Регистратор уже не регистратор — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (690) » Регистратор уже не регистратор

Регистратор уже не регистратор

Каждое акционерное общество должно иметь своего регистратора, с которым заключен договор на ведение реестра акционеров. Деятельность эта лицензионная. И если срок действия лицензии заканчивается и регистратор не получает новой лицензии, то прекращаются и договорные обязательства. Но это не простой хозяйственный договор, где расторгли договор — не обслуживаем, и все тут, здесь речь идет о работе с базой данных, которая контролируется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Письма этой Комиссии и регулируют все основные процедуры.

Но как все-таки в подобной ситуации следует поступать регистратору и самому акционерному обществу? Предлагаю шаг за шагом проанализировать нормативную базу по этому вопросу, спорные и неоднозначные вопросы.

Порядок расторжения договоров

Как известно читателю, существуют договоры, которые составляются по усмотрению и договоренности сторон, а также примерные и типовые, от условий которых стороны не могут отойти, как от императивных норм. Этот случай именно такой!

Решением ГКЦБФР № 399 от 14 сентября 2004 года был утвержден Типовой договор по ведению реестра. Изменения в указанный Типовой договор были внесены 27 мая 2008 года (решение № 545). В указанном решении установлена обязанность эмитентов и регистраторов привести условия заключенных договоров в соответствие с этим решением.

Согласно пункту 7.2 Типо­вого договора, каждая сторона имеет право досрочного расторжения договора на ведение реестра:

— в одностороннем порядке;

— по соглашению сторон;

— в связи с аннулированием (окончанием срока) действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке — депозитарной деятельности, а именно: деятельности по ведению реестра собственников именных ценных бумаг;

— в случае прекращения хозяйственной деятельности путем принятия решения о ликвидации (в том числе реорганизации);

— в случае решения хозяйственного суда Украины о признании одной стороны банкротом и открытия ликвидационной процедуры.

В пункте 7.3 данного договора преду­смотрено, что о намерении досрочно расторгнуть договор в одностороннем порядке сторона, принявшая такое решение, должна уведомить другую сторону не менее чем за 60 дней до даты окончания срока действия договора. При расторжении договора по инициативе любой из сторон эмитент должен оплатить регистратору услуги, выполненные на момент расторжения договора по тарифам регистратора, а также возместить ему расходы, связанные с передачей реестра. Определенная в пункте 7.6 передача реестра собственников происходит во взаимно обусловленный срок, но не позднее 5 рабочих дней от установленной даты закрытия реестра. Датой закрытия реестра является дата прекращения действия договора согласно уведомлению.

Пункт 7.5 предыдущей редакции договора содержал следующее указание: «В случае прекращения действия договора регистратор обязан передать новому реестрополучателю реестр собственников ЦБ, как в электронном виде, так и в виде архива на бумажных носителях в форме, приемлемой для учета у ­регистратора на дату прекращения договора». И срок 60 дней в этой редакции договора не указан.

Согласно пункту 7 раздела 8 Положе­ния о порядке ведения реестров владельцев именных ценных бумаг, утвержденного решением ГКЦБФР № 1000 от 17 ок­тября 2006 года, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 22 января 2007 года под № 49/13316 (Положение № 1000), в случае прекращения регистратором деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг по решению его соответствующего органа управления, в том числе в случае окончания срока действия лицензии регистратора без получения новой лицензии, регистратор обязан сообщить эмитентам об этом и о расторжении договора в одностороннем порядке не менее чем за 30 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии.

Ввиду коллизии двух норм в отношении количества дней (60 и 30) возникает вопрос, каким нормативным актом руководствоваться и за сколько дней уведомлять эмитентов: Положением № 1000 в редакции изменений декабря 2008 года или Типовым договором в редакции изменений мая 2008 года. Оба нормативных акта утверждены решениями ГКЦБФР и не имеют высшей силы один над другим. Таким образом, при возникновении коллизий следует руководствоваться актом, принятым позже, то есть изменениями декабря 2008 года в Положение № 1000.

