Решения Конституционного Суда Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (325) » Решения Конституционного Суда Украины

Решения Конституционного Суда Украины

РЕШЕНИЯ
ЧТО РЕШИЛ СУД
1. Решение от 16 января 2003 года № 1-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений Конституции Автономной Республики Крым и Закона Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым» (дело о Конституции Автономной Республики Крым)» КСУ признал конституционными положения Конституции АРК, относительно которых было предъявлено представление, указав, в частности, что термин «территория Автономной Республики Крым», применяемый в тексте Конституции Автономной Республики Крым, характеризует АРК лишь как административно-территориальную единицу
2. Решение от 28 января 2003 года № 2-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Президента Украины об официальном толковании положений пункта 15 части 1 статьи 106 Конституции Украины (дело о полномочии Президента Украины реорганизовывать центральные органы исполнительной власти)» КСУ постановил следующее: «…при осуществлении полномочий относительно реорганизации министерств и иных центральных органов исполнительной власти Президент Украины по представлению премьер-министра Украины, действуя в рамках средств на содержание органов исполнительной власти, может реорганизовывать предусмотренные Конституцией Украины министерства и иные органы исполнительной власти, не изменяя названия этих органов и их основного целевого назначения…»
3. Решение от 30 января 2003 года № 3-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений части 3 статьи 120, части 6 статьи 234, части 3 статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Украины (дело о рассмотрении судом отдельных постановлений следователя и прокурора)» КСУ признал неконституционными положения части 6 статьи 234, части 3 статьи 236 УПК Украины, согласно которым жалобы на постановления следователя и прокурора о возбуждении уголовного дела относительно конкретного лица могут быть рассмотрены судом первой инстанции только при предварительном рассмотрении дела или при рассмотрении его по сути
4. Решение от 27 февраля 2003 года № 4-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Министерства внутренних дел Украины относительно официального толкования положений статьи 5 Закона Украины «О статусе ветеранов военной службы и ветеранов органов внутренних дел и их социальной защите» (дело о ветеранах органов внутренних дел)» КСУ признал ошибочной ссылку на необратимость действия во времени законов и других нормативно-правовых актов при решении вопроса о признании граждан Украины ветеранами органов внутренних дел и предоставлении им установленных Законом льгот. Если указанные законодателем основания для обретения статуса ветерана имели место до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе ветеранов военной службы и ветеранов органов внутренних дел и их социальной защите», то такие лица обязательно подпадают под действие этого Закона
5. Решение от 5 марта 2003 года № 5-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Национального банка Украины об официальном толковании положений статьи 86, части 2 статьи 89 Конституции Украины, части 2 статьи 15, части 1 статьи 16 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» (дело об обращении народных депутатов Украины в Национальный банк Украины)» КСУ постановил, что народный депутат Украины имеет право на сессии Верховного Совета Украины обратиться с запросом к председателю НБУ, а к должностным лицам НБУ — с письменным предложением (депутатским обращением) о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, а также об осуществлении надзорных действий и применении мер воздействия к банкам и лицам, охватываемым надзорной деятельностью НБУ. Полномочиями по обращению в НБУ обладает и комитет Верховного Совета Украины, если таковое связано с законопроектной работой, подготовкой и предварительным рассмотрением вопросов, отнесенных к полномочиям Верховного Совета Украины. Председатель Национального банка Украины и его должностные лица, рассматривая запрос или обращение, обязаны дать на него официальный ответ
6. Решение от 11 марта 2003 года № 6-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 73 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) осуществленного Президентом Украины права вето относительно принятого Верховным Советом Украины Закона Украины «О внесении изменений в статью 98 Конституции Украины» и предложений к нему (дело относительно права вето на Закон о внесении изменений в Конституцию Украины)» КСУ постановил, что Конституция Украины не содержит оговорок относительно невозможности осуществления Президентом Украины права вето, касающегося любых законов, принятых Верховным Советом Украины, в том числе законов о внесении изменений в Конституцию Украины
7. Решение от 10 апреля 2003 года № 7-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Президента Украины об официальном толковании положений частей 2, 3 статьи 17, части 2 статьи 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» (дело о гарантиях деятельности народного депутата Украины)» КСУ постановил, что право народного депутата Украины на безотлагательный прием состоит в приоритетности такого приема перед иными должностными лицами и гражданами. Положения Закона относительно безотлагательного приема народного депутата Украины не распространяются на Президента Украины. Право беспрепятственного доступа народного депутата следует понимать так, что оно не подлежит ограничению на основаниях подчинения, форм собственности объектов доступа, установленного на них режима секретности
