Как показывает статистика Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), количество нарушений в сфере недобросовестной конкуренции за последние четыре года постоянно растет. За прошлый год Комитет оштрафовал нарушителей на сумму 2,1 млн грн. При этом более 87 % случаев являются распространением в виде рекламы информации, которая вводит в заблуждение потребителя. Правоотношения в сфере рекламы подпадают под действие законодательства о защите экономической конкуренции, а именно: АМКУ уполномочен выявлять нарушения в этой сфере, привлекая к ответственности виновных лиц.
Сегодня сложно представить построение эффективного и успешного бизнеса без рекламы. В то же время субъектам хозяйствования не стоит забывать о том, что не всякая реклама является допустимой и что нарушение требований законодательства о рекламе может иметь серьезные негативные последствия.
Прежде всего, следует обратить внимание на правовые основания для деятельности АМКУ по контролю над рекламой субъектов хозяйствования. Так, согласно Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», под понятие недобросовестной конкуренции подпадает создание преград субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции. Последнее явление включает в себя распространение информации, вводящей в заблуждение.
Согласно статье 15-1 указанного Закона, распространением информации, вводящей в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования непосредственно либо через иное лицо одному, нескольким лицам либо неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, неправдивых сведений, в частности вследствие выбранного способа их изложения, умалчивания отдельных фактов или неточностей формулировок, которые повлияли либо могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) либо реализации (продажи, поставки, исполнения, предоставления) товаров, работ, услуг этого субъекта хозяйствования.
Закон также конкретизирует отдельные виды информации, вводящей в заблуждение, среди которой выделяет сведения:
— содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о происхождении товара, производителе, продавце, способе изготовления, источниках и способе приобретения, реализации, количестве, потребительских свойствах, качестве, комплектности, пригодности к применению, стандартах, характеристике, особенностях реализации товаров, работ, услуг, цене и скидках на них, а также о существенных условиях договора;
— содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о финансовом состоянии или хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования;
— приписывающие полномочия либо права, которых не имеют, либо отношения, в которых не пребывают;
— содержащие ссылки на объемы производства, приобретения, продаж или поставок товаров, выполнения работ, предоставления услуг, которых фактически не было на день распространения информации.
Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» в качестве недобросовестной конкуренции рассматривает также сравнительную рекламу, под которой, согласно статье 7 Закона, понимает рекламу, содержащую сравнение с товарами, работами, услугами либо деятельностью иного субъекта хозяйствования. Исключением из этого правила являются случаи сравнения в рекламе, если указанная информация о товарах, работах, услугах подтверждена фактическими данными и является достоверной, объективной, а также полезной для потребителей.
Практика АМКУ по выявлению подобных нарушений и привлечению виновных в их совершении субъектов хозяйствования к ответственности достаточно часто публикуется в открытых источниках, в том числе на официальном веб-сайте АМКУ.
Так, в январе 2012 года Луганское областное территориальное отделение АМКУ оштрафовало дочерние предприятия ООО «Фокстрот» за рекламу, вводящую в заблуждение, на общую сумму 427 тыс. грн. Суть нарушения заключалась в распространении ложной информации относительно условий предоставления кредитов в сети магазинов данного предприятия. Потребителям был обещан «кредит на все группы товаров под 0 % без комиссий, страхования и других скрытых условий. Экологичный!». Однако выяснилось, что потребители, воспользовавшись указанным кредитом, переплачивали около 10 % от стоимости товара. Ответчики признали свою вину и прекратили нарушения.
В марте 2012 года АМКУ оштрафовал ООО «Почтовый каталог» (г. Киев) на 170 тыс. грн за недобросовестную конкуренцию в виде распространения обманчивой информации. Как установил Комитет, реализатор товаров широкого потребления в собственных рекламных материалах указывал неправдивую и нечетко сформулированную информацию о розыгрыше и получении призов — в рекламной листовке вместе с фото людей отмечалось: «80 000 гривен помогут вам осуществить все ваши мечты! Вот несколько примеров, как распорядиться деньгами. Из опыта наших победителей». Но в качестве примеров использовалась информация об опыте якобы победителей акций российских компаний, без уточнения каких именно.
В то же время реклама розыгрыша от этой же компании специального приза — стиральной машины — создавала у рядового потребителя впечатление, что он может получить выигрыш бесплатно при покупке товаров из каталога на сумму от 160 грн и при наличии под защитным покрытием соответствующей комбинации. На самом деле, как было написано внутри конверта сложным для прочтения шрифтом, потребитель, заказав продукцию из каталога на указанную сумму, получит лишь подарок-сюрприз, который определяется обществом.
В рекламе другой акции — «Привилегированный чек» — сообщалось: «Вручение приза гарантировано на 100 %» и отмечалось, что потребитель получит приз, отправив запрос в течение 10 дней. Однако никакого способа фиксации даты вручения письма общество не предусмотрело. При этом вследствие специфического изложения информации у потребителя формировалось впечатление, что именно он является победителем розыгрыша 80 тыс. грн. Но в действительности гарантировалось только право на участие в акции.
Комитет обязал нарушителя прекратить неправомерные действия, вводящие граждан в заблуждение.
Органы АМКУ особое внимание уделяют и рекламе продуктов питания. Еще в 2010 году Комитет обязал 12 производителей спредов, в том числе ЗАО «Галичина», указывать на лицевой поверхности упаковки вид товара — «спред». При отсутствии такой информации потребители легко могли спутать продукцию с маслом. Однако в апреле—мае прошлого года в торговой сети были обнаружены спреды «Две коровки» и «Буский» производства ЗАО «Галичина», на лицевой стороне обложки которых, как и ранее, не был указан вид продукции. АМКУ оштрафовал компанию-правонарушителя на 50 тыс. грн за распространение неполной информации об указанных спредах, которая вводила потребителей в заблуждение. Как сообщает Комитет, на сегодня компания прекратила нарушение, предоставив АМКУ оригиналы новых этикеток, на лицевой поверхности которых содержится информация: «Спред сладкосливочный пастеризованный 72,5 %».
Следует отметить, что санкции, предусмотренные законодательством за нарушение экономической конкуренции, в том числе в отношении распространения вводящей в заблуждение информации либо сравнительной рекламы, могут быть достаточно существенными. В соответствии со статьей 21 Закона «О защите от недобросовестной конкуренции» осуществление субъектами хозяйствования действий, определенных Законом как недобросовестная конкуренция, влечет за собой наложение штрафа. Его размер составляет до пяти процентов дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний календарный год, который предшествовал году, в котором налагается штраф.
Если дохода (выручки) нет, либо ответчик на требование органов АМКУ, председателя его территориального отделения не предоставил сведений о размере дохода (выручки), штраф налагается в размере до десяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Cумма штрафа зачисляется в государственный бюджет. При этом виновное в совершении правонарушения лицо также обязано возместить вред, причиненный третьим лицам вследствие действий, квалифицированных как недобросовестная конкуренция.
В случае установления факта дискредитации субъекта хозяйствования органы АМКУ имеют право принять решение об официальном опровержении за счет нарушителя распространенных им неправдивых, неточных либо неполных сведений в срок и способом, определенными законодательством либо таким решением.
Во избежание сложностей в определении соответствия той или иной рекламы требованиям закона, в 2011 году были приняты поправки к Закону Украины «О защите экономической конкуренции», которые должны помочь субъектам хозяйствования не стать нарушителями конкурентного законодательства. Так, согласно статье 14 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», с целью предотвращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, повышения предсказуемости его применения, АМКУ (или административная коллегия Комитета) может предоставлять субъектам хозяйствования на основании предоставленной ими информации выводы в форме рекомендательных разъяснений относительно соответствия действий субъектов хозяйствования положениям статей 6, 10 и 13 настоящего Закона и статьи 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Таким образом, при наличии сомнений в том, соответствует ли реклама требованиям законодательства, рекомендуем обратиться в АМКУ за разъяснением, что позволит минимизировать риски дальнейшего привлечения к ответственности за недобросовестную конкуренцию.
ТРЕГУБОВ Эдуард — юрист ЮФ «Салком», г. Киев
Александр ТРЕТЬЯКОВ,
юрист ЮФ «Антика»
С принятием изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», предусматривающих новое нарушение в виде распространения информации, которая вводит потребителей в заблуждение, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) получил действенный механизм контроля за качеством и достоверностью рекламы.
Комитет эффективно применяет этот механизм, проводя расследования в отношении рекламы различных товаров и услуг. При этом особое внимание АМКУ уделяет рынкам, традиционно являющимся проблемными в части достоверности и правдивости рекламы.
Нельзя не отметить, что именно результатом широкой правоприменительной практики стали разработанные Антимонопольным комитетом Украины изменения в Закон Украины «О рекламе», направленные на регулирование рекламы лекарственных препаратов, различных биологических добавок, также рекламы финансовых услуг.
Александр АЛЕКСЕЕНКО,
партнер МЮФ Integrites
Безусловно, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) тщательно следит за соблюдением субъектами хозяйствования законодательства о рекламе в контексте недобросовестной конкуренции. Особое внимание в 2011 году АМКУ уделил прекращению распространения рекламы, которая вводит в заблуждение в отношении продуктов питания, медицинских препаратов и финансовых услуг. В то же время необходимо учесть, что для квалификации органами АМКУ распространения рекламных материалов, которые вводят в заблуждение в качестве нарушения законодательства Комитету необходимо установить, что распространение таких материалов осуществлялось в конкурентных отношениях. Именно наличие конкурентных отношений позволяет разграничить компетенцию АМКУ и других государственных органов, в первую очередь, Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей. Отдельно стоит отметить, что АМКУ придерживается достаточно инновационного подхода в вопросах регулирования рекламной деятельности и нередко в своей деятельности применяет опыт европейских антимонопольных органов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…