Действующее законодательство Украины содержит ряд нормативных актов, так или иначе регулирующих рекламную деятельность, причем, по моему мнению, с различных правовых позиций. Например, согласно формулировке, данной статье 1 Закона Украины «О рекламе» (Закон о рекламе), под рекламой понимается «информация о лице либо товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким лицам либо товарам». С другой стороны, в соответствии с частью 2 статьи 641 Гражданского кодекса (ГК) Украины «Предложение заключить договор», «реклама или другие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, являются приглашением делать предложения заключить договор, если иное не указано в рекламе или других предложениях».
Различны и правовые последствия, с которыми законодатель связывает распространение рекламы как информации в соответствии с Законом о рекламе и как приглашения заключить договор в соответствии с частью 2 статьи 641 ГК Украины. Так, реклама как информация в толковании Закона о рекламе полностью соответствует определению информационной деятельности, основные виды которой указаны в статье 14 Закона Украины «Об информации»: получение информации, использование информации, распространение информации, сохранение информации.
В то же время, поскольку, так же как и ГК Украины, Закон о рекламе, исходя из положений части 2 статьи 4 ГК Украины, является актом гражданского законодательства, в нем должны быть учтены такие установленные статьей 3 ГК Украины общие начала гражданского законодательства, как, например, свобода договора, свобода предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, судебная защита гражданского права и интереса, справедливость, добросовестность и разумность. Однако, если определение рекламы, данное в части 2 статьи 641 ГК Украины, приведено в полном соответствии с отмеченными выше общими началами и предметом правового регулирования гражданского законодательства, к которому, согласно части 1 статьи 1 ГК Украины, отнесены личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников, то применение этих общих начал, так же как и определения предмета гражданско-правового регулирования, к Закону о рекламе, по моему мнению, не всегда возможно. Примером чему является статья 26 Закона о рекламе «Контроль за соблюдением законодательства о рекламе». В ней предусмотрено регулирование отношений между участниками рекламной деятельности, в частности рекламодателями, производителями и распространителями рекламы, со стороны специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей: Антимонопольного комитета Украины — по соблюдению законодательства о защите экономической конкуренции, Национального совета Украины — по телерадиоорганизациям всех форм собственности. Им предоставлено право во внесудебном порядке давать по своему усмотрению обязательные предписания непосредственно любому из участников рекламной деятельности, несмотря на наличие договора, например, между рекламодателем и производителем или распространителем рекламы — как гражданско-правового обязательства, заключение, исполнение и расторжение которого регулируется нормами гражданского законодательства.
Противоречивыми с точки зрения общих начал и предмета правового регулирования гражданского законодательства являются порядок и формы контроля за соблюдением законодательства о рекламе, установленные в разделе IV Закона о рекламе. Здесь, в части 4 статьи 27, наряду с правом указанных в статье 26 этого Закона контролирующих органов обращаться в суд с исками о запрещении соответствующей рекламы и ее публичном опровержении на основании части 3 статьи 27 Закона, предусмотрена внесудебная ответственность рекламодателей, производителей и распространителей рекламы за нарушение законодательства о рекламе путем наложения штрафов контролирующими органами. Однако установленный частью 4 статьи 27 Закона о рекламе порядок наложения контролирующими органами штрафов за нарушение законодательства о рекламе не вполне соответствует принципу судебной защиты гражданского права и интереса, преследуемого договорами на производство и размещение рекламы. Такая защита осуществляется исключительно судами, согласно статье 124 Конституции Украины, где установлено, что делегирование функций судов, присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается, с учетом того, что, согласно части 2 этой статьи Основного Закона, юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.
Приведенные выше замечания вытекают из необходимости уточнения соотношения нормы части 2 статьи 4 ГК Украины, согласно которой актами гражданского законодательства являются другие законы Украины, с положениями части 1 статьи 3 Закона о рекламе, в соответствии с которой «законодательство Украины о рекламе состоит из настоящего Закона и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере рекламы». Имею в виду, что следует уточнить, является ли Закон о рекламе актом гражданского законодательства, основанном на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности участников отношений в сфере рекламы. В противном случае данный закон регулирует иные имущественные отношения, основанные, например, на административном или ином властном подчинении одной стороны другой стороне — как это предусмотрено частью 2 статьи 1 ГК Украины для отношений, не регулируемых гражданским законодательством. Тогда в качестве следующего шага было бы логичным признать норму части 2 статьи 641 ГК Украины частью законодательства о рекламе, на которую не распространяется действие общих начал и предмета правового регулирования гражданского законодательства, что, естественно, полностью нарушило бы его целостную структуру. В то же время трудно представить само существование рекламной деятельности без договоров между рекламодателем, производителем и распространителем рекламы, являющиеся ничем иным как гражданско-правовыми обязательствами участников такой деятельности, в полной мере регулируемыми нормами гражданского законодательства Украины.
Если же рассматривать рекламу не как эстетическое упражнение альтруистов в сфере информации, а как первое звено в формировании условий гражданско-правового обязательства, с чем каждый из нас сталкивается каждый день несколько раз, за которым и на основании которого следует предложение заключить договор (оферта), отношения, вытекающие из рекламной деятельности, необходимо признать гражданскими отношениями, на которые распространяются все общие начала гражданского законодательства.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…