Деловая репутация – главный актив компании — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №10 » Репутационный иск

Репутационный иск

Деловая репутация – главный нематериальным актив компании

Рубрика Тема номера
Необходимо своевременно и эффективно реагировать 
на попытки дискредитации компании, чтобы не запустить процесс 
фактического уничтожения деловой репутации

В современных бизнесреалиях деловая репутация становится чуть ли не главным нематериальным активом компании — именно этот актив является определяющим фактором успешности предпринимательской деятельности. От наличия безупречной деловой репутации напрямую зависит установление деловых и коммерческих связей, развитие различных направлений деятельности, принятие решений клиентом о сотрудничестве с конкретной фирмой. О деловой репутации заботятся все без исключения предприниматели в Украине: от физического лица — предпринимателя до крупных предприятий со сложной структурой собственности.

Досье на контрагента

В экономическом понимании, деловая репутация организации — это разница между ценой покупки организации и ее собственным капиталом. Иными словами, то или иное предприятие покупает чтолибо сверх балансовой стоимости его материальных активов, именно исходя из позитивных оценок на рынке его деловых качеств.

В юридическом понимании деловая репутация — это оценка деятельности субъекта предпринимательства, основанная на выводах относительно деловых качеств и нравственного облика этих субъектов, соблюдения ими требований законодательства и надлежащего исполнения обязательств перед деловыми партнерами и потребителями.

Определение деловой репутации на законодательном уровне отсутствует; единственное определение этого понятия в свое время дал Пленум Верховного Суда Украины в постановлении «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица» от 27 февраля 2009 года  1 (постановление  1). Согласно пункту 4 постановления  1 под деловой репутацией юридического лица понимается оценка предпринимательской, общественной, профессиональной или иной деятельности, которую осуществляет такое лицо как участник общественных отношений.

Таким образом, деловая репутация является важнейшим показателем успешности предприятия, в связи с чем добросовестное ведение бизнеса, соблюдение законодательства и забота о положительных отзывах и оценках клиентов и контрагентов — must-do сознательного предпринимателя.

Тем не менее, как ни старайся вести бизнес добросовестно, могут произойти непредвиденные ситуации распространения недостоверной информации о предприятии, что негативно влияет на деловую репутацию. И речь даже не об одиночных отзывах клиентов, а о безобидной (на первый взгляд) и даже полезной услуге — предоставлении так называемого досье на контрагента.

В последнее время в бизнессообществе очень популярными стали интернетресурсы сбора и предоставления информации о контрагентах: сегодня любое лицо может получить информацию по всем интересующим вопросам, начиная от финансовых показателей фирмы и заканчивая уголовными делами. Уже нет необходимости самому искать информацию по всем доступным реестрам, чтобы оценить добросовестность компании, — достаточно приобрести доступ к сайту, и все досье контрагента будет предоставлено в считанные минуты.

Безусловно, такие ресурсы являются полезными для быстрого анализа будущего контрагента на предмет законопослушности и добросовестности. Вместе с тем следует признать, что такие платформы работают достаточно формально и уровень анализа информации из всех открытых источников оставляет желать лучшего.

Довольно часто возникают ситуации, когда такие аналитические платформы надлежащим образом не фильтруют информацию из общедоступных источников на предмет ее качества и пользы для контрагента и выдают в качестве результата, к примеру, наличие информации о запрашиваемой фирме, что она, якобы, является стороной уголовного производства.

Получив, скажем, информацию из Единого государственного реестра судебных решений об одномединственном определении следственного судьи о получении временного доступа к вещам и документам, где указана фабула  о «причастности сотрудников к совершению преступления», платформа сообщает о том, что компания является «стороной уголовного производства» или «фигурантом». В дальнейшем, конечно, после проведения определенных следственных действий оказывается, что эта компания никоим образом не причастна к совершению уголовного преступления.

Аналитическая платформа же не учитывает, что информация, указанная в ходатайстве следователя, не нашла своего подтверждения и производство по делу, к примеру, уже закрыто. И выдает этот документ как основание утверждать, что предприятие «замешано в уголовных схемах». Соответствует ли это действительности? Конечно, нет. Помогла ли такая информация пользователю, дала ли она объективный расклад обстоятельств этого вопроса? Нет. Будет ли пользователь в дальнейшем сотрудничать с предприятием, которое «имеет отношение к уголовному делу», если примет эту информацию к сведению? Скорее всего, нет.

Таким образом, довольно полезный на первый взгляд информационноаналитический ресурс может не только не помочь, но и навредить как пользователю (в силу дезинформации последнего), так и  фирме, о которой распространена негативная и недостоверная информация.

Считаем, что в такой ситуации следует защищать свою деловую репутацию, поскольку информация о компании не является правдивой и негативно влияет на оценку деловых качеств.

Как защищаться

Защита деловой репутации в таком случае может происходить различными способами, такими как самозащита, административный способ и судебный.

В рамках самозащиты следует обратиться к обладателю ресурса с официальной претензией, в которой указать, какая конкретная информация не соответствует действительности, чем это возможно подтвердить, а также отметить, что вы просите опровергнуть указанную информацию и/или изъять такую информацию с сайта. При этом следует внимательно подойти к вопросу, к кому обращаться. Обычно владелец ресурса указывает свои контактные данные и наименование организации. Тем не менее, если по какимто причинам идентифицирующие данные отсутствуют, обратиться можно непосредственно к собственнику домена, которого, в свою очередь, можно установить, получив справку в Центре компетенции адресного пространства украинского сегмента сети интернет.

Кроме того, если у вашей компании есть свой сайт, можно разместить опровержение, указав, что информация по соответствующей ссылке, распространенная другим вебресурсом, является недостоверной. Таким образом, это даст понять, что вы в курсе ситуации и оперативно отреагировали на дезинформацию, чем сможете вовремя успокоить партнеров и клиентов.

В административном порядке возможным представляется обращение в Антимонопольный комитет Украины с заявлением о нарушении права на неприкосновенность деловой репутации и дискредитации субъекта хозяйствования. Согласно статье 8 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» одним из видов недобросовестной конкуренции является дискредитация субъекта хозяйствования, то есть распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью предприятия, что причинило или могло причинить вред деловой репутации предприятия.

Отметим, что конструкция этой нормы не учитывает наличия умысла на совершение таких действий, в связи с чем за распространение неправдивой информации даже по неосторожности (как это и происходит на таких аналитических платформах) все равно может наступить ответственность за дискредитацию.

Обращение с таким заявление может стимулировать владельцев подобных ресурсов более тщательно отладить процессы аналитики и сортировки информации на предмет релевантности и действительности и даже упредить непреднамеренное распространение негативной информации в отношении предприятий.

Самым главным способом защиты является подача судебного иска к владельцу информационного ресурса. Как и в любом другом судебном деле о защите чести, достоинства и деловой репутации, необходимо доказать наличие всех четырех элементов состава правонарушения, как указал Пленум Верховного Суда Украины в постановлении  1:

1) наличие факта распространения информации (его можно доказать путем получения протокола фиксации содержимого вебстраницы в Центре компетенции адресного пространства украинского сегмента сети интернет или же с помощью протокола осмотра вебстраницы адвокатом, составленного в порядке статьи 20 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

2) распространение  информации о конкретном юридическом лице (в практике такие аналитические платформы четко указывают компанию, ее полное наименование и идентификационный код юридического лица, поэтому этот элемент будет проще всего доказать);

3) распространение недостоверной информации (доказательственная база по этому элементу будет зависеть от конкретного случая и характера информации);

4) распространение негативной информации (необходимо доказать наличие причиненного вреда деловой репутации именно изза распространенной информации. Такими доказательствами могут быть экспертизы оценки ущерба, письма контрагентов, отзывы клиентов на сайтах, новости в СМИ и пр.).

При наличии правовой позиции и собранных доказательств по всем четырем элементам правонарушения можно утверждать, что шанс на позитивное разрешение судебного спора существенно повысится. Отметим, что судебная практика по этим делам неоднозначная, тем не менее положительные решения судов в таких спорах есть.

Реагировать эффективно

В завершение отметим, что защита деловой репутации в свете глобализации и развития информационноаналитических платформ является важным аспектом защиты бизнеса. Необходимо своевременно и эффективно реагировать на дискредитацию компании, чтобы не запустить процесс фактического уничтожения деловой репутации, так как информация в интернете распространяется молниеносно.

Пользователям вебресурсов рекомендуем внимательно изучать информацию, полученную на сайтах, поскольку она не всегда является полной, актуальной и достоверной. А владельцам таких ресурсов желаем более тщательно подходить к анализу полученной информации и качественно наполнять базы данных о компаниях, дабы не навредить добросовестному предпринимателю и не быть вовлеченным в административные и судебные споры.

Отчетливо понимая истинное предназначение таких вебстраниц — обнародование только качественной и проверенной информации, владельцы информационноаналитических платформ смогут не только не причинять вред деловой репутации компаний, но и создать действительно полезный ресурс, эффективно и быстро предоставляющий полное досье о той или иной компании.

ДЕМЧЕНКО Юрий управляющий партнер АО Litigation Group, гКиев,

СИЛИНА Марина адвокат АО Litigation Group, гКиев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA