Рекламная опасность — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (690) » Рекламная опасность

Рекламная опасность

Рубрика Тема номера

Древние торговцы точно так же были подвержены воздействию проблем конкуренции, как и современные предприниматели, а потому возникновение рекламы стало вполне обоснованным этапом истории развития экономической системы человечества. Самым древним примером рекламы, сохранившимся до настоящего времени, является папирус, информировавший древних египтян о продаже некоего раба. В Древних Месопотамии, Греции и Риме реклама гравировалась на камнях, вырезалась на деревянных столбах или писалась на специально построенных для этого стенах, называемых альбумусами.

В современной рыночной экономике рекламная деятельность также занимает важнейшее место. Выполняя ключевые экономические функции в масштабах всего общества, ­рекламная деятельность вместе с тем ­является для него потенциально опасной, поскольку, непосредственно влияя на получение прибыли субъектами хозяйственной деятельности, она нередко представляет собой пример злоупотреблений с их стороны.

Данное обстоятельство ­объективно предопределяет государственное вмешательство в рекламную сферу в виде установления правил осуществления рекламной деятельности, а также публично-правовой, в первую очередь административной, ответственности нарушающих правила субъектов.

В данной статье мы коротко осветим некоторые аспекты привлечения к ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы.

В последнее время в прессе часто встречаются сообщения о применении санкций к компаниям, уличенным в недобросовестной рекламе. Что же вкладывается в это понятие? Согласно статье 10 Закона Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 года (Закон), недобросовестной рекламой является реклама, которая, вследствие неточности, недостоверности, неоднозначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством Украины, вводит в заблуждение или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, нанести вред лицам или государству. Столь широкое понятие недобросовестной рекламы дает возможность предположить, что почти любое нарушение законодательства о рекламе, которое приводит или может привести к заблуждению потребителя в отношении рекламируемого продукта и наносит вред лицам или государству, может рассматриваться как недобросовестная реклама.

Следует отметить, что недобросовестная реклама является таковой лишь при условии соответствия двум критериям, а именно: нарушение требований законодательства к смысловой составляющей рекламы, которая, в свою очередь, делится на рекламное наполнение (неточность, недостоверность, неоднозначность, пре­увеличение, умалчивание, наличие или отсутствие информации, предусмотренной законодательством) и рекламное распространение (место, время, способ), а также наличие негативных последствий, причиненных такой рекламой лицам или государству.

Согласно части 2 статьи 10 Закона, недобросовестная реклама запрещена, а за нарушение законодательства о рекламе, в соответствии со статьей 27 Закона, винов­ные лица привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Решение относительно признания той или иной рекламы недобросовестной или действий участников соответствующих правоотношений — нарушающими законодательство о рекламе, принимается уполномоченными государственными органами. Так, согласно статье 26 Закона, контроль за соблюдением законодательства Украины о рекламе осуществляют, в пределах своих полномочий, следующие органы: специальный уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (таковым является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, далее — Госпотребстандарт) — в отношении защиты прав потребителей, Антимонопольный комитет Украины — в отношении соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, и иные государственные органы, осуществляющие контроль в отношении телерадиоорганизаций, рекламы государственных ценных бумаг, рекламы на фондовом рынке, в отношении строительства жилых домов.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе закреплена статьей 27 Закона, а также положениями постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе» от 26 мая 2004 года. Таким образом, согласно действующему законодательству, ответственность несут:

— рекламодатели, виновные в: 1) заказе продукции, производство и/или оборот которой запрещен законом; 2) предоставлении недостоверной информации производителю рекламы, необходимой для ее производства; 3) заказе распространения рекламы, запрещенной законом; 4) нарушении порядка распространения рекламы, если реклама распространяется самостоятельно; 5) нарушении установленных законодательством требований в отношении содержания рекламы;

— производители рекламы, виновные в нарушении прав третьих лиц при производстве рекламы;

— распространители рекламы, винов­ные в нарушении установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы.

В то же время, дополнительно подчеркнем, что санкции, возлагаемые двумя основными государственными органами в сфере контроля за соблюдением законодательства о рекламе — Госпотреб­стандартом и Анти­монопольным комитетом Укра­ины, — имеют ­различную правовую природу и не являются дублирующими. Дан­ная позиция подтверждается информационным письмом Анти­монопольного комитета Укра­ины «Об особенностях применения положений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции в связи со вступлением в действие Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 18 декабря 2008 года № 689-VI» № 21-15/02-1244, № 54/01 от 27 февраля 2009 года.

Так, к основным задачам Госпотреб­стандарта в рекламе относится осуществление контроля за соблюдением законодательства в вопросах защиты прав потребителей и рекламы в данной сфере. Госпотребстандарт имеет право, в рамках своей компетенции, осуществлять конт­роль за соблюдением законодательства о рекламе, запрещать рекламу, нарушающую требования законодательства о рекламе, требовать публичного опровержения рекламы и публикации сведений, которые корректируют (уточняют, дополняют) сведения, поданные в рекламе, и подавать иски в суд относительно защиты прав потребителей.

Согласно Закону Украины «Об Анти­монопольном комитете Украины» от 26 ноября 1993 года, полномочия Анти­монопольного комитета Украины в сфере рекламы включают: осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета защиты прав потребителей, упреждения, выявления и прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также содействие развитию добросовестной конкуренции.

Кроме того, практика показывает, что Антимонопольный комитет Украины уделяет особое внимание доказыванию причинно-следственной связи между распространением рекламного продукта и последствиями его распространения. Последствия проявляются в желании потребителей приобрести тот или иной товар, поэтому важными являются факт пребывания субъектов хозяйствования в конкурентных отношениях, а также факт достижения неправомочных преимуществ перед конкурентами путем распространения рекламы, содержащей информацию, которая вводит в заблуждение. На наш взгляд, в случае отсутствия конкурентных правоотношений Антимонопольный комитет Украины не имеет полномочий квалифицировать недобросовестную рекламу (содержащуюся в ней информацию, которая вводит в заблуждение) как нарушение законодательства о защите от недоб­росовестной конкуренции.

Таким образом, нарушения законодательства о рекламе рассматриваются Госпотребстандартом сквозь призму законодательства о защите прав потребителей, тогда как Антимонопольный комитет Украины контролирует аспект рекламной деятельности, связанный с защитой от недобросовестной конкуренции. Более того, Законом определено, что под контроль Госпотребстандарта подпадают все участники правоотношений в сфере рекламы — рекламодатели, производители рекламы и ее распространители. В то же время Антимонопольный комитет Украины имеет право возлагать санкции только на рекламодателей. Указанные положения законодательства Украины позволяют Госпотребстандарту и Антимонопольному комитету Украины действовать независимо в отношении любых нарушений в сфере рекламы, одновременно применяя к виновной стороне санкции различной правовой природы.

АЛЕКСЕЕНКО Александр — парт­нер международной юридической фирмы Integrites, г. Киев

ЯЛОВОЙ Артур — старший юрист международной юридической фирмы Integrites, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Взаимонеуважение

Актуальный документ

Документы и аналитика

Поворот исполнения

Акцент

Полномочия ГИС оформили

В фокусе

Кадастровые проблемы и их решение

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Выговор или увольнение

Государство и юристы

Новости законотворчества

О регистрации прав на недвижимость

Новая обязанность следователя

Президент Украины подписал ряд законов

Государство и юристы

Добровольная сдача

Документы и аналитика

«Судебное мародерство»

Регистратор уже не регистратор

Историческая практика

Дело харьковских банков

Книжная полка

Гендерное равенство для судей

Неделя права

Новости из-за рубежа

Google оштрафовали на 430 тысяч евро

Кодекс этики для чиновников

Неделя права

Минюст не будет защищаться голографией

Обновление ниже минимума

Таможенные налоги

Достижения и планы АМКУ

Неделя права

Новости из-за рубежа

Первая необходимость

Новости из зала суда

Судебная практика

БЮТ не смог отстоять дату парламентских выборов

Повышение цены на газ — правомерно

Суд не взыскал деньги за невыполнение условий договора

Нацбанк отстоял правомерность своих требований

Новости юридических фирм

Частная практика

Игорь Свечкарь —победитель в номинации конкурентного права ILO

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник в связи с продажей имущественного комплекса

МЮФ Integrites осуществила юридическое сопровождение финансирования для «АТБ‑маркет»

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

«Юридической практике» — 16 лет!

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

О неправомерной бездеятельности таможенного органа

Об обязанностях налогоплательщика

Об уступке права требования

Самое важное

Битву выиграл, а войну?

Судебная практика

Квасовые разногласия

Европейский регресс

Судебная практика

Судебные решения

Об ответственности за отсутствие необходимой информации о товаре

Об идентификации и предоставлении финансовых услуг

Об обжаловании определения об отказе в отмене примененных ранее мер обеспечения иска

Тема номера

Весь опыт — в общую копилку

Рекламная опасность

Частная практика

Чем больше, тем успешнее?

Локальные отличия юрфирм

Невидимый фронт в юрфирме

Юридический форум

Один среди миллиардеров

Работа над еврозамечаниями

Інші новини

PRAVO.UA