РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЧУДАЧЕСТВА — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (236) » РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЧУДАЧЕСТВА

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЧУДАЧЕСТВА

Процесс издания нормативно-правовых актов, регулирующих сферу предпринимательской деятельности, с развитием рыночных отношений на Украине приобрел хаотический характер. Каждый орган государственного управления, имеющий возможность устанавливать особые правила поведения предпринимателей в подведомственной ему сфере, не замедлил этой возможностью воспользоваться. Со временем стало очевидно, что постоянное увеличение количества регуляторных актов лишилось положительного эффекта. Скорее, оно приносит только вред субъектам рыночной деятельности.

Когда же стало очевидно, что без дальнейшего установления четких правил принятия регуляторных актов рынок развиваться не может, за решение проблемы взялся Президент Украины. Его Указ № 89/2000 от 22 января 2002 года «О внедрении единой государственной регуляторной политики в сферу предпринимательства» был воспринят неоднозначно. Государственные структуры отнеслись к нему крайне негативно, бизнесменов же обнародованный Указ Президента явно обрадовал.

Именно этот Указ впервые закрепил в качестве приоритета деятельности государства проведение единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства. Единой государственной регуляторной политикой в сфере предпринимательства, согласно этому документу, является деятельность, направленная на достижение оптимального регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства, устранение правовых, экономических и административных препятствий при реализации права на предпринимательскую деятельность. Под нормативным регулированием предпринимательской деятельности понимается издание нормативно-правовых актов, а также директивных писем (обобщенно — регуляторные акты).

Указом были закреплены немаловажные положения, связанные с обязательным согласованием проектов регуляторных актов с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

УКАЗ — В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ РАМКИ

Еще в 2000 году Кабинет Министров должен был внести на рассмотрение Верховного Совета законопроекты об основах государственной регуляторной политики, утвердить методические рекомендации, касающиеся подготовки обоснования проектов регуляторных актов и пр. Однако решить вопрос о принятии отдельного закона с прошлым составом парламента не удалось.

Поэтому уже 4 июня нынешнего года в парламент был внесен проект закона № 1161 «Об основах государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности». Внес этот проект народный депутат Юрий Кармазин. Этим законопроектом предусмотрено комплексное закрепление правовых основ реализации государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности.

В отличие от действующего Указа Президента в проекте закона № 1161 приводятся определения употребляемых понятий (статья 1). Так, под регуляторным актом понимается нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере предпринимательской деятельности путем установления или разъяснения правил поведения субъектов этих отношений. А понятие регуляторной политики заменено на регуляторную деятельность, ничем по существу не отличающуюся.

Некоторые положения рассматриваемого нами проекта закона полностью перекочевали из соответствующего Указа Президента. Это, к примеру, принципы (основы) государственной регуляторной политики, требование обязательного согласования проектов регуляторных актов со специально уполномоченным органом или его территориальными органами. Однако нововведений, несомненно, больше.

ДОЛГАЯ ПРОЦЕДУРА

Раздел IІІ проекта закона № 1161 посвящен подготовке, внедрению и пересмотру регуляторных актов. Анализ данного раздела и радует и огорчает одновременно.

Несомненным плюсом проекта можно назвать установление в статье 7 обязательных этапов административной процедуры для подготовки и внедрения регуляторного акта (см. таблицу).

Проект детально расписывает каждый из этапов административной процедуры.

Однако этот плюс полностью перекрывается существующими минусами. Процедура-то есть, однако действий, которые должны последовать в адрес ее нарушителей, нет. В проекте говорится, что несоблюдение этих процедур влечет за собой всего лишь… «решение специально уполномоченного органа об устранении нарушений». Такое положение вещей позволяет органам государственной власти, извините за выражение, чихать на эти правила. Худшее из всего, что может быть, — это письмо с требованием предпринять те или иные действия. Сам регуляторный акт от этого решения не утрачивает свою силу, признать его недействительным тоже нельзя.

Спрашивается, в чем же тогда польза всей этой процедуры? Все это позволяет госструктурам принимать регуляторные акты, а потом уже «задним числом» их согласовывать.

ИНТЕРЕСНЫЕ НЮАНСЫ

К положительным сторонам проекта принадлежит также положение, утверждающее, что для издания соответствующего акта необходимо соблюсти все процедуры, которые могут оказаться весьма «неудобными» для государственных структур. Например, подготовка обоснования проекта регуляторного акта включает обоснование целесообразности вмешательства государства в соответствующую сферу предпринимательской деятельности, а также эффективности предлагаемого регулирования в достижении поставленных целей. Есть требования и к обоснованию проектов регуляторных актов. Такое обоснование должно содержать краткий анализ проблемы, которую планируется решить с помощью издания регуляторного акта, описание механизмов и мер по решению проблемы, определение показателей, оценка которых в будущем подтвердит, что регуляторный акт достиг своей цели, описание альтернативных способов достижения поставленных целей с аргументацией преимуществ избранного способа. Не до конца ясно, кто будет создавать такие обоснования, ведь это кропотливая и утомительная аналитическая работа. Ее выполнение требует времени и значительной затраты сил.

