в поисках субъектами хозяйствования способов оптимизации расходов на администрирование своего бизнеса, например, за счет обращения к услугам так называемых конвертационных центров? Какой эффект это удорожание окажет на потребителей — стоит ли ожидать подорожания товаров/услуг (перекладывание всех расходов по установке и эксплуатации РРО на конечного потребителя)? Не станут ли эти законодательные изменения поводом для проведения проверок на основании недобросовестных обращений покупателей из-за их личного негативного отношения к предпринимателю или желания дискредитировать конкурента? Не вызовет ли применение на практике механизма «кэшбек» создание нового вида «бизнеса» определенных специализированных структур, основной деятельностью которых будет поиск расчетных документов субъектов хозяйствования с целью последующего обращения в контролирующие органы и инициирование проведения проверки субъектов хозяйствования на предмет подлинности и достоверности заявленных в расчетных документах данных?

 


МНЕНИЯ

Количество проверок не увеличится

Сергей ВЕРЛАНОВ, председатель Государственной налоговой службы Украины
Изменений в сфере применения регистраторов расчетных операций уже давно ожидали как налоговики, так и представители бизнеса. Ведь это — один из шагов детенизации экономики и создания равных условий ведения предпринимательской деятельности в нашей стране.
В настоящее время в соответствии с действующим Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в процесс регистрации и применения РРО привлечены производители, центры сервисного обслуживания (ЦСО), предприятия, контролирующие органы.
Такой процесс является обременительным и затратным для предприятия, ведь кроме расходов на приобретение РРО приходится тратить средства на техническое обслуживание регистратора расчетных операций, которое осуществляет ЦСО, услуги эквайера, а также тратить время на заключение соответствующих договоров с ЦСО и их посещение для ввода РРО в эксплуатацию, техническое обслуживание, опломбирование РРО. При этом отсутствует альтернатива классическим РРО и технологии Национального банка Украины по защите и передаче данных о совершенных расчетных операциях.
Новыми изменениями, в частности, предусматривается введение программных РРО как альтернативы классическим, технологии защиты данных расчетных операций, которая соответствует Закону Украины «Об электронных доверительных услугах», других законодательно разрешенных технологий как альтернативы технологии Нацбанка по защите данных.
Это обеспечит упрощение процесса регистрации программных РРО в электронном кабинете, в том числе в режиме онлайн, без подачи регистрационных документов, удешевит приобретение РРО и его применение за счет исключения услуг эквайера и центров сервисного обслуживания.
Введение программных РРО позволит субъекту хозяйствования выбирать ту модель РРО (классическую или программную), которая наиболее соответствует его финансовым возможностям, обеспечивает технологические и технические потребности.
Кроме того, удешевление процесса применения РРО путем широкомасштабного внедрения программных РРО обеспечит равные конкурентные условия для участников рынка.
Новые изменения также будут стимулировать граждан контролировать правильность фискальных расчетов. Каждый гражданин должен требовать от продавца чек для обеспечения защиты своих прав. Более того, это станет стимулом для субъектов хозяйствования все свои операции проводить честно, поскольку покупатель сможет проверить достоверность чека и при отсутствии чека в системе Государственной налоговой службы (ГНС) Украины обратиться с требованием проведения проверки продавца. В случае подтверждения фиктивности фискального чека покупатель будет иметь возможность вернуть уплаченные за товар деньги.
Хочу всех успокоить: такие нововведения не приведут к резкому росту количества проверок, поскольку ГНС Украины применяет исключительно риск-ориентированную систему отбора к проверкам. К тому же фактические проверки осуществляются только при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом Украины.


