Рекламный пересмотр — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №1 (993) » Рекламный пересмотр

Рекламный пересмотр

Рубрика Тема номера

Уже в скором времени многие привычные для нас названия украинской продукции уйдут с рынка: «Шампанское», «Коньяк», «Мадера», «Пармиджано Реджано», «Фета», «Рокфор» — на все это распространяется охрана географических указаний в разрезе раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (Соглашение), которое уже год действует на территории нашей страны.

Однако прежде чем приступить к анализу влияния положений Соглашения на украинское законодательство, определим, каким образом институт географических указаний регулируется на уровне национального законодательства.

Международная защита

Так, согласно Закону Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров» (Закон), правовая охрана предоставляется географическому указанию на основании его регистрации и действует бессрочно с момента регистрации. При этом Закон содержит пять условий, необходимых для предоставления правовой охраны географическому указанию. Подать заявку на регистрацию имеют право производители товара определенной местности или же их объединения, ассоциации потребителей, а также специальные учреждения. По национальной процедуре, начиная с 2007 года, были зарегистрированы 20 географических указаний происхождения товаров, таких как «Миргородская», «Новый Свет», «Поляна Квасова», «Прошутто Ди Парма», «Ессентуки» и др.

В то же время, помимо общей процедуры регистрации, правовую охрану географического указания можно осуществить на основании международного соглашения. Этим механизмом защиты своих географических указаний воспользовалась Грузия путем подписания с Украиной Соглашения о взаимной правовой охране географических указаний для вин, спиртных напитков и минеральных вод. Вследствие этого двустороннего соглашения на территорию Украины распространяется правовая охрана 22 грузинских географических указаний, таких как «Цинандали», «Кахети», «Чача», «Боржоми» и другие.

Аналогичный путь защиты на территории Украины географических указаний выбрали и страны Европейского Союза. Так, посредством подписания Соглашения и соответствующих приложений к нему (XXII-С и XXII-D) на территорию Украины распространяется правовая охрана 3068 географических указаний. В свою очередь, украинская сторона Соглашения потребовала правовой защиты на территории стран Евросоюза только для двух географических указаний: «Солнечная Долина» и «Новый Свет», тем самым лишив правовой охраны такие истинно украинские обозначения, как «Петриковская роспись», «Сорочинская ярмарка», «Карпатские источники», «Полтавские галушки» и др. Тем не менее, если на то будет политическая воля, на основании статьи 203 Соглашения Украина еще вправе дополнить перечень своих географических указаний, распространив режим правовой охраны на большее количество национальных указаний в странах Евросоюза.

Почетное место

Для того чтобы понять, почему охрана географических указаний занимает такое почетное место в Соглашении, нужно определить, какие правомочности предоставляются одной стороне Соглашения для защиты собственных географических указаний на территории другой стороны. Так, предусмотренные приложениями к Соглашению географические указания охраняются от: a) любого прямого или косвенного коммерческого использования географического указания, если оно не соответствует спецификации продукта или злоупотребляет репутацией самого указания; б) любого неправомерного использования, имитации или воплощения географического указания; в) любого другого ложного или обманчивого указания относительно источника, происхождения, характера или существенных качеств продукта; г) любого другого применения, которое может ввести в заблуждение потребителя относительно действительного происхождения продукта.

Тем не менее столь существенная правовая охрана географических указаний одной стороны может быть ограничена на территории другой стороны в связи с существованием омонимического географического указания, ранее зарегистрированной торговой марки или хорошо известной марки.

Правовая охрана

Так, согласно Соглашению, если географические указания полностью или частично являются омонимическими (созвучными), правовая охрана предоставляется каждому такому указанию при условии его добросовестного использования и с учетом местного традиционного использования и реального риска возникновения путаницы. Помимо этих условий стороны могут также договориться о практических нюансах использования, в частности, определить, чем именно омонимические географические указания будут отличаться друг от друга, принимая во внимание справедливое обращение с заинтересованными производителями и устраняя возможность введения потребителей в заблуждение.

К тому же, несмотря на предоставленную Соглашением правовую охрану географическим указаниям, Украина и страны ЕС договорились о правомерном продолжении использования ранее зарегистрированных торговых марок при условии, что в законодательстве сторон не существует оснований для признания таких марок недействительными или для их аннулирования по причине их тождества с географическим указанием. Так, в нашей стране единственным надлежащим путем запретить использование географического указания в составе уже зарегистрированной торговой марки является судебное решение о признании свидетельства на знак для товаров и услуг недействительным. Основанием для этого может служить введение потребителей в заблуждение относительно происхождения товара под спорной торговой маркой.

Если же на территории одной стороны Соглашения используется хорошо известная для местного потребителя торговая марка, которая совпадает с географическим указанием другой стороны, первая сторона не обязуется охранять такое географическое указание с целью защиты прав национального потребителя (чтобы не ввести его в заблуждение относительно сущности хорошо известного продукта).

