Роялти в деятельности телерадиокомпании — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (370) » Роялти в деятельности телерадиокомпании

Роялти в деятельности телерадиокомпании

В этой статье предлагаем вашему вниманию обзор вопросов общего характера относительно выплаты вознаграждения за создание и использование произведений — объектов авторского права и исполнений, фонограмм, видеограмм, программ организаций вещания — объектов смежных прав, а также особых вопросов, касающихся выплаты вознаграждения пользователями и одновременно субъектами смежных прав — телерадиокомпаниями (ТРК).

Выплата вознаграждения в виде роялти

Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» (Закон) предусмотрено, что вознаграждение может производиться

в форме одноразового (паушального) платежа или отчислений в виде роялти (статья 15 Закона). Последние — довольно распространенная форма выплаты вознаграждения. Поэтому мы подробнее остановимся на особенностях выплаты вознаграждения-роялти.

Понятие «роялти» используется для характеристики взаиморасчетов между владельцами имущественных прав интеллектуальной собственности и лицами, изъявившими желание использовать эти права в своей деятельности с целью получения материальной или иной выгоды.

Владельцами имущественных прав интеллектуальной собственности могут быть как физические, так и юридические лица. Пользователями этих прав могут быть также физические и юридические лица.

Право пользования, как правило, предоставляется по лицензионному договору. Для объектов авторского права и смежных прав это может быть авторский договор.

Определение термина «роялти» дается в пункте 1.30 статьи 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (Закон о налогообложении). Согласно этому Закону, «роялти — платежи любого вида, полученные как вознаграждение за пользование или предоставление права на использование любого авторского права на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио- или телевизионного вещания; за приобретение любого патента, зарегистрированного знака на товары и услуги или торговой марки, дизайна, секретного чертежа, модели, формулы, процесса, права на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).

Не считаются роялти платежи за получение объектов собственности, определенных в части 1 этого пункта, во владение или распоряжение, или собственность лица, или если условия пользования такими объектами собственности предоставляют право пользователю продавать или отчуждать другим способом такой объект собственности, или сделать достоянием гласности секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау), за исключением случаев, когда такое разглашение является обязательным согласно законодательству Украины».

Это определение в части, касающейся объектов авторского права, подобно определению, которое приводится в статье 2 Директивы Совета ЕС 2003/49/ЕС от 3 июня 2003 года об общей системе налогообложения, применяемой к платежам процентов и роялти, осуществляющимся между взаимосвязанными компаниями разных государств-членов: «Термин «роялти» означает платежи любого вида, полученные как вознаграждение за использование или за право на использование любого авторского права на литературное, художественное или научное произведение, включая кинофильмы и программное обеспечение, любого патента, торговой марки, образца или модели, плана, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно производственного, коммерческого или научного опыта; регулярные платежи за использование или за право на использование производственного, коммерческого или научного оборудования расцениваются как роялти».

Таким образом, для того чтобы между двумя субъектами существовали отношения по выплате роялти, необходимы следующие условия:

— наличие владельца исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности;

— владелец этих прав предоставляет, как правило, на договорной основе, другому лицу разрешение (лицензию) на право использования принадлежащего ему имущественного права интеллектуальной собственности;

— другое лицо (пользователь), согласно условиям договора, платит владельцу вознаграждение за использование имущественного права интеллектуальной собственности в виде периодических платежей (роялти).

В соответствии со статьей 1 Закона исключительное право определяется как «имущественное право лица, имеющего относительно произведения, исполнения, постановки, передачи организации вещания, фонограммы или видеограммы авторское право и (или) смежные права, на использование этих объектов авторского права и (или) смежных прав лишь им и на выдачу лишь этим лицом разрешения или запрета их использования другим лицам в пределах срока, установленного этим Законом». Статьи 15, 39, 40, 41 этого Закона определяют наличие такого права соответственно у автора, исполнителя, производителя фонограмм и видеограмм и организации вещания, а статья 16 определяет право работодателя автора владеть имущественными правами на служебное произведение.