Методические рекомендации, касающиеся единого подхода к обоснованию проектов регуляторных актов, и рекомендации по оценке эффективности действия регуляторных актов в сфере предпринимательской деятельности должен утвердить Кабинет Министров.

Не менее интересным будет и публичное обсуждение проекта регуляторного акта. Если предполагается, что регуляторный акт после принятия существенным образом повлияет на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, проект такого акта подлежит публичному обсуждению. Публичное обсуждение проектов регуляторных актов проводится по решению следующих структур:

— соответствующего правительственного комитета или уполномоченного Кабинетом Министров Украины органа;

— специально уполномоченного органа или его соответствующего территориального подразделения;

— разработчика проекта регуляторного акта.

При публичном обсуждении проекта регуляторного акта необходимо опубликовать в средствах массовой информации сообщения о подготовленном проекте регуляторного акта (содержание проекта объемом до 100 слов), адрес страницы Интернет или название средства массовой информации, где опубликованы проект регуляторного акта и обоснования к нему; срок, в течение которого принимаются предложения. После окончания срока публичного обсуждения в обязательном порядке рассматриваются полученные предложения, по результатам которых принимается решение учесть их или отклонить.

НИ НАМ, НИ ИМ

После прохождения всех административных процедур регуляторный акт утверждается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Согласно проекту, все регуляторные акты должны быть опубликованы.

Законопроект закрепляет своеобразную страховку по отношению к тем регуляторным актам, которые изданы с нарушением обязательных процедур. За специально уполномоченным органом остается право пересматривать регуляторные акты по заявлениям субъектов предпринимательской деятельности, общественных организаций, органов государственной власти или по их представлению регуляторных актов в специально уполномоченный орган на экспертизу.

Гарантией соблюдения органами государственной власти требований регуляторной политики является обязательность решений специально уполномоченного органа о необходимости устранения нарушений основ государственной регуляторной политики центральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, местными органами исполнительной власти. Все вышеперечисленные субъекты должны будут выполнить такие решения в течение месяца со дня принятия этого решения или обжаловать его в суде.

Проект также регулирует полномочия формирующих и реализующих государственную регуляторную политику органов, полномочия граждан и их объединений (статья 23).

В целом же впечатление от законопроекта скорее негативное, чем позитивное. Желание уложить в законодательные рамки регуляторную политику, конечно, похвально. Только делать это, как нам кажется, следует с большей отдачей. Складывается впечатление, что проект готовился без учета положений двух важных постановлений Кабинета Министров: 1) «Об утверждении Положения о порядке подготовки проектов регуляторных актов» № 1182 от 31 июля 2000 года; 2) «Об утверждении Методических рекомендаций относительно подготовки обоснования проектов регуляторных актов» № 767 от 6 мая 2000 года. А ведь опыт реализации этих постановлений очень важен. Можно, следовательно, сделать вывод, что проект представляет собой некий компромиссный вариант. Однако таким компромиссом не будут удовлетворены ни государственные структуры, ни тем более частноправовые лица.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ

О ПРОБЛЕМЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Деловая практика

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Законодательная практика

ЛОББИРОВАНИЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Зарубежная практика

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СТРАН СНГ

АМЕРИКАНСКИЙ СУД ПРИЗНАЛ ВИНУ ARTHUR ANDERSEN

Неделя права

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЧУДАЧЕСТВА

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Новости из-за рубежа

РУГАЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!

KIRCHHOLDING НАЧАЛ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА

ИСПАНИЯ ВРЕМЕННО ВЫШЛА ИЗ ШЕНГЕНСКОЙ ЗОНЫ

БЫВШИЙ ДИРЕКТОР КрАЗа ПРИГОВОРЕН К 6,5 ГОДАМ

Новости профессии

ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ СУДЕЙ!

ЧТО ТАКОЕ ICB?

КТО СТАНЕТ ЮРИСТОМ ГОДА?

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Первая полоса

ОПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩИКИ

Прецеденты

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Судебная практика

«ТРЕТЬЕ» МНЕНИЕ

Тема номера

ИНТЕРНЕТ И ПРАВОСУДИЕ

СТАНЕТ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ЭЛЕКТРОННЫМ?

ВОЗМОЖНА ЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ?

Частная практика

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

АРБИТРАЖ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Інші новини

PRAVO.UA