Беспрепятственный период

Важно отметить, что Соглашение содержит императивные нормы относительно конкретного периода беспрепятственного использования на товаре обозначений, которые совпадают с географическими указаниями, предусмотренными Соглашением. А именно, такие продукты могут продаваться до тех пор, пока не закончатся на складе. В то же время для таких географических указаний, как «Шампанское», «Коньяк», «Мадера», «Порто», «Херес», «Кальвадос», «Граппа», «Анис», «Арманьяк», «Марсала», «Малага», «Токай» установлен десятилетний срок (до 1 января 2026 года) для прекращения их использования на продукции ненадлежащего происхождения. Что касается названий сыров, таких как «Пармиджано Реджано», «Рокфор» и «Фета», то их использование на сырах украинского происхождения также должно быть прекращено через семь лет (до 1 января 2023 года).

Пересмотреть названия

Во исполнение вышеуказанных положений Соглашения украинским производителям нужно внимательно пересмотреть все названия товаров, упаковки, рекламных материалов на предмет соответствия нормам Соглашения. В случае обнаружения географического указания (даже в переводе или рядом с указанием действительного происхождения продукта или с использованием слов «стиль», «тип», «способ») при отсутствии зарегистрированной торговой марки нужно полностью реализовать такую продукцию и больше ее не производить. Если на товаре указываются названия вышеупомянутых алкогольных напитков или сыров, продавать такие продукты можно только в течение семи-десяти лет. В то же время при наличии зарегистрированной торговой марки, содержащей географическое указание, запретить национальному производителю использовать такую торговую марку можно будет только на основании соответствующего судебного решения.

Таким образом, Соглашение не только урегулировало общие вопросы географических указаний, но распространило на территории Украины правовую охрану на более чем 3000 новых географических указаний. Из этого следует, что ранее географические указания стран Европейского Союза не были надлежащим образом защищены в нашей стране, что, в свою очередь, предоставляло национальным производителям возможность регистрации и популяризации созвучных торговых марок.

Другие страны

Следует отметить, что в других странах вопрос географических указаний урегулирован более основательно.

Так, в мировой практике предусмотрены четыре основных механизма защиты географических указаний: 1) путем получения правовой охраны непосредственно в соответствующей юрисдикции (по национальной процедуре); 2) на основании положений Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (подписали только 28 государств); 3) на основании Мадридской системы международной регистрации знаков, согласно которой географическое указание охраняется в качестве коллективной или сертификационной марки; 4) путем заключения двусторонних соглашений между государствами или коммерческими партнерами.

Практическим примером указанному могут служить различные способы защиты географического указания чая «Дарджилинг» в разных странах: в Индии обозначение зарегистрировано непосредственно как географическое указание, объект авторского права и сертифицированная словесная и комбинированная марка, в некоторых странах ЕС — как коллективная марка, охраняемая на основании Регламента EC № 510/06, в Японии — как торговая марка и региональная коллективная марка, в США — как сертифицированная словесная и комбинированная марка, в Австрии, Франции, Германии, Италии, Черногории, Португалии, Сербии, Испании, Швейцарии — как коллективная марка по международной регистрации. При этом в нашей стране «Дарджилинг» как географическое указание не охраняется.

Резюмируя вышеуказанное, стоит отметить, что нормы Соглашения значительно повлияют на украинский рынок в целом и на существующую практику использования обозначений, которые по Соглашению являются географическими указаниями. Так, в дальнейшем национальным производителям необходимо будет более скрупулезно подходить к обозначениям на собственных товарах, чтобы не нарушить права на одно из трех тысяч защищенных географических указаний стран Евросоюза. Более того, продукцию украинского происхождения с обозначением географического указания другой страны нужно реализовать до окончания складских запасов или в некоторых случаях на протяжении семи-десяти лет. В связи с этим настоятельно рекомендуем уже сейчас продумать маркетинговую стратегию перехода от этих названий к другим.

 

ХАРЕБАВА Татьяна — советник, руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и антимонопольного права АО Spenser & Kauffmann, г. Киев,

ЗБРИЗКАЯ Вероника — юрист практики интеллектуальной собственности, IT и антимонопольного права АО Spenser & Kauffmann, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Тень рождения

Государство и юристы

Экзаменационная миссия

Экспертные операции

Пакетный комплекс

Знаковая ситуация

Документы и аналитика

Государственная граница

По пути наследования

Новости юридических фирм

Частная практика

Eterna Law представила интересы крупного агропроизводителя в арбитражных процессах

М. Карпенко переизбрана в состав исполнительного комитета U.S.-Ukraine Business Council

И. Олехов переизбран сопредседателем Комитета по вопросам банковских и финансовых услуг AmCham

О. Войнаровская признана Women in Business Law лучшей женщиной-юристом в сфере трудового права

Отрасли практики

С наилучшими положениями

Помощь проведения

Частно задаваемые

Бот в помощь

Самое важное

Проверка актов

Корпоративный учет

Поверенное средство

Вступительная компания

Судебная практика

Электронная система

Судебная практика

Судебные решения

Если условия мирового соглашения противоречат закону, суд выносит определение об отказе в утверждении такого соглашения и продолжает судебное разбирательство

Судебная практика

Авторитетное сомнение

Раздельные требования

Ничтожный аргумент

Подход прогресса

Тема номера

В зоне иска

Вид уполномочен

Доказательное выступление

Рекламный пересмотр

Контентный иск

Повышенная важность

Частная практика

Дельное зарубежье

Інші новини

PRAVO.UA