Количество проверок увеличится

Игорь МЛЕЧКО, руководящий партнер ЮК JUSTL
На наш взгляд, в случае если законопроект № 1053-1 будет принят, количество проверок легальных субъектов хозяйствования увеличится. В первую очередь это связано с введением такого специфического для Украины мотивационного мероприятия, как контроль со стороны общества за легализацией расчетных документов (как и в законопроекте № 1073). Поскольку цели этого контроля непосредственно связаны с детенизацией наличных расчетов и обелением оборота товаров, его реализация, вероятно, повлечет за собой всплеск камеральных и фактических проверок в сфере РРО. Вместе с тем повышение финансовой ответственности часто является стимулирующим фактором для активизации государственного контроля (некоторые штрафы увеличились с 1 грн до 150 % стоимости проданных с нарушением товаров).
По нашему мнению, механизм общественного контроля не приобретет массовой популярности. Связано это со следующими причинами. Главная из них — техническая сложность подачи жалобы для массового потребителя. Согласно законопроекту № 1053-1 жалоба подается через электронный кабинет. Вход в электронный кабинет или регистрация сегодня возможны при наличии электронной цифровой подписи. Было бы опрометчиво заявлять, что в настоящее время в Украине большая часть граждан являются активными потребителями электронных доверительных услуг. Также необходимо учитывать, что процесс подачи жалобы полностью связан с цифровой «механикой» (помимо подачи жалобы через электронный сервис к ней необходимо прилагать электронные копии документов или сканированные копии документов). И это также непросто для многих категорий граждан. Вероятно, механизм «кешбэков» будет популярен у определенной категории людей, например у тех, кто испытывает обостренное чувство справедливости, или ищет альтернативные способы «заработка», или имеет личную неприязнь к продавцу.
В связи с ментальными особенностями и изобретательностью отдельных категорий «предпринимателей», не исключено, что механизм «кешбэков» спровоцирует новый вид «бизнеса», основным направлением деятельностью которого будет получение прибыли посредством направления жалоб в сфере использования РРО. В бизнес-среде уже известны прецеденты отчасти похожих видов деятельности, например, в сфере публичных закупок, когда специализированные структуры работают исключительно над созданием технических преград определенным участникам торгов посредством систематического направления жалоб на решения заказчиков и совершения прочих действий, дискредитирующих конкурентов или саботирующих процедуры закупок.
Предложенный механизм «кешбэков» — достаточно эффективный инструмент контроля в сфере применения РРО, ведь контрольные функции в какой-то степени будут возлагаться на потребителя. По сути, произойдет частичное делегирование функций государственного контроля, поскольку нарушения будут выявлять не только сотрудники контролирующего органа, но и третьи лица. Таким образом, оптимизируются административные ресурсы органов фискальной службы. Вместе тем подобная инициатива может привести к определенным злоупотреблениям и даже давлению на бизнес, так как и фискальный орган, и потребитель одинаково заинтересованы в жалобе, поэтому в независимости от наличия нарушения увеличивается риск наступления негативных последствий.


Нужен тщательный учет

Дмитрий НАВРОЦКИЙ, советник АО SENSUM
Если внимательно изучить суть законопроектов и пояснительные записки к ним, становится ясно, что целью и задачами данных изменений являются введение контроля над оборотом товаров, услуг и объемом доходов субъектов упрощенной системы налогообложения, а также выведение из тени субъектов хозяйствования, которые злоупотребляют преференциями такой системы.
Следует отметить, что применение регистраторов расчетных операций не является каким-то новшеством для малых и средних украинских предпринимателей. Несмотря на новые правила регистрации РРО и усиленный контроль за операциями предпринимателей с помощью самих потребителей, имеют место и позитивные моменты, связанные с упрощением администрирования РРО путем использования программных РРО. Кроме того, законопроектами предлагается повышение штрафных санкций, а также увеличение количества видов деятельности, где применение РРО будет обязательным, но такие нововведения не сразу коснутся плательщиков единого налога первой группы.
Для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, которые осуществляют свою деятельность в рамках действующего законодательства и тщательно ведут свой налоговый и бухгалтерский учет, такие изменения не составят дополнительных проблем. Но для субъектов хозяйствования, которые пользуются слабыми местами и преференциями упрощенной системы, эти новшества могут стать поводом для приостановления, сокращения деятельности или поводом для поиска новых мест заработка.


Длительная процедура

Александр КАМША, арбитражный управляющий ЮФ «Ильяшев и Партнеры», адвокат
Внесение соответствующих изменений не гарантирует, что каждый покупатель начнет следить за качеством ведения продавцом учета. Данная норма в случае ее принятия может служить ­дополнительным бонусом для некоего количества сознательных граждан. Ведь для того, чтобы получить компенсацию, необходимо написать жалобу, изложить в ней факты нарушения, которые не могут быть «выдуманными», после чего дождаться результатов проверки, по результатам которой будет принято решение о привлечении продавца к ответственности в виде штрафа. И только после уплаты штрафа (статья 43.5 Налогового кодекса Украины) у покупателя появится возможность получить компенсацию, которая составит лишь часть от суммы штрафа.
Таким образом, маловероятно, что сразу же после вступления изменений в силу все граждане страны ринутся писать жалобы.


Предусмотреть защитные механизмы

Александр ВОРОНЦОВ, юрист ЮФ Hillmont Partners, адвокат
10 сентября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты № 1053-1 и № 1073 о детенизации наличных расчетов. Несмотря на множество положительных нововведений, основная цель которых сделать предпринимательскую деятельность более прозрачной, они уже успели вызвать бурю негодования со стороны бизнеса. Есть ли причины для беспокойства?
Каждое нововведение требует времени для его практического внедрения в жизнь, и только от качества работы фискальных органов зависит, принесут ли эти изменения пользу для общества, а особенно для бизнеса, или станут благодатной почвой для злоупотреблений различными лицами.
Тем не менее некоторые положения законопроекта № 1053-1 действительно настораживают. Речь идет об общественном контроле относительно легализации расчетных документов, подтверждающих проведение расчетных операций. Мотивацией для потребителей должна выступать возможность получения «кешбэка» путем подачи жалобы в контролирующий орган. Однако такие механизмы могут привести к значительному давлению на бизнес, а также породить целые схемы заработка для различных мошенников, если не будут предусмотрены соответствующие защитные механизмы.
Прежде чем принимать такие законопроекты, необходимо провести широкую общественную дискуссию с участием всех заинтересованных сторон, чтобы избежать ситуации, когда положительные намерения и правильные идеи будут иметь полностью обратный эффект.