Если владелец таких имущественных прав на договорных условиях предоставил другому лицу право пользования своими правами и получает за это вознаграждение, то это и есть роялти. Такие операции, согласно абзацу третьему пункта 1.31 статьи 1 Закона о налогообложении, являются операциями по продаже результатов работ (услуг).

Не являются роялти платежи, получаемые как справедливое вознаграждение автором служебного произведения (часть 3 статьи 16 Закона), произведения, вошедшего как составная часть в аудиовизуальное произведение (часть 2 статьи 17 Закона), исполнителем (часть 4 статьи 39 Закона), вознаграждение авторам соответственно части 2 статьи 42 Закона.

Указанные выше лица имеют право передать по договору принадлежащие им имущественные авторские и (или) смежные права. При этом происходит переход (отчуждение) собственности от одного лица к другому. Любые платежи, связанные с таким действием, также не являются роялти (абзац второй пункта 1.30 статьи 1 Закона о налогообложении).

Экономическая заинтересованность ТРК в соблюдении законодательства в сфере авторского права и смежных прав

Особенность выплаты вознаграждения ТРК заключается в двойственности характера деятельности, связанной со сферой авторского права и смежных прав.

Во-первых, согласно статье 36 Закона, субъектами смежных прав являются, в частности, организации вещания и их правопреемники. Поэтому ТРК выступают как субъекты смежных прав и наделены определенными правами (разрешать или запрещать публичное выполнение, сообщение, демонстрацию, фиксацию своих программ, ретрансляцию и т.п.).

Во-вторых, ТРК являются пользователями объектов авторского права и смежных прав, поэтому обязаны выплачивать вознаграждение за использование этих объектов, поскольку осуществляют публичное сообщение или ретрансляцию объектов авторского и смежных прав.

Учитывая указанное, именно ТРК, как плательщик вознаграждения за использование объектов авторского и смежных прав, в первую очередь должна быть заинтересована в выполнении своих обязанностей и соблюдении другими лицами прав ТРК в сфере авторского и смежных прав.

Экономическая заинтересованность в выплате вознаграждения заключается в том, что ТРК: создают собственные программы (передачи) и предоставляют их в пользование.

В соответствии со статьей 41 Закона организации вещания имеют исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:

— публичное сообщение своих программ путем трансляции и ретрансляции;

— фиксацию своих программ на материальном носителе и их воспроизведение;

— публичное исполнение и публичную демонстрацию своих программ в местах с платным входом.

Законодательством не установлены ставки (размер) вознаграждения за использование программ организаций вещания другими лицами. Поэтому такие отношения регулируются на договорной основе.

Кроме того, создание программ, а также произведений, являющихся составной частью программ, чаще всего осуществляется в служебном порядке (журналистами, режиссерами, операторами, исполнителями или ведущими программ и др.). Согласно статье 429 Гражданского кодекса Украины, имущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный в результате выполнения трудового договора, принадлежат работнику, создавшему этот объект, и юридическому или физическому лицу, где или у которого он работает, совместно, если иное не установлено договором. За создание и использование служебного произведения автору полагается авторское вознаграждение, размер и порядок выплаты которого устанавливаются трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем (статья 16 Закона).

Итак, как журналисты, режиссеры, операторы, исполнители или ведущие программ, работающие в ТРК, так и непосредственно ТРК должны быть заинтересованы в выполнении положений законодательства в сфере авторского и смежных прав, особенно в вопросах выплаты вознаграждения.

Механизмы применения норм законодательства в сфере авторского права и смежных прав государственными (бюджетными) и негосударственными ТРК

ТРК, как государственные, так и негосударственные, соответственно специфике своей деятельности используют объекты авторского права и смежных прав.

Размер вознаграждения и порядок его выплаты регулируется постановлениями Кабинета Министров Украины (КМУ):

«Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты» (№ 71 от 18 января 2003 года);

«Об утверждении минимальных ставок вознаграждения (роялти) за использование объектов авторского права и смежных прав» (№ 72 от 18 января 2003 года).

Этим постановлением определены минимальные ставки авторского вознаграждения за виды использования объектов авторского права. В частности, пунктом 26 раздела «В» приложения 1 к этому постановлению КМУ предусмотрена минимальная ставка авторского вознаграждения, которая составляет для эфирных ТРК 2 %, а для операторов кабельного вещания — 5 % доходов, полученных от того вида деятельности, в процессе которой происходит публичное сообщение указанных передач или произведений, то есть полученных доходов от публичного сообщения или ретрансляции произведений науки, литературы и искусства, в том числе зафиксированных в фонограммах и (или) видеограммах.

В случае использования ТРК опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм размер вознаграждения (роялти) за использование этих объектов смежных прав и порядок его выплаты регулируется постановлением КМУ «Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты». Размер вознаграждения определяется разделом І приложения к вышеупомянутому постановлению и составляет соответственно для эфирных телерадиоорганизаций 2 % доходов от деятельности, в процессе которой используются указанные объекты смежных прав, для операторов кабельного вещания — 5 %. Порядок выплаты вознаграждения определяется договором между ТРК и уполномоченной организацией коллективного управления с учетом требований пункта 2 раздела ІІ приложения к этому постановлению КМУ.

Законодательством не предусмотрены исключения по выплате или невыплате вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав для государственных ТРК.

Поскольку роялти — это вознаграждение за продажу результатов работ (услуг), деньги, которые поступают владельцу прав, то у последнего, если он является юридическим лицом, они отображаются как доход в валовом доходе (подпункт 4.1.1 пункта 4.1 статьи 4 Закона о налогообложении). У пользователя (плательщика роялти) такие расходы относятся к валовым расходам (абзац первый подпункта 5.4.2 пункта 5.4 статьи 5 Закона о налогообложении). Если владелец исключительных имущественных прав является физическим лицом, то поступления от роялти учитываются в составе налогооблагаемого дохода в соответствии с подпунктом «г» пункта 1.3 статьи 1 Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц».

Такие поступления как юридического, так и физического лица непосредственно не облагаются налогами. Облагается налогами суммарная годовая прибыль (доход) налогоплательщика в порядке, установленном Законом о налогообложении и Законом Украины «О налоге на доходы физических лиц».

Особенность деятельности государственных (бюджетных) ТРК заключается в том, что они являются неприбыльными. В соответствии с подпунктом 7.11.2 пункта 7.11 статьи 7 Закона о налогообложении от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций (органов государственной власти Украины, органов местного самоуправления и созданных ими учреждений или организаций), которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов, полученных, в частности, в виде пассивных доходов. К пассивным доходам, согласно подпункту 7.11.13 пункта 7.11 статьи 7 Закона о налогообложении, относятся и роялти, полученные ТРК как субъектом смежных прав за использование их программ (передач).

Относительно вопроса источников выплаты вознаграждения субъектам авторского права и смежных прав ТРК как пользователям объектов этих прав нужно указать, что финансирование деятельности предприятий (ТРК) в сфере интеллектуальной собственности как государственных (бюджетных), так и коммерческих (негосударственных) должно осуществляться согласно смете.

Согласно подпункту 7.11.8 пункта 7.11 статьи 7 Закона о налогообложении, доходы неприбыльных организаций, содержащихся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) на удержание таких неприбыльных организаций и используются исключительно для финансирования расходов такой сметы.

В соответствии с пунктом 5 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ № 228 от 28 февраля 2002 года, учреждениям могут выделяться бюджетные средства только при наличии утвержденных смет. Они имеют право брать обязательства расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами. В сметы могут включаться только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых обусловлена характером деятельности учреждения.

Указанные положения нужно учитывать ТРК при решении вопроса выплаты вознаграждения за использование ими объектов авторского и смежных прав.

Конечно, ТРК могут перечислять вознаграждение на основании договоров непосредственно каждому автору, композитору, произведения которых используются компаниями, а также исполнителям, производителям фонограмм и т.д. Это реальный подход к решению вопроса, но довольно сложный. Значительно проще заключать договоры с соответствующими организациями коллективного управления.

