Постановлением Правления Национального банка Украины «Об утверждении Положения об особенностях реорганизации банка по решению его собственников» № 189 от 27 июня с.г., вступившим в силу 29 сентября с.г., предусматривается порядок предоставления Национальным банком Украины (НБУ) разрешения на добровольную реорганизацию банка по решению его собственников и утверждения плана реорганизации, особенности согласования статутов банков-правопреемников, выдачи им банковской лицензии и письменного разрешения на осуществление операций, внесения соответствующих записей в Государственный реестр банков в связи с реорганизацией банка. Кроме того, установлено, что банки, которые реорганизовываются в открытые акционерные общества с целью приведения своей организационно-правовой формы в соответствие с законодательством Украины, осуществляют свою реорганизацию без получения разрешения НБУ.
Так, банк, который реорганизовывается, и банк-правопреемник для получения разрешения НБУ на реорганизацию и утверждение плана реорганизации предоставляют НБУ или территориальному управлению НБУ по местонахождению банка, который реорганизовывается, и банка-правопреемника следующие документы:
— заявление о предоставлении разрешения на реорганизацию, подписанное председателем наблюдательного совета и председателем правления каждого из банков-участников реорганизации. В нем должен быть указан способ реорганизации, будущее местонахождение банка-правопреемника, перечень всех документов, прилагающихся к заявлению;
— обоснование, расчеты и прогнозированный баланс банка-правопреемника, которые бы удостоверяли наступление позитивных последствий для вкладчиков и других кредиторов банка-правопреемника;
— протоколы общих собраний участников;
— план реорганизации банка;
— решение наблюдательного совета банка относительно реорганизации дочернего банка;
— копию платежного документа о внесении платы за услуги, предоставляющиеся согласно комментируемому Положению и в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими перечень услуг и тарифов за их предоставление.
План реорганизации может составляться с учетом требований относительно оценки деятельности обособленных подразделений и дочерних предприятий банка, который реорганизовывается. Такой план утверждается общим собранием участников банка, который реорганизовывается, а также банка-правопреемника в случае осуществления реорганизации путем присоединения. Также установлено, что банки, которые реорганизовываются путем слияния или присоединения, кроме уже упомянутых документов, для получения разрешения НБУ должны предоставить соглашение о слиянии/присоединении, заключенное банками, которые реорганизовываются, а также заключение и/или соответствующее разрешение Антимонопольного комитета Украины в случаях, предусмотренных законодательством.
Соответствующее территориальное управление в недельный срок со дня даты получения документов, предоставленных банком, отправляет в НБУ соответствующие документы, информацию относительно их комплектности, а в течение двухнедельного срока отправляет НБУ заключение относительно целесообразности проведения реорганизации. Необходимый пакет документов после поступления в НБУ проверяется на предмет соответствия требованиям банковского законодательства. О принятии решения о предоставлении разрешения на реорганизацию НБУ уведомляет банк письмом, подписанным заместителем председателя НБУ — куратором службы банковского надзора в соответствии с функциональным распределением обязанностей или лицом, исполняющим его обязанности.
Комментируемым документом также предусматриваются случаи, в которых Национальный банк Украины имеет право отказать в реорганизации:
— если проведение реорганизации банка угрожает интересам кредиторов и вкладчиков;
— документы, предоставленные для получения разрешения на реорганизацию, содержат недостоверную информацию;
— предоставлен неполный пакет документов, или эти документы не соответствуют требованиям банковского законодательства;
— участникам банков, которые проводят реорганизацию, отказано в предоставлении разрешения на приобретение существенного участия в банке.
После получения разрешения НБУ банк, который реорганизовывается, на протяжении десяти рабочих дней уведомляет НБУ о внесении в Единый государственный реестр записи о решении общего собрания участников банка относительно его прекращения путем реорганизации, а также копию такого решения. В случае проведения реорганизации путем слияния, присоединения или превращения составляет передаточный акт, а в случае проведения реорганизации путем деления или выделения — разделительный баланс. Финансовая отчетность банка, который реорганизовывается, на дату составления передаточного акта/разделительного баланса проверяется аудитором в соответствии с законодательством. Такая проверка осуществляется за период от последней аудиторской проверки до даты, на которую составляется передаточный акт/разделительный баланс. Общее собрание банка-правопреемника проводится не позднее чем через месяц после составления передаточного акта/разделительного баланса. В протоколе такого собрания участников банка-правопреемника, кроме определенного в нормативно-правовом акте о регистрации банка, должно содержаться также решение о создании банка вследствие реорганизации, утверждение передаточного акта/разделительного баланса (с приложением его к протоколу), а также утверждение баланса банка-правопреемника, составленного на основании передаточного акта/разделительного баланса банков, которые реорганизовываются (с приложением его к протоколу).
Кроме того, установлено, что в случае реорганизации путем превращения учредительный договор в НБУ не подается, а если при реорганизации путем превращения остаются без изменений направления деятельности и перечень операций банка, то в НБУ нет необходимости предоставлять бизнес-план. Также установлено, что не нужно подавать в НБУ документы относительно согласования назначений руководителей банка-правопреемника, подтверждения их профессиональной пригодности и безупречной деловой репутации, если такие руководители являются руководителями банка, который реорганизовывается.
После завершения процедуры реорганизации банк, который реорганизовывается, для исключения его из Государственного реестра банков подает в НБУ (или соответствующее территориальное управление) следующие документы:
— копию свидетельства о государственной регистрации банка-правопреемника и копию его устава с отметкой государственного регистратора (такой документ не является необходимым для банков, совершающих реорганизацию путем присоединения);
— информацию о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате реорганизации.
Если же банк реорганизовывается путем слияния, деления, выделения, превращения, то он подает соответствующие документы после проведения государственной регистрации и внесения в Государственный реестр банков записи о регистрации банка-правопреемника. После чего соответствующее территориальное управление в недельный срок со дня даты получения указанных документов от банка направляет их в НБУ вместе с информацией относительно их комплектности. После внесения в Государственный реестр банков записей относительно исключения банка, который реорганизовывается, из этого реестра и о регистрации банка-правопреемника, соответствующие записи также вносятся в Справочник участников системы электронных платежей НБУ и Электронный технологический справочник банков Украины и других учреждений.
В целом, стоит отметить, что данным Порядком НБУ предусмотрены некоторые нюансы процедуры добровольной реорганизации банка, а также, что немаловажно, определены сроки, на протяжении которых будет осуществляться такая реорганизация.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…