Никто не поспорит с тем, что, несмотря на свою формальность, юридическая профессия является довольно-таки творческой. При этом наиболее изобретательными, на мой взгляд, следует признать налоговиков. Ведь как только формируется судебная практика, которая совершенно опровергает их нелепые аргументы и уловки, контролеры уже выходят на проверки со своими очередными ноу-хау. Так, вслед за справками о невозможности проведения проверки и актами встречной проверки пришла обобщенная налоговая информация.
Носитель информации
Понятие налоговой информации определено Законом Украины «Об информации», согласно которому под такой информацией следует понимать совокупность сведений и данных, созданных или полученных субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимых для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций в порядке, установленном Налоговым кодексом (НК) Украины.
Контролирующие органы имеют право для осуществления своих функций получать от налогоплательщиков справки, копии документов (заверенные подписью плательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью) о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, информацию о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом.
Комплекс мер по сбору, обработке и использованию информации, необходимой для выполнения возложенных на контролирующие органы функций, составляет информационно-аналитическое обеспечение деятельности контролирующих органов.
Для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Государственной фискальной службы (ГФС) используется, в частности, информация, поступившая по результатам налогового контроля.
В свою очередь, налоговый контроль — это система мер, предпринимаемых контролирующими органами с целью проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения наличных средств, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Налоговый контроль осуществляется путем ведения учета налогоплательщиков, информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы, проведения проверок и сверок в соответствии с требованиями закона, а также проверок по соблюдению законодательства в порядке, установленном законами Украины.
При этом необходимо разграничивать разные этапы контрольно-проверочной работы, поскольку информационно-аналитическое обеспечение не предусматривает осуществления контролирующим органом оценки соблюдения налогоплательщиком требований налогового законодательства и анализа содержания и характера правоотношений, послуживших основанием для формирования данных налогового учета плательщика. Вопрос правильности отображения плательщиком в учете проведенных хозяйственных операций исследуется налоговым органом при проведении налоговой проверки плательщика, в том числе в процессе исследования финансово-хозяйственных документов, связанных с начислением и уплатой налога.
В соответствии со статьей 74 НК Украины налоговая информация, собранная в соответствии с настоящим Кодексом, может храниться и обрабатываться в информационных базах контролирующих органов или непосредственно должностными (служебными) лицами этих органов.
Анализ положений статей 72, 74 НК Украины в их взаимосвязи с положениями статьи 83 НК Украины дает основание для вывода о том, что налоговая информация является носителем доказательной информации о подтверждении проведенных хозяйственных операций плательщика налогов и сборов, их вида, объема, о порядке расчетов и прочего и используется для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач.
Порядок взаимодействия
Проведение обобщения налоговой информации введено приказом ГФС Украины № 543 от 28 июля 2015 года, которым утвержден Рекомендуемый порядок взаимодействия подразделений ГФС при комплексной отработке налоговых рисков по налогу на добавленную стоимость (Порядок № 543).
Указанный документ установил порядок осуществления обобщения налоговой информации в случае невозможности проведения внеплановой проверки или принятия решения о нецелесообразности проведения внеплановой проверки определенного субъекта.
Согласно Порядку № 543, обобщенная налоговая информация оформляется в виде отдельного документа и фактически имеет такие же реквизиты, форму и структуру, как и акт проверки. При этом запрещается использовать в тексте данного документа слово «проверка», вместо него должно указываться словосочетание «по данным налоговой информации».
Пунктом 2.3.9 Порядка предусмотрено, что обобщенная налоговая информация вносится в информационные базы данных ГФС, что дает основания для понимания обобщения налоговой информации как результата проведенных контрольных действий и собранных материалов и информации, а обобщенной налоговой информации как документа, который служит основанием для дальнейшего проведения налоговой проверки.
Однако даже поверхностный анализ Порядка № 543 дает все основания утверждать, что фактически обобщенная налоговая информация — это скрытый акт проверки. Зачастую в обобщенной налоговой информации делается вывод о фиктивности хозяйственных операций, что становится основанием для корректировки контролирующим органом показателей налогоплательщика, а также обоснованием проведения соответствующих доначислений контрагенту такого плательщика. Но поскольку это не акт проверки, то налогоплательщик лишен возможности предоставить свои возражения относительно выводов контролирующего органа или установленных в обобщении налоговой информации фактов и данных.
Нельзя обжаловать
Сегодня судебная практика не позволяет обжаловать ни выводы обобщения налоговой информации, ни произведенные в базах ГФС корректировки, поскольку такая информация является служебной и, по мнению судов, не нарушает прав истцов (постановление Харьковского апелляционного административного суда от 6 июля 2016 года по делу № 820/815/16).
Также потерпела неудачу попытка обжаловать Порядок № 543 в целом (постановление Окружного административного суда г. Киева от 5 апреля 2016 года по делу № 826/25342/15) — суд отказал в удовлетворении иска, исходя из того, что Порядок № 543 носит исключительно рекомендательный характер, действия контролирующего органа по внесению в информационные системы информации не порождают правовых последствий для плательщиков и не нарушают их прав, поскольку размещенная информация в этой системе является служебной и используется для выполнения возложенных на контролирующие органы функций с целью осуществления налогового контроля.
Таким образом, в очередной раз создается ситуация, когда, прикрываясь нивелированием налоговых рисков добросовестных налогоплательщиков, контролирующий орган получает полномочия на свое субъективное усмотрение признавать фиктивными сделки, относить субъектов хозяйственной деятельности к категории выгодоприобретателей, транзитеров или налоговых ям и пр. На основании только этих предположений осуществляется корректировка налоговых показателей. Вместе с тем при осуществлении довольно активной хозяйственной деятельности существует высокий риск, что попадется контрагент, в отношении которого будет составлена обобщенная налоговая информация, а значит, произойдет автоматическое присвоение категории высокого налогового риска, и последует проведение внеплановых проверок. При этом обжаловать такое обобщение нельзя — это «просто служебная информация», субъективное мнение определенного должностного лица.
Таким образом, остается рассчитывать на то, что правоприменительная судебная практика все-таки пройдет правильным (правовым) путем и обобщениям налоговой информации будет отведено такое же место, как и разного рода справкам или сверкам.
КЛЫМЮК Виктория — старший юрист ЮФ «Салком», Международная ассоциация «Сквайр Паттон Боггс — Салком», г. Киев
Возможность обжалования
Ирина ПАВЛЮК, юрист АК «Коннов и Созановский»
Как показывает судебная практика последних двух лет, возможность получить положительное решение при обжаловании действий фискальных органов по формированию обобщенной налоговой информации, внесению ее в свои внутренние базы и использованию в актах проверки в ближайшем будущем маловероятна.
Так, в подобных спорах суды ссылаются на решение Верховного Суда Украины по делу № 21-511а14 от 9 декабря 2014 года. Принимая решения не в пользу налогоплательщика, суд исходил из того, что внесение налоговой в электронную базу данных информации, полученной в результате проведения встречной проверки, является только служебной деятельностью работников контролирующего органа, связанной с исполнением обязанностей по сбору доказательной информации о наличии или отсутствии документального подтверждения хозяйственных операций. С учетом этого суд определил, что поскольку права налогоплательщика оспариваемыми действиями не нарушаются, то исковые требования в этой части являются безосновательными.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…