А теперь рассмотрим, что об этом сказано в Кодексе. Согласно статье 188 Хозяйственного кодекса Украины (ХК), изменение и расторжение хозяйственных договоров в одностороннем порядке не допускаются, если другое не предусмотрено законом или договором. Сторона договора, желающая изменить или расторгнуть договор, должна послать предложения об этом второй стороне договора.

Сторона договора, получившая предложение об изменении или расторжении договора, в двадцатидневный срок после получения предложения сообщает второй стороне о результатах его ­рассмотрения. В случае недостижения сторонами согласия относительно изменения (расторжения) договора или неполучения ответа в установленный срок, с учетом времени почтового обращения, заинтересованная сторона имеет право передать спор на рассмотрение суда. Если судебным решением договор будет изменен или расторгнут, договор считается измененным или расторгнутым со дня вступления в силу данного решения, если другой срок вступления в силу не установлен решением.

Но так как данные нормы Кодекса носят общий характер, а Положение № 1000 и Типовой договор являются специальными нормативными актами, то следует применять именно последние в спорных вопросах.

Ведение реестра акционеров

Для того чтобы дальше перейти к анализу норм, напомню читателям некоторые термины. Итак, регистратор — юридическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, получивший в установленном порядке лицензию на ведение реестров владельцев именных ценных бумаг.

Статьей 2 Закона Украины «О На­циональной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине» от 10 декабря 1997 года (Закон № 710/97), предусмотрен принцип, согласно которому ведение реестров владельцев именных ценных бумаг является исключительной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности и не может сочетаться с другими видами деятельности, кроме депозитарной.

Согласно пункту 2 статьи 12 указанного Закона, регистратор ведет реестр владельцев именных ценных бумаг на условиях договора, заключаемого с эмитентом ценных бумаг. Типовая форма договора утверждается ГКЦБФР.

Оплата услуг регистратора осуществляется по тарифам, установленным самим хранителем. Максимальный размер тарифов устанавливается ГКЦБФР по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины. Контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы осуществляет ГКЦБФР, а также в пределах полномочий, определенных законодательством Украины, — Национальный банк Украины, Министерство финансов Украины и другие государственные органы (статьи 12, 17 Закона № 710/ 97 «О Национальной депозитарной системе и особенности электронного оборота ценных бумаг на Украине»).

В статье 1 (Общие положения) Положения о деятельности по учету прав собственности на именные ценные бумаги и депозитарной деятельности, утвержденного Указом Президента Украины № 160/96 от 2 марта 1996 года, (Положение № 160/96) предусмотрено, что деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг — это сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему реестра владельцев именных ценных бумаг, относительно именных ценных бумаг, их эмитентов и владельцев.

Кроме того, чтобы лучше разобраться в важности передачи реестров акционеров при расторжении договоров, хочу обратить внимание на следующее. Система реестра владельцев именных ценных бумаг — это совокупность данных, зафиксированных в бумажной и/или безбумажной форме (в виде записей в электронных базах данных), которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных в этой системе владельцев, номинальных держателей именных ценных бумаг и именных ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, получение и предоставление информации этим лицам и составление реестра владельцев именных ценных бумаг. Реестр владельцев именных ценных бумаг (реестр) — перечень по состоянию на определенную дату владельцев именных ценных бумаг, принадлежащих им именных ценных бумаг, является составной частью системы реестра и позволяет идентифицировать этих владельцев, количество, номинальную стоимость и вид принадлежащих им именных ценных бумаг. Выписка из реестра — письменный документ, выдаваемый регистратором и подтверждающий запись в реестре владельцев именных ценных бумаг относительно владельца и именных ценных бумаг.

Согласно пункту 13 главы 3 Ли­цен­зионных условий, осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке — депозитарной деятельности, а именно: деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденных решением ГКЦБФР № 348 от 26 мая 2006 года (Лицензионные условия № 348), регистратор (кроме банка) обязан до 1 апреля следующего за отчетным ­года подать в ГКЦБФР копию баланса (форма № 1), согласно приложению к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 2, и копию отчета о финансовых результатах (форма № 2). Согласно приложению к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», копии финансовой отчетности, предоставляемые регистратором согласно этому пункту в письменной форме, предоставляются также в электронной форме в формате, определенном Комиссией.

Передача документов при прекращении деятельности регистратора

Итак, перейдем к нормативному регулированию самой передачи документов, ее порядка и особенностей.

В статье 3 Положения о порядке перевода выпуска именных акций документарной формы в бездокументарную форму существования, утвержденного решением ГКЦБФР № 98 от 30 июня 2000 года и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 12 октября 2000 года под № 706/4927 (Положение № 98), указывается, что передача реестра, составленного по состоянию на дату прекращения ведения реестра, хранителю оформляется актом приема-передачи. Такой акт определяет передачу реестра владельцев именных ценных бумаг, составленного на дату прекращения ведения реестра, в бумажной форме в 1-2 экземплярах и электронной версии. Акт приема-передачи подписывается руководителями или уполномоченными представителями, заверяется печатями регистратора, эмитента и хранителя и составляется в 4-5 экземплярах. По одному экземпляру акта приема-передачи предоставляют регистратору, эмитенту, хранителю, депозитарию, с которым эмитентом заключен договор об обслуживании эмиссии ценных бумаг по выпуску ценных бумаг. Дата подписания этого акта является датой передачи реестра реестродержателем.

В случае определения эмитента или Национального депозитария Украины как уполномоченного на хранение реестра реестродержатель, осуществлявший ведение реестра владельцев именных ценных бумаг выпуска, дематериализуется. В течение 20 рабочих дней с даты передачи реестра реестродержатель направляет для долгосрочного хранения эмитенту или Национальному депозитарию Украины как уполномоченным на хранение первичные документы, на основании которых была сформирована система реестра и вносились изменения в систему реестра. Передача оформляется актом приема-передачи. Реестродержатель, осуществлявший ведение системы реестра собственников именных ценных бумаг, или эмитент, или Национальный депозитарий Украины как уполномоченный на хранение обязаны обеспечить предъявление первичных документов, которые были основанием для формирования системы реестра и внесения изменений в нее, находящихся у них на хранении, или предоставление копий таких документов уполномоченным лицам эмитента, хранителя, которому был передан реестр, а также лицам, зарегистрированным в реестре до даты передачи реестра, по их требованию и органам государственной власти в соответствии с их полномочиями, определенными законами.

Как указано в пункте 3.10 Положения № 98, реестродержатель должен в течение 30 рабочих дней с даты окончания (аннулирования) действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке — депозитарной деятельности, а именно: деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, передать для долгосрочного хранения Национальному депозитарию Украины или эмитенту первичные документы, на основании которых была сформирована система реестра и осуществлялись изменения в системе реестра (если указанные документы не были переданы эмитенту или Национальному депозитарию ранее). Передача оформляется соответствующим актом приема-передачи.

Дата передачи системы реестра должна быть назначена в период действия лицензии регистратора.

Кто же принимает решение о том, кому передавать реестры? Кто будет новым регистратором? На эти вопросы законодательство не дает однозначного ответа.

Так, пунктом 21 части 2 Закона Укра­ины «Об акционерных обществах» от 17 сентября 2008 года предусмотрено, что к исключительным полномочиям наблюдательного совета акционерного общества относится принятие решения об избрании (замене) регистратора собственников именных ценных бумаг общества или депозитария ценных бумаг и утверждение условий договора, который будет заключен с ним, установление размера оплаты его услуг.

В пункте 12 раздела 1 решения ГКЦБФР № 1000 указано, что решение о передаче ведения реестра владельцев именных ценных бумаг принимается общим собранием эмитента. Условия договора на ведение реестра утверждаются общими собраниями или наблюдательным советом в порядке, определенном уставом эмитента.

Но всем нам хорошо известно, что собрать собрание акционеров по такому вопросу — дело не только непростое, но и довольно продолжительное. И уложиться в лимит 30 или даже 60 дней никак не получится!

Но решение № 1000 описывает, как поступать в подобной ситуации. Так, если в определенный срок решение о передаче ведения реестра новому реестродержателю не может быть принято общим собранием акционеров, исполнительный орган эмитента (правление) по согласованию с наблюдательным советом (при его наличии) принимает решение об избрании временного реестродержателя и передаче ему ведения реестра сроком до принятия решения об избрании нового реестродержателя на ближайших общих собраниях, но не позже двухмесячного срока.

Решения об избрании временного реестродержателя и передаче ему ведения реестра возможны только при условии невозможности ведения реестра владельцев именных ценных бумаг в случае окончания срока действия лицензии.

Ответственность регистратора

Пунктом 5 статьи 8 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг на Украине» от 30 октября 1996 года (Закон № 448/ 96) урегулирован вопрос полномочий ГКЦБФР, и в случае нарушения законодательства о ценных бумагах, нормативных актов ГКЦБФР выносить преду­преждения, а именно: предоставлено право приостанавливать на срок до одного года размещение (продажу) и обращение ценных бумаг того или иного эмитента, действие лицензий, выданных ГКЦБФР, аннулировать действие таких лицензий. Комиссия также имеет право проводить самостоятельно или совместно с другими соответствующими органами проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг; направлять эмитентам, лицам, осуществляющим профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, фондовым биржам и саморегулируемым организациям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах и требовать предоставления необходимых документов в соответствии с действующим законодательством (пункт 10); направлять материалы в правоохранительные органы относительно фактов правонарушений, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность, если в компетенцию комиссии не входит наложение административных взысканий за соответствующие правонарушения (пункт 11); разрабатывать и утверждать по вопросам, относящимся к ее компетенции, обязательные для исполнения нормативные акты (пункт 13); налагать административные взыскания, штрафные и иные санкции за нарушение действующего законодательства на юридических лиц и их сотрудников, вплоть до аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (пункт 14).

Пунктом 7 статьи 11 Закона № 448/ 96 предусмотрено, что непредставление, представление не в полном объеме информации и/или представление недостоверной информации в ГКЦБФР влечет штраф в размере до 17 000 грн. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от 17 000 до 85 000 грн. Согласно пункту 8 этой же статьи, невыполнение или несвоевременное выполнение решений ГКЦБФР или распоряжений, постановлений, решений уполномоченных лиц ГКЦБФР по устранению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг — в размере от 17 000 до 85 000 грн. За те же действия, совершенные повторно в течение года, — в размере от 85 000 до 170 000 грн.

Как указано в пункте 2 Правил проведения проверок деятельности эмитентов и саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, утвержденных решением ГКЦБФР № 302 от 8 июля 2003 года, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 30 июля 2003 года под № 658/7979 (Правила № 302), плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в году. Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в орган контроля в письменной форме заявления (сообщения) о нарушении эмитентом или саморегулируемой организацией законодательства о ценных бумагах, а также при поступлении в орган контроля решений, приказов, постановлений судов, постановлений следователей о проведении проверок эмитента или саморегулируемой организации.

В статье 244-17 КУоАП говорится, что ГКЦБФР рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства на рынке ценных бумаг (статьи 163, 163-5—163-11, 188-30). От имени ГКЦБФР рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право председатель, члены Комиссии, начальники ее территориальных органов. Так, статьей 188-30 предусмотрено, что уклонение от исполнения или несвое­временное исполнение должностным лицом участника фондового рынка решений ГКЦБФР или распоряжений, постановлений или решений уполномоченных лиц ГКЦБФР относительно устранения нарушений законодательства на рынке ценных бумаг влечет наложение штрафа от 8500 до 11 900 грн.

К тому же, согласно Закону Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28 ноября 2002 года, регистратор как участник рынка ценных бумаг является субъектом первичного финансового мониторинга (пункт 4 статьи 5). Проверяющим органом финансового мониторинга является, в частности, ГКЦБФР (пункт 3 статьи 5 Закона). Как предусмотрено в пункте 3 статьи 17 Закона, за нарушение обязанностей, определенных статьями 6, 8—12, 17, 22 настоящего Закона и не указанных в абзацах 1—5 части 3 этой статьи, налагается штраф в размере до 5100 грн.

Выводы

1. В случае расторжения договора необходимо уведомить регистратора эмитента за 30 дней с указанием даты прекращения договорных отношений.

2. Эмитент должен назначить нового регистратора на общем собрании акционеров или руководитель по согласованию с наблюдательным советом.

3. Если общество нельзя найти или оно не указало нового регистратора — передать реестры в Национальный депозитарий Украины.

4. Все первичные документы, на основании которых формировались реестры, передать Национальному депозитарию Украины или эмитенту.

5. Дата передачи системы реестра должна быть назначена в период действия лицензии регистратора.

6. Окончание срока действия лицензии не является основанием для внеплановой проверки, плановая же может проводиться 1 раз в году.

7. Регистратор как участник рынка ценных бумаг является субъектом первичного финансового мониторинга, и его также проверяют в данном ракурсе (в частности, ГКЦБФР).

8. За невыполнение решений ГКЦБФР может налагаться штраф до 85 000 грн, а при повторном нарушении в течение года — до 170 000 грн.

КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации «Юридический Дом «Защита», г. Харьков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Взаимонеуважение

Актуальный документ

Документы и аналитика

Поворот исполнения

Акцент

Полномочия ГИС оформили

В фокусе

Кадастровые проблемы и их решение

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Выговор или увольнение

Государство и юристы

Новости законотворчества

О регистрации прав на недвижимость

Новая обязанность следователя

Президент Украины подписал ряд законов

Государство и юристы

Добровольная сдача

Документы и аналитика

«Судебное мародерство»

Регистратор уже не регистратор

Историческая практика

Дело харьковских банков

Книжная полка

Гендерное равенство для судей

Неделя права

Новости из-за рубежа

Google оштрафовали на 430 тысяч евро

Кодекс этики для чиновников

Неделя права

Минюст не будет защищаться голографией

Обновление ниже минимума

Таможенные налоги

Достижения и планы АМКУ

Неделя права

Новости из-за рубежа

Первая необходимость

Новости из зала суда

Судебная практика

БЮТ не смог отстоять дату парламентских выборов

Повышение цены на газ — правомерно

Суд не взыскал деньги за невыполнение условий договора

Нацбанк отстоял правомерность своих требований

Новости юридических фирм

Частная практика

Игорь Свечкарь —победитель в номинации конкурентного права ILO

ЮФ «Саенко Харенко» — юридический советник в связи с продажей имущественного комплекса

МЮФ Integrites осуществила юридическое сопровождение финансирования для «АТБ‑маркет»

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

«Юридической практике» — 16 лет!

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

О неправомерной бездеятельности таможенного органа

Об обязанностях налогоплательщика

Об уступке права требования

Самое важное

Битву выиграл, а войну?

Судебная практика

Квасовые разногласия

Европейский регресс

Судебная практика

Судебные решения

Об ответственности за отсутствие необходимой информации о товаре

Об идентификации и предоставлении финансовых услуг

Об обжаловании определения об отказе в отмене примененных ранее мер обеспечения иска

Тема номера

Весь опыт — в общую копилку

Рекламная опасность

Частная практика

Чем больше, тем успешнее?

Локальные отличия юрфирм

Невидимый фронт в юрфирме

Юридический форум

Один среди миллиардеров

Работа над еврозамечаниями

Інші новини

PRAVO.UA