ТРК и организации коллективного управления

В соответствии с положениями Закона (статьи 1, 45—49) управление на коллективной основе имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав осуществляют организации коллективного управления. Кроме того, особый статус имеют организации коллективного управления, осуществляющие сбор и распределение вознаграждения за использование объектов смежных прав: фонограмм и видеограмм, опубликованных с коммерческой целью. Такие организации называются уполномоченными организациями коллективного управления (статья 43 Закона).

ТРК должны быть заинтересованы в сотрудничестве с указанными организациями. Как показывает практика, расчеты с тысячами субъектов авторского и смежных прав через их представителей — организации коллективного управления — удобный и простейший путь обеспечения легального использования ТРК объектов указанных прав.

ТРК могут заключить договор с организацией коллективного управления, которой субъектами авторского права предоставлены полномочия на управление их имущественными правами, в случае использования объектов авторского права (самая большая организация в этой сфере сегодня — ГП «УААСП»).

В случае использования объектов смежных прав (фонограмм, видеограмм и исполнений, зафиксированных в этих фонограммах и видеограммах) ТРК должны заключить договор с уполномоченной организацией коллективного управления. Сегодня практически вопросами сбора вознаграждения с ТРК занимаются две уполномоченные организации: Всеукраинское объединение субъектов авторских и смежных прав «Оберег» и объединение предприятий «Украинский музыкальный альянс». ТРК по собственному выбору может заключить договор о выплате вознаграждения с одной из указанных уполномоченных организаций.

В соответствии с законодательством ТРК обязаны предоставлять организациям коллективного управления информацию об использовании объектов авторского права и (или) смежных прав.

Частью 6 статьи 48 Закона предусмотрено, что организация коллективного управления имеет право требовать от лиц, использующих объекты авторского права и смежных прав, предоставления им документов, содержащих точные сведения об использовании указанных объектов, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Также частью 4 статьи 47 этого Закона установлено, что лица, использующие произведения, исполнения, программы вещания, экземпляры фонограмм (видеограмм), обязаны предоставлять организациям коллективного управления точный перечень использованных произведений, исполнений, экземпляров фонограмм (видеограмм), программ речи вместе с документально подтвержденными данными о полученных прибылях от их использования. Согласно статье 43 Закона, лица, использующие фонограммы, видеограммы или их экземпляры, должны предоставлять уполномоченным организациям коллективного управления точные сведения относительно их использования, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Предоставление ТРК таких сведений (информации, данных) организации коллективного управления необходимо для дальнейшего правильного распределения вознаграждения (роялти) субъектам авторского права и (или) смежных прав.

Пути внедрения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот ТРК

Известно, что предприятие должно вести минимум три вида учета активов: бухгалтерский, налоговый и управленческий.

Цель ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности — предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и объективной информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия (статья 3 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине»). При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности преимущество отдается исторической (фактической) себестоимости активов.

Целью налогового учета является определение базы налогообложения и размера налога.

Целью внутрихозяйственного (управленческого) учета является внедрение системы сбора, обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием. Другой целью такого учета является выявление всех активов предприятия как отображенных, так и не отображенных в балансе. Первых два вида учета — обязательные, третий (управленческий) — рекомендуемый.

Порядок ведения бухгалтерского учета на Украине регулируется Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» № 996-XIV от 16 июля 1999 года и рядом подзаконных актов, в частности Положением (стандартом) бухгалтерского учета (П(С)БУ), утвержденным Министерством финансов Украины, и Инструкцией, утвержденной Государственным казначейством Украины.

Учет объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов внебюджетных предприятий ведется согласно П(С)БУ № 8 «Нематериальные активы» (П(С)БУ № 8). Для бюджетных учреждений используют Инструкцию по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденную приказом Государственного казначейства Украины № 64 от 17 июля 2000 года (Инструкция).

Несмотря на то что последние документы касаются учета нематериальных активов бюджетных и внебюджетных предприятий, учреждений и организаций, их общей нормой является следующее:

— в балансе предприятия отображаются не все имеющиеся у него нематериальные активы (и объекты интеллектуальной собственности в том числе). Для отображения нематериальных активов баланс внебюджетного предприятия должен соответствовать определенным критериям, определенным пунктами 6-8 Г(С)БУ № 8, а именно: приобретенный или полученный нематериальный актив отображается в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических удобств, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определена.

