Режимное бремя — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (904) » Режимное бремя

Режимное бремя

Дискуссии о введении военного положения на Украине или на отдельной ее территории, его последствиях для населения и ожидаемых результатах ведутся на протяжении последнего года очень активно. К слову, Президент Украины заявлял о готовности ввести военное положение, если минские договоренности не будут выполняться.

Очередного этапа активного обсуждения всех аспектов данного вопроса, вероятнее всего, следует ожидать в случае принятия президентского законопроекта о правовом режиме военного положения, внесенного на рассмотрение парламента 3 апреля с.г. №2541 и уже 9 апреля принятого в первом чтении.

Этим документом определяется суть правового режима военного положения, порядок его введения и отмены, правовые основы деятельности органов государственной власти, военного командования, военных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц.

Фактически это новая редакция Закона Украины «О правовом режиме военного положения» с учетом нюансов действующего законодательства и рядом новых положений.

В целом законопроектом предполагается расширить перечень и детализировать содержание мер военного положения, ввести гарантии деятельности Президента, Верховного Совета Украины, уточнить порядок введения и отмены правового режима военного положения, установить порядок деятельности и полномочия военного командования, органов государственной власти в условиях действия военного положения.

Среди новых мер правового режима военного положения предусмотрено установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также введение особого режима их работы.

Кроме того, предусматривается закрепить возможность принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке. Отметим, что действующим законом предусматривается лишь право изымать имущество для временного пользования.

Что же касается положения «в установленном законом порядке», то сам механизм такого отчуждения собственности и дальнейшего ее возмещения законопроектом не предусмотрен. К слову, на это обращается внимание в заключении Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины.

Также законопроектом предусматриваются такие меры правового режима военного положения, как запрет или ограничение выбора места жительства или места проживания граждан на территории, на которой действует военное положение; интернирование (принудительное выселение) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением и осуществляет агрессию против Украины. В то же время нет уточнения, распространяется этот запрет на всю территорию страны либо лишь на ту часть, где введено военное положение. Кроме того, законопроект не содержит механизма интервенции и критериев определения «угрожает нападением и осуществляет агрессию». Собственно, с одной стороны, такое положение является логичным с точки зрения сложившейся военной ситуации, а с другой — требует более четкого определения и механизмов реализации. 

Определять меры правового режима военного положения и их осуществления будет Кабинет Министров Украины путем утверждения типового плана внедрения и обеспечения мер правового режима военного положения на Украине или на отдельных ее территориях.

Следует также обратить внимание на порядок введения и отмены военного положения. Так, законопроектом более четко прописан механизм введения военного положения и предусматривается норма, согласно которой объявление о состоянии войны при необходимости осуществляется Верховным Советом Украины.

Несколько изменен порядок отмены военного положения. В частности, предусмотрено, что с предложением об отмене военного положения к Президенту Украины обращается парламент или Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины (сегодня такие полномочия имеет только СНБО).

В период военного положения не могут быть прекращены полномочия Президента Украины, Верховного Совета Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека, а также судов, органов прокуратуры Украины.

Более того, в случае окончания срока полномочий парламента или Президента в период действия военного положения его полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховного Совета Украины либо до вступления на пост Президента, избранного после отмены военного положения.

Законопроект предусматривает, что на территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, общественного порядка и безопасности могут образовываться временные государственные органы — военные администрации. Решение о создании таких администраций принимается Президентом по представлению областных государственных администраций или военного командования. Данное положение следует из недавно принятого Закона Украины «О военно-гражданских администрациях» от 3 февраля 2015 года № 141-VIII.

Главное научно-экспертное управления также обращает внимание на необходимость определить на период действия правового режима военного положения на Украине статус международных гуманитарных организаций, их представительств и наблюдателей.

В целом новая редакция Закона о правовом режиме военного положения более полная и адаптирована к ситуации ведения боевых действий на востоке Украины. Тем не менее определенные нормы вызывают ряд вопросов и требуют уточнений.

 


Мнения

Право выбора

 

Роман ТЫТЫКАЛО, адвокат, руководитель АБ «Тытыкало и Партнеры»

— В целом законопроект неплохой. Но по сути он узаконивает тот статус, который сегодня существует и позволяет ввести военное положение на территории Украины или в определенных ее областях.

Вместе с тем он содержит целый ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание. В частности, предусматривается, что в период введения военного положения не проводятся парламентские, президентские и местные выборы.

И та латентная война, которая сейчас ведется на Донбассе, может продлиться довольно долго, и весь этот период в государстве будет действовать военное положение. Таким образом, возникает ряд ограничений, и этот вопрос будет стоять довольно остро и станет дискуссионным.

Основная проблема положений законопроекта заключается в том, что ограничение будет действовать на всей территории страны даже в том случае, если военное положение вводится лишь на отдельных территориях. Возможно, следует предусмотреть норму, согласно которой такое ограничение политических прав будет действовать лишь на этой территории.

Сегодня я не вижу потребности в объявлении военного положения, поскольку действующее законодательство урегулировало ряд вопросов, введя такое понятие, как «особое состояние». Люди все равно умирают, и эта формальность мало что изменит.

Что же касается местных выборов, которые приближаются, то хотелось бы свои права реализовать в полной мере без каких-либо ограничений.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Исполнено смысла

В фокусе: ВСЮ

Конституционные гарантии

Без компромиссов

ВСЮ будет хорошо

Конкурсный порядок

Коррупционный фактор

Индивидуальное понятие

Открытые возможности

Независимый курс

Новые люди

Нотариальное содействие

Чистый интерес

Работа над ошибками

Государство и юристы

О вертикальных ограничениях

Служба в интеллектуальной собственности

Начало не задалось

Об оспаривании торгов

Режимное бремя

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается создать резервную армию

Государство и юристы

Негласное в правило

Государство и юристы

Новости законотворчества

Порядок создания местных госадминистраций уточнят

Ставка арендной платы сможет превышать 12 %

Государство и юристы

Чистка рядов

Книжная полка

Шкала инвестора

Неделя права

Статусное лишение

Приоритетное исправление

Неделя права

Новости из-за рубежа

Google обвиняют в нарушении принципов конкуренции

Неделя права

Диалоговое окно

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не отменил приказ о пропускной системе в зоне АТО

ООО «Альфа-Продукт» должно 136 тыс. грн за «Лимонад»

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Aequo представила интересы крупного украинского медиахолдинга в МКАС при ТПП РФ

В МЮФ Integrites проходят стажировку студенты из Европы

Ассоциация профессионалов корпоративной безопасности Украины подписала договор о сотрудничестве с УСПП

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы АСК «Укрречфлот»

ЮФ «Астерс» консультирует группу компаний «Ардис»

Отрасли практики

Контекст-анализ

Записная часть

Инвестиции в будущее

Рабочий график

III съезд адвокатов

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Перевыборы председателей

Процессуальные измерения

Выдержки производства

Новое о едином взносе

Судебная практика

Взыскание исключено

Сведение счетов

Срок годности

Тема номера

Не единым фронтом

Отбор персонала

Вести порядок

Ряд особого назначения

Частная практика

Лигал чемпионов

Інші новини

PRAVO.UA