За счет потребителей

Катерина БРЭДУЛЯК, старший юрист ЮФ Evris
Законопроектами № 1053-1 и № 1073 предусматривается увеличение количества и удорожание процедур администрирования малого и микропредпринимательства. Естественно, любые удорожания по ведению бизнеса, а установка и обслуживание РРО не будут исключением, отразятся на увеличении стоимости товара для конечного потребителя. Как правило, при формировании цены на товар и/или услугу любые расходы учитываются продавцом. Следует отметить, что для бизнеса применение РРО весьма обременительно ввиду сложной процедуры регистрации, стоимости кассового аппарата, изнурительной процедуры учета и отчетности и высокой стоимости технического обслуживания.
Проекты № 1053-1 и № 1073 позволяют покупателю осуществлять общественный контроль над деятельностью предпринимателей. Но прежде всего законопроекты разработаны с целью выведения из теневого оборота товаров высокого ценового сегмента и наличных средств в розничной торговле. Поскольку значительная часть бизнеса предпочитает не использовать РРО, тем самым занижая доходы и уклоняясь от уплаты налогов, принятие законопроектов будет стимулировать государственные органы контролировать РРО и способствовать устранению недобросовестной конкуренции.
Сейчас покупатель в случае, если он недоволен товаром или услугой, действует на основании Закона Украины «О защите прав потребителей», нормы которого предусматривают возможность для потребителя обратиться в суд либо другие уполномоченные органы за защитой своих прав. Однако с принятием законопроектов перечень оснований для обращения в контролирующие органы для покупателей станет шире. В любом случае целью для покупателя является получение качественного товара или услуги. Если качество услуги или товара соответствует ожиданиям покупателя, то количество обращений покупателей в контролирующие органы не увеличится.


Может пострадать легальный бизнес

Наталья МУСИЕНКО, старший юрист KPMG Law Ukraine
Увеличение штрафов в сфере применения регистраторов расчетных операций — важный вопрос для бизнеса.
Намерения государства понятны: действовать превентивно и стимулировать бизнес, который осуществляет расчетные операции за товары (услуги), не нарушать правила применения РРО, то есть проводить расчетные операции через РРО на полную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), выдавать покупателям расчетные документы и т.д.
Однако бизнес вряд ли положительно воспримет нововведение с кратным увеличением штрафных санкций в сфере РРО. Как показывает практика проведения проверок, в том числе и по соблюдению правил в сфере использования РРО, акцизного налога, регистрации налоговых накладных, контролирующие органы во многих случаях приходили как раз не к теневому бизнесу, а к легальному. Довольно часто к ответственности привлекались именно компании, крупные плательщики, которые не преследовали цель нарушать букву закона, а допускали формальные технические ошибки, которые не привели к нанесению ущерба государству. А теневой бизнес так и остался ненаказанным.
Однако однозначно утверждать, что количество проверок легального бизнеса увеличится, оснований нет. Все будет зависеть от того, какой курс возьмет контролирующий орган на основании нового законодательства в случае его принятия. Главное, чтобы принятие законопроектов не стало очередным элементом давления на бизнес и средством наполнения государственного бюджета.


Возможны злоупотребления

Дмитрий ОНОСОВСКИЙ, старший юрист ЮКК «Де-Юре»
Законопроект № 1073 описывает некоторые элементы будущего механизма «фискального кешбэка». В частности, планируется, что жалобы потребитель будет подавать через электронный кабинет. Как именно это будет работать — пока не ясно.
Также надо учитывать, что моментально потребитель ничего не получит, так как законопроект № 1073 предусматривает, что возврат части штрафа потребителю осуществляется из фактически оплаченных налогоплательщиком сумм штрафов. То есть налоговый орган после получения жалобы должен ее рассмотреть, принять меры по контролю (провести проверку), выслать налоговое уведомление-решение. После этого возможна процедура обжалования, которая может затянуться не на один месяц.
И даже если оштрафованный налогоплательщик не будет обжаловать штраф, а оплатит его в десятидневный срок, то это еще не конец.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня оплаты штрафа готовит заключение о выплате потребителю части штрафа и передает его в казначейство, которое, в свою очередь, в течение тех же пяти рабочих дней должно указанную сумму перечислить потребителю.
Любопытно и то, что налоговая не будет нести ответственность за несвоевременную передачу казначейству соответствующего заключения. Поэтому потребителю не стоит рассчитывать на «быстрые деньги» в данной ситуации. Из-за такого алгоритма и сроков эта бизнес-схема вряд ли приживется.
Но данный инструмент может оказаться очень востребованным среди, например, «черных пациентов» или «пациентов-террористов», которые после получения услуг осознанно и целенаправленно начинают требовать компенсации или освобождения от оплаты «некачественной», по их субъективному мнению, услуги. Особенно если учесть, что многие небольшие медицинские учреждения, например стоматологии, являются плательщиками единого налога и стараются не использовать РРО.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA