Ретроспектива работы КСУ в 2003 году — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (325) » Ретроспектива работы КСУ в 2003 году

Ретроспектива работы КСУ в 2003 году

Статус Конституционного Суда Украины (КСУ) в настоящее время уникален: КСУ, хоть и относится к судебной системе Украины, обособлен от системы судов общей юрисдикции. Специфика единственного органа конституционного контроля оговорена во многих законодательных актах — от Конституции до законодательства о статусе судей. Его деятельность кардинально отличается от повседневных «трудов» остальных судов на Украине: КСУ не рассматривает дел по существу.

Акты органа конституционной юрисдикции тоже неординарны. Как нельзя лучше решения КСУ, принятые в 2003 году, охарактеризует несуществующий термин «радикально-либеральные». Год прошедший выдался для КСУ весьма результативным. В частности, этим органом принято 22 решения, что на 2 больше, чем в 2002-м. Среди них насчитывается 15 «политических» решений против 11 в 2002 году («политические» решения содержат толкования прав и обязанностей чиновников, полномочий государственных органов).

В этой статье мы постараемся осветить те решения, принятие которых имело особое влияние на правовое регулирование общественных отношений, вызвало реакцию общества и непременно повлечет за собой последствия разного характера. Речь пойдет о так называемых резонансных решениях.

Решения КСУ: резонанс обеспечен

Решением № 3 от 30 января 2003 года КСУ признал неконституционными положения части 6 статьи 234, части 3 статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК), согласно которым жалобы на постановления следователя и прокурора о возбуждении уголовного дела относительно конкретного лица могут быть рассмотрены судом первой инстанции лишь при предварительном рассмотрении дела или при рассмотрении его по сути.

Интерес представляет и решение КСУ № 11 от 10 июня 2003 года относительно соответствия Конституции Закона Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества». Отвечая на представление 47 народных депутатов, КСУ назвал мораторий особенностью правового режима государственной собственности, а также установил, что данный Закон не содержит положений, неправомерно ограничивающих конкуренцию либо допускающих недобросовестную конкуренцию в предпринимательской деятельности. Срок исполнения решений судов по этому вопросу продлевается Законом до усовершенствования механизма принудительной реализации имущества.

Понятия «решение» и «акт» Верховного Совета Украины разъяснены в решении КСУ по делу о направлении запроса Президенту Украины. Также КСУ постановил, что направление народным депутатом запроса в органы государственной власти не требует принятия решения Верховным Советом, для направления такого же запроса главе государства, напротив, необходимо принятие решения большинством от конституционного состава парламента.

В решении КСУ по делу о должностных лицах предприятий, учреждений и организаций положения части 2 статьи 164 Уголовного кодекса 1960 года толкуются следующим образом. Под определение «должностное лицо» подпадают должностные лица предприятий, учреждений, организаций, в том числе и коммерческих банков, независимо от формы собственности, с момента вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украинской ССР, Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Украины» от 17 июня 1992 года, а не аналогичного Закона от 28 января 1994 года, поскольку последний лишь уточнил понятие должностного лица как субъекта служебного преступления, закрепленное в Законе 1992 года.

Учреждение Кассационного суда Украины не предусмотрено Основным Законом Украины — таким был основной аргумент КСУ при принятии им решения о признании неконституционными положений Закона «О судоустройстве Украины» в части учреждения в системе судов общей юрисдикции высшей кассационной инстанции. Положения Закона о судоустройстве, признанные неконституционными, утратили силу со дня принятия Конституционным Судом решения по делу о Кассационном суде Украины.

Согласно части 3 статьи 103 Конституции Украины, одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд. Именно поэтому КСУ своим решением от 25 декабря 2003 года постановил, что лицо, впервые избранное главой государства по действующей Конституции в 1999 году, имеет право баллотироваться на очередных выборах Президента Украины в 2004 году, поскольку Основной Закон, наряду с иными нормативно-правовыми актами, не имеет обратного действия во времени.

Заключения КСУ: зеленый свет абсолютным полномочиям парламента?