8. Решение от 10 апреля 2003 года № 8-рп/2003 «По делу по конституционному обращению гражданина Сердюка Валерия Анатольевича об официальном толковании положения части 1 статьи 7 Гражданского кодекса Украинской ССР (дело о распространении сведений)» КСУ постановил, что положения части 1 статьи 7 ГК УССР следует понимать так, что изложение в письмах, заявлениях, жалобах в правоохранительный орган сведений лицом, по мнению которого должностными лицами этого органа при выполнении функциональных обязанностей были нарушены его права, не может считаться распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию этих лиц. Изложение заведомо ложных сведений влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины
9. Решение от 17 апреля 2003 года № 9-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Верховного Совета Автономной Республики Крым относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений части 7 статьи 3 Закона Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым» (дело о выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым)» КСУ признал неконституционными положения части 7 статьи 3 Закона Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым», согласно которым отдельные категории лиц могут быть зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты только при условии подачи на момент регистрации в окружную избирательную комиссию личного обязательства о прекращении исполнения служебных полномочий на период избирательной кампании
10. Решение от 28 мая 2003 года № 10-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Антимонопольного комитета Украины об официальном толковании понятия «организация распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек», употребляемого в абзаце 2 части 3 статьи 15 Закона Украины «О почтовой связи» (дело об организации распространения почтовых марок, маркированных конвертов и карточек)» КСУ постановил, что указанное в обращении понятие следует понимать как совокупность мероприятий, осуществляемых национальным оператором почтовой связи для обеспечения пользователей услуг почтовой связи и других потребителей почтовыми марками, маркированными конвертами и карточками, что предусматривает, в частности, определение порядка распространения этой продукции, а также ее реализацию как национальным оператором почтовой связи непосредственно, так и другими юридическими и физическими лицами на договорной основе согласно законодательству Украины
11. Решение от 10 июня 2003 года № 11-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» (дело о моратории на принудительную реализацию имущества)» КСУ назвал мораторий особенностью правового режима государственной собственности, а также установил, что Закон не содержит положений, неправомерно ограничивающих конкуренцию или допускающих недобросовестную конкуренцию в предпринимательской деятельности. Срок исполнения решения судов по этому вопросу продлевается Законом до усовершенствования механизма такой реализации
12. Решение от 26 июня 2003 года № 12-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 56 народных депутатов Украины об официальном толковании положений частей 1, 3 статьи 80 Конституции Украины; части 1 статьи 26, частей 1, 2, 3 статьи 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» и по конституционному представлению Министерства внутренних дел Украины об официальном толковании положений части 3 статьи 80 Конституции Украины относительно задержания народного депутата Украины (дело о гарантии депутатской неприкосновенности)» КСУ постановил, что депутатская неприкосновенность как элемент статуса народного депутата Украины служит конституционной гарантией беспрепятственного и эффективного осуществления народным депутатом Украины своих полномочий; задержание или арест народного депутата Украины возможны с согласия Верховного Совета Украины независимо от наличия его согласия на привлечение этого народного депутата Украины к уголовной ответственности; ограничения полномочий народного депутата Украины могут устанавливаться исключительно Конституцией и законами Украины
13. Решение от 3 июля 2003 года № 13-рп/2003 «По делу по конституционному обращению гражданина Дияка Ивана Васильевича и конституционному представлению 49 народных депутатов Украины об официальном толковании положения части 6 статьи 29 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» (дело о сроках обжалования нарушений во время подсчета голосов и установки результатов голосования)» КСУ признал неконституционным положение 4-го предложения части 6 статьи 29 Закона относительно невозможности обжалования неправомерных действий участковой и окружной избирательных комиссий по истечении 2 и 5 дней после дня выборов
14. Решение от 8 июля 2003 года № 14-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно тяжести преступления (дело об учете тяжести преступления при применении меры пресечения)» КСУ постановил, что статья 150 УПК касается исключительно обстоятельств, которые должны учитываться при избрании меры пресечения в каждом конкретном случае. Перечень указанных в статье 150 УПК обстоятельств не является исчерпывающим, и при определении меры пресечения учитываются как тяжесть преступления, в совершении которого лицо подозревается, обвиняется, так и другие обстоятельства
15. Решение от 8 июля 2003 года № 15-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 51 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о проведении аттестации государственных служащих» (дело об аттестации государственных служащих)» Аттестация является одним из способов проверки и оценки квалификации работника, его знаний и навыков. Она предусмотрена частью 6 статьи 96 Кодекса законов о труде Украины, положения которого распространяются и на государственных служащих с учетом особенностей, установленных Законом Украины «О государственной службе». Исходя из таких соображений, КСУ признал конституционной оспариваемую народными депутатами норму постановления КМУ
16. Решение от 14 октября 2003 года № 16-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 50 народных депутатов Украины об официальном толковании положений части 2 статьи 84, пункта 34 части 1 статьи 85, части 1 статьи 86, статьи 91 Конституции Украины, частей 2, 3, 4 статьи 15 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» (дело о направлении запроса к Президенту Украины)» В этом решении КСУ разъяснил понятия «решения» и «акты» Верховного Совета Украины. Также КСУ постановил, что направление запроса народным депутатом в органы государственной власти не требует принятия решения Верховным Советом, направление такого же запроса главе государства, напротив, требует принятия решения большинством от конституционного состава парламента
17. Решение от 23 октября 2003 года № 17-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положения части 3 статьи 30 Закона Украины «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (дело о выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов)» КСУ признал неконституционным положение части 3 статьи 30 Закона Украины «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов», согласно которому решение о регистрации кандидатов, которые самовыдвинулись по избирательным округам, принимается окружной (территориальной) избирательной комиссией при условии, если они проживают или работают на территории этих округов
18. Решение от 30 октября 2003 года № 18-рп/2003 «По делу по конституционному обращению гражданина Гулеватого Александра Ивановича об официальном толковании части 2 статьи 164 Уголовного кодекса Украины 1960 года (дело о должностных лицах предприятий, учреждений и организаций)» Согласно решению КСУ по делу по представлению г-на Гулеватого, положения части 2 статьи 164 УК 1960 года следует понимать так, что понятием «должностное лицо» охватываются должностные лица предприятий, учреждений, организаций, в том числе и коммерческих банков, независимо от формы собственности с момента вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украинской ССР, Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Украины» от 17 июня 1992 года, а не аналогичного Закона, но от 28 января 1994 года, поскольку последний лишь уточнил понятие должностного лица как субъекта служебного преступления, закрепленное в упомянутом Законе 1992 года
19. Решения от 10 декабря 2003 года № 19-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины об официальном толковании положений части 1 статьи 105, части 1 статьи 111 Конституции Украины (дело относительно неприкосновенности и импичмента Президента Украины)» Согласно постановлению КСУ, Президент Украины на время исполнения полномочий не несет уголовной ответственности; импичмент в системе конституционных институтов по своей правовой природе является внесудебным конституционным процессом, по результатам которого парламент в случае совершения преступления Президентом Украины может отстранить его с поста
20. Решение от 11 декабря 2003 года № 20-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 62 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) пункта 3 части 2 статьи 18, статей 32, 33, 34, 35, 36, 37, подпункта 5 пункта 3 раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве Украины» (дело о Кассационном суде Украины)» Учреждение Кассационного суда Украины не предусмотрено Основным Законом Украины — таким был основной аргумент КСУ при принятии им решения о признании неконституционными положений Закона «О судоустройстве Украины» в части учреждения в системе судов общей юрисдикции Кассационного суда Украины. Положения Закона о судоустройстве, признанные неконституционными, утратили силу со дня принятия Конституционным Судом решения по делу о Кассационном суде Украины
21. Решение от 25 декабря 2003 года № 21-рп/2003 «По делу по конституционному представлению Президента Украины и конституционному представлению 56 народных депутатов Украины об официальном толковании положений частей 1, 2, 3, 4 статьи 118, части 3 статьи 133, частей 1, 2, 3 статьи 140, части 2 статьи 141 Конституции Украины, статьи 23, пункта 3 части 1 статьи 30 Закона Украины «О государственной службе», статей 12, 79 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине», статей 10, 13, 16, пункта 2 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве», статей 8, 10 Закона Украины «О местных государственных администрациях», статьи 18 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления (дело об особенностях осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в городе Киеве)» КСУ постановил, что по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, Киевская городская государственная администрация подотчетна и подконтрольна Киевскому городскому совету, а по вопросам осуществления полномочий в сфере исполнительной власти — Кабинету Министров Украины. Киевскую городскую государственную администрацию может возглавлять лицо, назначаемое на эту должность Президентом Украины. Как председатель Киевской городской государственной администрации киевский городской голова по вопросам осуществления исполнительной власти является ответственным перед Президентом Украины и КМУ, подотчетным и подконтрольным последнему. На киевского городского голову не распространяются требования о предельном возрасте пребывания на государственной службе
22. Решение от 25 декабря 2003 года № 22-рп/2003 «По делу по конституционному представлению 53 и 47 народных депутатов Украины об официальном толковании положения части 3 статьи 103 Конституции Украины (дело относительно сроков пребывания на посту Президента Украины)» Согласно части 3 статьи 103 Конституции Украины, одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков подряд. Именно поэтому КСУ своим решением от 25 декабря 2003 года постановил, что лицо, впервые избранное Президентом Украины по действующей Конституции Украины в 1999 году, имеет право баллотироваться на очередных выборах Президента Украины в 2004 году, поскольку Конституция, наряду с иными нормативно-правовыми актами, не имеет обратного действия во времени
Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

«ЮП» о себе

Реклама в «ЮП»: зачем и почем?

Объем + качество = успех

Журналистский автопортрет

Государственная практика

Нормальное помещение — мечта судов

Деловая практика

Так что же это за штраф?

Законодательная практика

Пробудятся ли нотариусы?

КСУ 2003: итоги деятельности

Конституционная юстиция в странах мира

Самые «беспокойные» субъекты

Взгляд практиков на работу суда

Представительство на постоянной основе

Ретроспектива работы КСУ в 2003 году

Решения Конституционного Суда Украины

Тогда считать мы стали раны...

Неделя права

Вспомогательные помещения — это совместная собственность

Украинские рынки капитала уже интересуют иностранных инвесторов

Минюст: арест счетов возможен без дополнительной санкции суда

Идет работа над АПК

Смена председателя во ВСЮ

Новости делового мира

Права проверяющих изменились

Отчетность доверительных обществ

Приватизационные вопросы

Новости законотворчества

Спецзащита распространена на сотрудников ГКЦБФР

В составе тендерной комиссии — новые лица

Деятельность прокуратуры гармонизируется

Новости из-за рубежа

Германия готовится приоткрыть тайну

Eastman Kodak подала в суд на Sony

В ЕС принят новый закон против пиратов

Новости профессии

КСУ разобрался с образованием

Создан Совет председателей судов, решающих споры в области экономики

Александр Лавринович: «УПК не действует»

Нотариальные новшества

В Академии адвокатуры Украины состоялся круглый стол

Новости юридических фирм

«Магистр & Партнеры» выступила юридическим советником в крупном проекте

«Baker & McKenzie» на первом месте известного рейтинга

Ernst & Young — лидер в сфере проектного финансирования

«Династия» выиграла налоговый спор

Судебная практика

Невыполнение требований уголовно-процессуального закона влечет отмену приговора

Прокурор в хозяйственном процессе

Истец должен быть определен прокурором правильно

Назначение более мягкого наказания возможно при наличии нескольких смягчающих обстоятельств

Неисполнение определения суда не всегда является преступлением

Тема номера

Реализация защитником своих прав

Как правильно облагать налогом взятки

Мои процессуальные права — мое богатство

Спасение обвиняемого...

Трибуна

О бедном специалисте замолвите слово

Так что же все-таки нам нужно в этой жизни?

Частная практика

Адвокатура заполитизирована

Юридический форум

Киевский адвокатский клуб начинает действовать

Победители названы и награждены

Інші новини

PRAVO.UA