Древние торговцы точно так же были подвержены воздействию проблем конкуренции, как и современные предприниматели, а потому возникновение рекламы стало вполне обоснованным этапом истории развития экономической системы человечества. Самым древним примером рекламы, сохранившимся до настоящего времени, является папирус, информировавший древних египтян о продаже некоего раба. В Древних Месопотамии, Греции и Риме реклама гравировалась на камнях, вырезалась на деревянных столбах или писалась на специально построенных для этого стенах, называемых альбумусами.
В современной рыночной экономике рекламная деятельность также занимает важнейшее место. Выполняя ключевые экономические функции в масштабах всего общества, рекламная деятельность вместе с тем является для него потенциально опасной, поскольку, непосредственно влияя на получение прибыли субъектами хозяйственной деятельности, она нередко представляет собой пример злоупотреблений с их стороны.
Данное обстоятельство объективно предопределяет государственное вмешательство в рекламную сферу в виде установления правил осуществления рекламной деятельности, а также публично-правовой, в первую очередь административной, ответственности нарушающих правила субъектов.
В данной статье мы коротко осветим некоторые аспекты привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы.
В последнее время в прессе часто встречаются сообщения о применении санкций к компаниям, уличенным в недобросовестной рекламе. Что же вкладывается в это понятие? Согласно статье 10 Закона Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 года (Закон), недобросовестной рекламой является реклама, которая, вследствие неточности, недостоверности, неоднозначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством Украины, вводит в заблуждение или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, нанести вред лицам или государству. Столь широкое понятие недобросовестной рекламы дает возможность предположить, что почти любое нарушение законодательства о рекламе, которое приводит или может привести к заблуждению потребителя в отношении рекламируемого продукта и наносит вред лицам или государству, может рассматриваться как недобросовестная реклама.
Следует отметить, что недобросовестная реклама является таковой лишь при условии соответствия двум критериям, а именно: нарушение требований законодательства к смысловой составляющей рекламы, которая, в свою очередь, делится на рекламное наполнение (неточность, недостоверность, неоднозначность, преувеличение, умалчивание, наличие или отсутствие информации, предусмотренной законодательством) и рекламное распространение (место, время, способ), а также наличие негативных последствий, причиненных такой рекламой лицам или государству.
Согласно части 2 статьи 10 Закона, недобросовестная реклама запрещена, а за нарушение законодательства о рекламе, в соответствии со статьей 27 Закона, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Решение относительно признания той или иной рекламы недобросовестной или действий участников соответствующих правоотношений — нарушающими законодательство о рекламе, принимается уполномоченными государственными органами. Так, согласно статье 26 Закона, контроль за соблюдением законодательства Украины о рекламе осуществляют, в пределах своих полномочий, следующие органы: специальный уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (таковым является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, далее — Госпотребстандарт) — в отношении защиты прав потребителей, Антимонопольный комитет Украины — в отношении соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, и иные государственные органы, осуществляющие контроль в отношении телерадиоорганизаций, рекламы государственных ценных бумаг, рекламы на фондовом рынке, в отношении строительства жилых домов.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе закреплена статьей 27 Закона, а также положениями постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе» от 26 мая 2004 года. Таким образом, согласно действующему законодательству, ответственность несут:
— рекламодатели, виновные в: 1) заказе продукции, производство и/или оборот которой запрещен законом; 2) предоставлении недостоверной информации производителю рекламы, необходимой для ее производства; 3) заказе распространения рекламы, запрещенной законом; 4) нарушении порядка распространения рекламы, если реклама распространяется самостоятельно; 5) нарушении установленных законодательством требований в отношении содержания рекламы;
— производители рекламы, виновные в нарушении прав третьих лиц при производстве рекламы;
— распространители рекламы, виновные в нарушении установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы.
В то же время, дополнительно подчеркнем, что санкции, возлагаемые двумя основными государственными органами в сфере контроля за соблюдением законодательства о рекламе — Госпотребстандартом и Антимонопольным комитетом Украины, — имеют различную правовую природу и не являются дублирующими. Данная позиция подтверждается информационным письмом Антимонопольного комитета Украины «Об особенностях применения положений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в связи со вступлением в действие Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 18 декабря 2008 года № 689-VI» № 21-15/02-1244, № 54/01 от 27 февраля 2009 года.
Так, к основным задачам Госпотребстандарта в рекламе относится осуществление контроля за соблюдением законодательства в вопросах защиты прав потребителей и рекламы в данной сфере. Госпотребстандарт имеет право, в рамках своей компетенции, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о рекламе, запрещать рекламу, нарушающую требования законодательства о рекламе, требовать публичного опровержения рекламы и публикации сведений, которые корректируют (уточняют, дополняют) сведения, поданные в рекламе, и подавать иски в суд относительно защиты прав потребителей.
Согласно Закону Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 года, полномочия Антимонопольного комитета Украины в сфере рекламы включают: осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета защиты прав потребителей, упреждения, выявления и прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также содействие развитию добросовестной конкуренции.
Кроме того, практика показывает, что Антимонопольный комитет Украины уделяет особое внимание доказыванию причинно-следственной связи между распространением рекламного продукта и последствиями его распространения. Последствия проявляются в желании потребителей приобрести тот или иной товар, поэтому важными являются факт пребывания субъектов хозяйствования в конкурентных отношениях, а также факт достижения неправомочных преимуществ перед конкурентами путем распространения рекламы, содержащей информацию, которая вводит в заблуждение. На наш взгляд, в случае отсутствия конкурентных правоотношений Антимонопольный комитет Украины не имеет полномочий квалифицировать недобросовестную рекламу (содержащуюся в ней информацию, которая вводит в заблуждение) как нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.
Таким образом, нарушения законодательства о рекламе рассматриваются Госпотребстандартом сквозь призму законодательства о защите прав потребителей, тогда как Антимонопольный комитет Украины контролирует аспект рекламной деятельности, связанный с защитой от недобросовестной конкуренции. Более того, Законом определено, что под контроль Госпотребстандарта подпадают все участники правоотношений в сфере рекламы — рекламодатели, производители рекламы и ее распространители. В то же время Антимонопольный комитет Украины имеет право возлагать санкции только на рекламодателей. Указанные положения законодательства Украины позволяют Госпотребстандарту и Антимонопольному комитету Украины действовать независимо в отношении любых нарушений в сфере рекламы, одновременно применяя к виновной стороне санкции различной правовой природы.
АЛЕКСЕЕНКО Александр — партнер международной юридической фирмы Integrites, г. Киев
ЯЛОВОЙ Артур — старший юрист международной юридической фирмы Integrites, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…