Уже не первый год в стенах украинского парламента разрабатывается пакет законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией. Напомним, что в сентябре 2006 года Президент Украины внес на рассмотрение Верховного Совета Украины пакет из шести «антикоррупционных» законопроектов, три из которых в декабре того же года были приняты в первом чтении. Дальнейшая работа над законопроектами затянулась почти на 2 года, и только 16 октября с.г. профильный комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией рекомендовал парламенту принять законопроекты «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за коррупционные правонарушения», «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» во втором чтении и в целом. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что доработанные законопроекты все равно далеки от совершенства, что может негативно повлиять или даже сделает невозможной их практическую реализацию.
Усиление ответственности или декриминализация?
Специалисты Верховного Суда Украины в своем заключении на проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за коррупционные правонарушения», которым предусматривается внесение изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях, в частности, отмечают, что дополнение УК новым разделом является нецелесообразным, поскольку существенно изменит содержание, структуру и терминологию Особой части УК, что повлияет на практику применения его норм. Так, предложенное определение термина «служебное лицо» будет конкурировать с уже существующими определениями. Кроме того, дополнение УК новым разделом нецелесообразно еще и потому, что предусмотренные в «новых» статьях деяния уже криминализированы, причем установлен более высокий уровень ответственности, чем это предусмотрено проектом. То есть, по мнению ВСУ, более рациональным может быть усовершенствование УК путем внесения изменений в раздел Особой части кодекса, посвященный преступлениям в сфере служебной деятельности.
Неосновательные «основы»
Центральным, системообразующим законопроектом антикоррупционного пакета является законопроект «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Его целью является усовершенствование законодательства Украины о предотвращении, выявлении и прекращении коррупции в публичной и частной сферах, возмещение причиненного коррупционными правонарушениями вреда, возобновление прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства, а также регулирование международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции.
Одним из проблемных мест не только этого проекта, но и всего пакета является употребление разной терминологии, которая значительно осложняет толкование его положений, а недостатки в употреблении терминов, которые были в предыдущих редакциях отмеченных законопроектов, устранены не полностью. В частности, нуждаются в унификации термины, которые определяют предмет коррупционных правонарушений. Также достаточно сложно дается определение и дифференциация субъектов коррупционных правонарушений. Кроме того, в тексте законопроектов постоянно употребляется термин «юридические лица частного права», хотя, по мнению специалистов, указанное понятие еще не конкретизировано ни в законах Украины, ни в теории гражданского права, а его реальный объем не определен практикой, что, безусловно, повлияет на правильное его применение.
Нормы законопроекта «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» достаточно противоречивы, и, несмотря на то что по результатам подготовки ко второму чтению большинство наиболее явных противоречий и несогласованностей были устранены, о целостном акте, вписывающемся в систему украинского законодательства, говорить не приходится. Хотя бы даже потому, что в нем четко не определен орган государственной власти, ответственный за координацию деятельности органов государственной власти относительно предотвращения и противодействия коррупции, также не регламентирована деятельность специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции. То есть в случае принятия «Основы» рискуют остаться только на бумаге, без их практического воплощения и без какого-либо влияния на состояние коррупции на Украине.
Юрлиц — к ответственности?
Действующим законодательством Украины уже установлена ответственность юридических лиц за совершение правонарушений, а предусмотренные в таких случаях санкции, которые могут быть применены к юридическим лицам, тождественные по строгости санкциям уголовного закона. Такие санкции для юридических лиц предусмотрены, в частности, законами Украины «О защите экономической конкуренции», «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «О банках и банковской деятельности», «О защите прав потребителей», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О ветеринарной медицине», «О государственном контроле за международными передачами товаров военного назначения и двойного использования», «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» и так далее.
Целью законопроекта «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» является установление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений, а также определение порядка привлечения к ответственности, в частности путем определения круга коррупционных правонарушений, за совершение которых юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, определение оснований этой ответственности и порядка производства по делам о коррупционных правонарушениях юридических лиц.
Но положения соответствующего законопроекта нуждаются в существенной доработке. Так, не определены особенности действия закона во времени, пространстве; понятие и особенности вины юридического лица в совершении правонарушения; обстоятельства, которые исключают наличие в деянии юридического лица коррупционного правонарушения; обстоятельства, которые обременяют и смягчают ответственность юридических лиц.
В законопроекте, кроме того, необходимо предусмотреть основания для освобождения юридического лица от ответственности за коррупционное правонарушение, например: когда относительно соответствующего физического или юридического лица имело место вымогание взятки или благ; когда имел место «эксцесс» соответствующего физического лица, то есть установлено, что такое лицо при совершении им преступления действовало вопреки решениям или инструкциям своих руководителей, владельцев юридического лица или его руководящего органа; когда соответствующее физическое лицо действовало «от имени и в интересах» юридического лица, но по собственной инициативе, а впоследствии добровольно заявило о совершении им преступления и было освобождено от ответственности в соответствии с положениями УК.
Законопроект предусматривает такие виды взысканий для юридических лиц, как штраф, запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация имущества и ликвидация юридического лица. Однако отметим, что в законопроекте «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» содержится более полный перечень, в который, в частности, включены: запрет юридическим лицам, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, осуществлять деятельность от имени государства или любую другую по предоставлению государственных услуг на договорных основах; предание огласке информации о привлечении юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения. Очевидно, что нормы «пакетных» законопроектов должны быть согласованы по крайней мере между собой, а уже потом можно говорить об их принятии.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…