Пансионат «Изумруд», расположенный в г. Севастополе, в качестве структурного подразделения входит в состав производственного объединения «Укруглегеология» Министерства топлива и энергетики Украины. В состав этого же объединения входят еще пять структурных подразделений (схема прилагается).
В связи с этим возникает вопрос, что считать целостным имущественным комплексом (ЦИК). Либо таковым является все предприятие производственного объединения «Укруглегеология» (ПО «Укруглегеология»), либо можно считать, что оно состоит из ЦИК структурных подразделений, входящих в состав ПО «Укруглегеология».
В статье 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10 апреля 1992 года дана характеристика ЦИК как предприятий в целом, так и их структурных подразделений. Пансионат «Изумруд» является хозяйственным объектом с завершенным циклом производства туристических услуг на земельном участке, на котором он размещен, автономными инженерными коммуникациями, системой энергоснабжения.
В пункте 1 статьи 8 этого же Закона указано, что инициативу относительно аренды структурного подразделения должно поддержать более половины состава трудового коллектива этого подразделения.
Руководство ПО «Укруглегеология» считает, что решение трудового коллектива пансионата «Изумруд» относительно аренды структурного подразделения пансионата должны поддержать более половины трудящихся всего ПО «Укруглегеология». А в пункте 7 разъяснения к упомянутому Закону Президиума Высшего арбитражного суда Украины № 02-5/237 от 25 мая 2000 года указано, что когда речь идет об аренде имущества структурного подразделения, этого не требуется, достаточно простого большинства голосов членов трудового коллектива этого структурного подразделения.
Так ли это?
В отношении запроса пансионата «Изумруд» (г. Севастополь) можно сообщить следующее.
Статья 4 «Объекты аренды» Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» устанавливает, что целостным имущественным комплексом (ЦИК) является хозяйственный объект с законченным циклом производства продукции (работ, услуг) с предоставленным ему земельным участком, на котором этот объект размещён, автономными инженерными коммуникациями, системой обеспечения энергией.
Указанная норма предусматривает, что в качестве ЦИК (то есть отдельного объекта арендных правоотношений) может пониматься имущество не только всего предприятия, но и его структурных подразделений (филиалов, цехов и участков).
В данном случае различные структурные подразделения ПО «Укруглегеология» находятся в различных частях Украины (г. Донецк; г. Брянка, г. Горловка, г. Макеевка (Луганская область); г. Севастополь; г. Владимир-Волынский). Эти структурные подразделения расположены на различных земельных участках, имеют разные инженерные коммуникации, общая система обеспечения энергией у них отсутствует.
Таким образом, имущество пансионата «Изумруд» представляет собой ЦИК в случае, если оно, удовлетворяя требованиям законодательства (наличие земельного участка, автономных инженерных коммуникаций, системы обеспечения энергией), может быть использовано для оказания законченного цикла туристических услуг (например, для обеспечения отдыха по путевкам, остановок туристических групп для ночлега и отдыха и т.д.).
Первое предложение части 1 статьи 8 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» содержит несколько противоречивые положения, в соответствии с которыми решение трудового коллектива предприятия (следует, вероятно, понимать — всего предприятия), его структурного подразделения об аренде ЦИК считается принятым, если за него проголосовало более половины членов трудового коллектива предприятия.
Если речь идет о ЦИК всего предприятия, ясно, что решение должен принимать весь трудовой коллектив.
Однако как быть, если в аренду передается ЦИК структурного подразделения?
Неужели решение трудового коллектива структурного подразделения считается принятым, если за него проголосует большинство трудового коллектива всего предприятия? Подобное толкование содержит внутреннее противоречие: в то время как субъектом принятия решения является трудовой коллектив только структурного подразделения, законодатель упоминает о большинстве трудового коллектива всего предприятия.
Второе предложение части 1 статьи 8 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» однозначно констатирует, что инициативу в отношении передачи структурного подразделения в аренду (следует, вероятно, понимать — всего имущества структурного подразделения, то есть его ЦИК) должно поддержать более половины состава трудового коллектива этого подразделения.
Таким образом, инициатива по вопросу передачи в аренду структурного подразделения предприятия должна исходить от коллектива этого подразделения, более того, эта инициатива оформляется неким голосованием.
Пункт 7 разъяснения президиума Высшего арбитражного суда Украины от 25 мая 2000 года № 02-5/237 «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» не устраняет этих очевидных противоречий: в то время как абзац 2 пункта 7 констатирует, что если речь идет об аренде имущества (не уточняя, имеется ли в виду ЦИК или любое имущество) структурного подразделения предприятия, согласие всего коллектива предприятия не требуется, так как достаточно простого большинства голосов членов трудового коллектива этого структурного подразделения, абзац 1 того же пункта пересказывает другими словами первое предложение части 1 статьи 8 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества».
Следует отметить, что Закон вообще не рассматривает возможности передачи в аренду хозяйственному обществу, созданному трудовым коллективом, индивидуально-определенного имущества, речь идет исключительно об аренде ЦИК (как следствие, соответствующее предприятие либо его структурное подразделение прекращает деятельность). Можно сделать вывод о том, что президиум ВАСУ констатировал достаточность простого большинства голосов членов трудового коллектива структурного подразделения для принятия решения об аренде ЦИК соответствующего структурного подразделения.
Таким образом, грамматическое толкование первого предложения части 1 статьи 8 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (очевидная бессмыслица: «решение коллектива структурного подразделения» принимается «большинством коллектива всего предприятия»), в соединении с системным толкованием первого и второго предложений (при отсутствии решения проблемы в первом предложении второе предложение оговаривает необходимость проведения трудовым коллективом структурного подразделения голосования об «инициировании» аренды), учитывая оговорку разъяснения Президиума ВАСУ о достаточности простого большинства голосов членов трудового коллектива структурного подразделения для принятия решения об аренде ЦИК структурного подразделения, позволяет сделать следующий вывод. Вполне приемлемо понимание норм, предполагающее, что решение об аренде ЦИК структурного подразделения должен принимать трудовой коллектив самого структурного подразделения.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…