Как известно, все заключения Конституционного Суда Украины 2003 года касались положений 3-х законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины. КСУ рассматривал эти законопроекты на предмет их соответствия положениям статей 157, 158 Конституции и признал, что положения законопроектов не отменяют и не ограничивают прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая сложившуюся правовую ситуацию, логичным представляется анализировать последний, третий законопроект. Содержащиеся в нем предложения об изменениях в Конституцию КСУ признал идентичными положениям второго по счету проекта. Однако среди них имелось одно нововведение — было предложено продлить до 2007 года срок полномочий парламента, избранного в 2004-м. В случае принятия этого законопроекта Верховный Совет создаст прецедент продления собственных полномочий. Наличие такого прецедента вполне может привести к повторному продлению полномочий парламента, что, по мнению КСУ, чревато потерей парламентом своих качеств выборного органа.

Первым «многообещающим» шагом реформаторов стала небольшая поправка в пункт 3 части 1 статьи 85 Конституции, предложенная проектом № 3207-1. Согласно ей, Верховный Совет Украины приобретает полномочия по толкованию законов Украины. Ситуация, когда два государственных органа в равной мере уполномочены толковать законы, является абсурдной, поэтому статья 150 проекта предлагает лишить КСУ соответствующего права.

Следующий шаг — внесение изменений в часть 2 статьи 85 Конституции: «Верховный Совет Украины осуществляет иные полномочия, согласно Конституции и законам Украины, отнесенные к его ведению». Сегодня сложно говорить о последствиях этих изменений. Конституция в таком виде наделяет ВСУ правом самостоятельно определять собственные полномочия, что нарушает всемирно признанный принцип разделения власти. В такой ситуации, когда парламент получает фактически абсолютные полномочия в сфере законодательной власти, единственным сдерживающим фактором сможет выступить глава государства, которого Конституция наделила правом вето. Но авторы проекта учли и это: организация и порядок деятельности ВСУ, согласно статье 82 законопроекта, устанавливается, наряду с Конституцией Украины, регламентом Верховного Совета Украины, не требующим подписания Президентом Украины и в дальнейшем — официального обнародования, поскольку глава государства, в соответствии с пунктом 29 статьи 106 Конституции, с аналогичными положениями проекта, подписывает лишь законы Украины, относительно которых он и имеет право вето.

Полномочия ВСУ могут определяться и законами Украины — это, пожалуй, последняя попытка авторов проекта соблюсти принцип разделения властей, ведь Президент обладает правом вето касательно законов. Тут следует заметить, что относительно законов о внесении изменений в Конституцию Украины глава государства таким правом не обладает (пункт 30 статьи 106 Конституции Украины, согласно проекту). Таким образом, парламент, определяя свои полномочия, сможет вносить изменения даже в акт высшей юридической силы. Если же у парламентариев возникнет надобность повторно изменить полномочия, установленные Конституцией, что статьей 158 Основного Закона запрещено, то таковые можно должным образом «толковать» или же выдать соответствующий закон. Вето на него можно преодолеть, а даже если этот акт не подпишет Президент, закон все равно подлежит подписанию и официальному обнародованию Председателем ВСУ (дополнение к части 4 статьи 94 Конституции, согласно проекту).

Так, представители делегированной власти получили самостоятельность в определении порядка организации деятельности ВСУ, а также, учитывая вышеизложенное, в определении полномочий парламента Украины.

Итак, поскольку КСУ признал конституционность последнего проекта, народные избранники получили согласие единственного органа конституционной юрисдикции на обретение абсолютных полномочий в законодательной сфере для единственного органа законодательной власти на Украине.

Определения КСУ: следствие отсутствия неоднозначного применения

В упомянутом решении КСУ № 16 от 14 октября 2003 года содержится толкование терминов «решения» и «акты» Верховного Совета Украины. Под первыми подразумеваются результаты волеизъявления парламента, последние же — не что иное, как документы Верховного Совета Украины, содержащие вышеупомянутые результаты волеизъявления, то есть решения. По аналогии, к актам КСУ стоит отнести решения, заключения и определения, так как все они содержат результаты волеизъявления КСУ. Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» не содержит определения актов КСУ, однако глава VIII этого Закона носит название «Решения и заключения Конституционного Суда Украины». Исходя из этого, можно смело отнести их к актам КСУ, но как быть с определениями — неизвестно, ведь упоминания о них не встретишь во всем Законе. Но это проблема законодателя, мы же будем исходить из того, что определения принадлежат к актам КСУ.

Итак, в 2003 году КСУ принял 68 определений, то есть на 10 меньше, чем в позапрошлом году. Большинство из принятых определений содержат отказы КСУ в открытии конституционного производства по обращениям и представлениям субъектов таких прав. Отказы мотивированы в основном тем, что Конституционный Суд не уполномочен рассматривать представленные вопросы, реже — тем, что обращения и представления не соответствуют требованиям Конституции и законов Украины или у субъектов отсутствует право на обращение в КСУ.

Основанием для конституционного обращения Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» называет неоднозначное применение положений Конституции или законов Украины судами либо другими органами государственной власти, если таковое может привести или привело к нарушениям прав и свобод граждан. Отсутствие в содержании обращения указания на такое неоднозначное применение послужило основанием для львиной доли отказов в возбуждении конституционного судопроизводства. Впрочем, идентичность основания для отказов КСУ в 2002 году позволяет говорить о тенденции, причины которой — недоработки законодательства и низкий уровень правосознания наших граждан.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

«ЮП» о себе

Реклама в «ЮП»: зачем и почем?

Объем + качество = успех

Журналистский автопортрет

Государственная практика

Нормальное помещение — мечта судов

Деловая практика

Так что же это за штраф?

Законодательная практика

Пробудятся ли нотариусы?

КСУ 2003: итоги деятельности

Конституционная юстиция в странах мира

Самые «беспокойные» субъекты

Взгляд практиков на работу суда

Представительство на постоянной основе

Ретроспектива работы КСУ в 2003 году

Решения Конституционного Суда Украины

Тогда считать мы стали раны...

Неделя права

Вспомогательные помещения — это совместная собственность

Украинские рынки капитала уже интересуют иностранных инвесторов

Минюст: арест счетов возможен без дополнительной санкции суда

Идет работа над АПК

Смена председателя во ВСЮ

Новости делового мира

Права проверяющих изменились

Отчетность доверительных обществ

Приватизационные вопросы

Новости законотворчества

Спецзащита распространена на сотрудников ГКЦБФР

В составе тендерной комиссии — новые лица

Деятельность прокуратуры гармонизируется

Новости из-за рубежа

Германия готовится приоткрыть тайну

Eastman Kodak подала в суд на Sony

В ЕС принят новый закон против пиратов

Новости профессии

КСУ разобрался с образованием

Создан Совет председателей судов, решающих споры в области экономики

Александр Лавринович: «УПК не действует»

Нотариальные новшества

В Академии адвокатуры Украины состоялся круглый стол

Новости юридических фирм

«Магистр & Партнеры» выступила юридическим советником в крупном проекте

«Baker & McKenzie» на первом месте известного рейтинга

Ernst & Young — лидер в сфере проектного финансирования

«Династия» выиграла налоговый спор

Судебная практика

Невыполнение требований уголовно-процессуального закона влечет отмену приговора

Прокурор в хозяйственном процессе

Истец должен быть определен прокурором правильно

Назначение более мягкого наказания возможно при наличии нескольких смягчающих обстоятельств

Неисполнение определения суда не всегда является преступлением

Тема номера

Реализация защитником своих прав

Как правильно облагать налогом взятки

Мои процессуальные права — мое богатство

Спасение обвиняемого...

Трибуна

О бедном специалисте замолвите слово

Так что же все-таки нам нужно в этой жизни?

Частная практика

Адвокатура заполитизирована

Юридический форум

Киевский адвокатский клуб начинает действовать

Победители названы и награждены

Інші новини

PRAVO.UA