Согласно пункту 4 Г(С)БУ № 8, нематериальный актив — немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и удерживаться предприятием с целью использования на протяжении периода больше одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам.

Нематериальный актив, полученный в результате разработки, следует отображать в балансе при условии, что предприятие имеет:

— намерение, техническую возможность и ресурсы для доведения нематериального актива до состояния, в котором он пригоден для реализации или использования;

— возможность получения будущих экономических удобств от реализации или использования нематериального актива;

— информацию для достоверного определения расходов, связанных с разработкой нематериального актива.

Если нематериальный актив не отвечает указанным критериям признания, то расходы, связанные с его приобретением или созданием, признаются расходами того отчетного периода, на протяжении которого они были осуществлены без признания таких расходов в будущем нематериальным активом.

Относительно бюджетных учреждений, предприятий и организаций, то они отображают нематериальные активы в балансе при условии использования их в хозяйственной и (или) управленческой деятельности (пункт 30 Инструкции).

Если условия П(С)БУ № 8 и Инструкции не выполняются, то актив в балансе не отображается. Его целесообразно отобразить в управленческом учете.

Активы в балансе отображаются лишь по первоначальной стоимости, которая по своей сути совпадает с исторической (фактической) себестоимостью приобретения или создания актива, то есть балансовая стоимость такого актива совпадает с расходами на его создание (приобретение) и затратами на приведение актива в состояние, пригодное для использования по назначению или для реализации (в хозяйственной и (или) управленческой деятельности).

В дальнейшем при условии, что расходы на приобретение (создание) актива не были признаны расходами периода, в котором имели место, и актив стал отвечать требованиям П(С)БУ № 8 или Инструкции, его можно отобразить в балансовом счете № 12.

Вместе с тем очень часто соответствующие государственные органы контроля высказывают претензии предприятиям, учреждениям и организациям по поводу того, что в их балансах в составе нематериальных активов не отображены объекты права интеллектуальной собственности, являющиеся их собственностью, но на время проверки не использующиеся или не отвечающие требованиям П(С)БУ № 8 или Инструкции. По нашему мнению, этот вопрос можно решить путем введения отдельного внебалансового счета № 010 с разбивкой его на субсчета, в которых должны отображаться объекты права интеллектуальной собственности:

— не использующиеся или не отвечающие требованиям для отображения в бухгалтерском учете (субсчет 0101);

— расходы на приобретение (создание) которых были признаны расходами отчетного периода, в котором они были осуществлены (субсчет 0102).

В таком случае в балансе будут отображаться все объекты права интеллектуальной собственности, которые есть в собственности предприятия, учреждения или организации. И таким образом, будут соблюдены требования П(С)БУ № 8 и Инструкции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Право периода кардинальных перемен

Деловая практика

Аспекты страхования политических рисков

Законодательная практика

Новые возможности АМКУ

Комментарии и аналитика

Роялти в деятельности телерадиокомпании

Неделя права

Запоздалая реакция прокуратуры

Перевозчикам не оставят выбора

Ушел из жизни корифей украинской цивилистики

Закон о КМУ и Конституция: точки соприкосновения

Реестр событий

Назначение судей КСУ. Попытка № …

«Круглый стол» с острыми углами

ВСУ — законодатель мод

Судебная практика

Мы в ответе за тех, кого выбираем?

Знание — свет, а незнание — тьма

Судебные решения

Обжалование постановлений ЦИК

Обжалование отказа участковой избирательной комиссии о включении в списки избирателей

Оспаривание результатов выборов по территориальному избирательному округу

Основания для признания недействительным голосования

Признание голосования недействительным

Жалоба о признании выборов недействительными

Тема номера

Споры во время выборов

Выборы через призму суда

Частная практика

И дым отечества нам сладок..?

Юридический форум

Частные предприятия необходимы

Інші новини

PRAVO.UA