Регистратора — к ответу — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №49 (467) » Регистратора — к ответу

Регистратора — к ответу

Несмотря на то что действующий Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года устанавливает достаточно детальные и четкие регистрационные процедуры, проблема усовершенствования законодательной базы, регулирующей порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, на данный момент не теряет своей актуальности. Законодательство в сфере государственной регистрации необходимо совершенствовать с целью упрощения прохождения регистрационных процедур для граждан и их защиты от злоупотреблений регистрационных органов. При практической реализации норм вышеуказанного Закона возникает немало проблем. В частности, можно выделить две наиболее острые из них: во-первых, проблему организации системы «единого окна» при проведении государственной регистрации, во-вторых, проблему злоупотреблений со стороны должностных лиц при приеме регистрационных документов. Рассмотрим пути решения каждой из них.

Проблема организации системы «единого окна»

Хотя Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» и предусматривает порядок постановки на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования путем передачи в эти органы государственным регистратором уведомления о проведении государственной регистрации, а также сведений из соответствующей регистрационной карточки, на практике при первичной постановке на учет (а также при регистрации внесения изменений в учредительные документы, проведении процедуры ликвидации) в вышеназванных органах субъектам предпринимательской деятельности и их представителям приходится потратить немало сил и времени, обивая пороги этих учреждений, собирая и заполняя массу документов с целью завершения той или иной регистрационной процедуры. То есть передача сообщения о регистрации и сведений из регистрационной карточки регистратором не ставит точку в процедуре регистрации (перерегистрации, ликвидации).

Поэтому конструктивным решением этой проблемы могло бы стать создание в каждой административно-территориальной единице комплексных государственных органов регистрации, которые, находясь в одном здании и объединяя государственных регистраторов, представителей органов статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, осуществляли бы регистрацию субъектов предпринимательской деятельности.

Проблема борьбы со злоупотреблениями при приеме регистрационных документов

Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» установлено, что государственному регистратору запрещено требовать дополнительные ­документы для проведения государственной регистрации (часть 8 статьи 24, часть 4 статьи 34, часть 5 статьи 37 и часть 2 ­статьи 42).

В то же время действующим законодательством не предусмотрены санкции для государственных регистраторов, которые на практике довольно часто нарушают вышеизложенную норму Закона, безосновательно отказывая в проведении тех или иных регистрационных процедур в связи с отсутствием документов, подача которых прямо не предусмотрена Законом. При этом лицу, подающему документы на регистрацию, остается один из двух вариантов: либо выполнять несоответствующие Закону требования регистратора, либо требовать от него оформления письменного уведомления об оставлении документов без рассмотрения с обоснованием причин отказа (часть 12 статьи 24 Закона).

С целью защиты прав заявителей и установления конкретных мер ответственности государственных регистраторов за затягивание процедуры регистрации и был разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (касательно усовершенствования государственной регистрации)» от 7 сентября 2006 года № 2072, внесенный народными депутатами Губским Б. и Федорчуком Я. и принятый Верховным Советом Украины в первом чтении.

Проект предлагает дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях новыми статьями, предусматривающими административную ответственность должностных лиц:

1) за требование предоставить не предусмотренные Законом документы для регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, патентирования и лицензирования предпринимательской деятельности, предоставления услуг в сфере государственного управления. За совершение таких правонарушений авторы законопроекта предлагают установить штраф в размере от 20 до 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 340 до 680 гривен);

2) нарушение сроков государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, передачи органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования сообщения и сведений из регистрационных карточек об осуществлении регистрационных действий, патентирования и лицензирования предпринимательской деятельности и предоставления услуг в сфере государственного управления. За совершение такого правонарушения авторы законопроекта предлагают установить штраф в размере от 30 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 510 до 850 гривен).

Наряду с установлением меры административной ответственности государственных регистраторов при проведении ими регистрационных процедур следует предусмотреть на законодательном уровне порядок привлечения их к административной ответственности, а также определить круг должностных лиц и государственных органов, уполномоченных налагать такого рода административные взыскания.

Также законопроект предлагает внести определенные изменения и дополнения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей». В частности, дополнить Закон нормой, согласно которой государственным регистраторам запрещается требовать нотариальное удостоверение документов, которые подаются на регистрацию, если необходимость такого удостоверения прямо не предусмотрена Законом.

Принятие данного законопроекта Верховным Советом Украины позволит усовершенствовать порядок государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей с учетом современного опыта проведения этой процедуры, ее недостатков и пробелов в законодательстве.

КОВРИЖКИНА Оксана — юрист консалтинговой группы «Ю.Д.К.», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA