Ныне правовые и организационные основы реализации конституционного права на свободу объединения регулируются Законом Украины «Об объединениях граждан», принятом еще в 1992 году. Его нормы во многом устарели и не обеспечивают соблюдения европейских стандартов в сфере правового регулирования деятельности общественных организаций. О необходимости усовершенствования национального законодательства, регулирующего деятельность общественных организаций, неоднократно заявляли европейские эксперты.
На рассмотрение парламента внесен проект Закона Украины «Об общественных организациях». Разработчиком данного законопроекта выступило Министерство юстиции Украины. Авторы законопроекта отмечают, что в демократичном обществе должно происходить полноценное партнерство государства и негосударственного сектора, создавая благоприятные условия для раскрытия общественного потенциала и направления социальной активности. С целью обеспечения реализации этого тезиса законопроектом устанавливаются правовые и организационные основы функционирования общественных организаций, в частности, предусматривается, что не только объединение физических, но и юридических лиц может стать общественной организацией. Также предлагается новый подход к регистрации общественных организаций и осуществлению контроля за их деятельностью.
Итак, в законопроекте дается более полное определение общественных организаций — добровольных объединений лиц для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общественных интересов. Основателями общественных организаций, кроме граждан Украины, могут быть также иностранцы или лица без гражданства, в том числе несовершеннолетние (в случаях, установленных законом), и юридические лица частного права. Количество основателей общественной организации не может составлять меньше трех лиц.
Предлагается установить ограничения относительно наименования общественной организации. Собственное наименование общественной организации должно отличаться от собственного наименования любой другой общественной организации, легализированной на Украине. Такое название не может содержать наименование другого юридического лица. Запрещается также использовать в наименовании общественной организации название государственного органа или органа местного самоуправления или подобное название, слова «государственный», «общегосударственный», «коммунальный» и их производные. Общественные организации, кроме того, не имеют права использовать в наименовании и уставе (положении) слова «профсоюз», «партия» и их производные.
Новеллой законопроекта является подход к деятельности общественных организаций без ограничений по территориальному признаку (то есть без деления общественных организаций на местные, всеукраинские и международные в понимании действующего Закона Украины «Об объединениях граждан»), что даст возможность общественным организациям свободно осуществлять свою деятельность на всей территории Украины без перерегистрации.
В связи с этим предусмотрена новая концепция легализации общественных организаций, а именно: Министерством юстиции Украины и его территориальными органами. Напомним, что ныне общественные организации проходят «двойную регистрацию» — в органах юстиции и органах местного самоуправления. Справедливо признавая такую ситуацию излишне обременительной, Минюст предлагает ее упростить. Легализация общественных организаций будет осуществляться путем письменного сообщения об учреждении и регистрации как юридического лица, аккредитации филиала или представительства иностранной неправительственной организации. Отметим, что к исключительной компетенции Минюста, как легализационного органа, отнесены: аккредитация филиалов и представительств иностранных общественных (неправительственных) организаций, регистрация символики общественных организаций и предоставление общественным организациям статуса «всеукраинская».
Для легализации общественных организаций путем сообщения об учреждении основатели или уполномоченные ими представители будут обязаны подать органу легализации (направить заказным письмом) письменное сообщение об учреждении установленного образца. Подписи в сообщении должны быть нотариально удостоверены. В случае отсутствия оснований для отказа орган легализации в письменном виде сообщает основателям общественной организации о легализации общественной организации и внесении сведений об общественной организации, легализируемой путем сообщения об учреждении, в Учетный реестр общественных организаций. Общественные организации, которые легализируются путем сообщения об учреждении, не являются юридическими лицами. В случае необходимости получения этого статуса они должны пройти процедуру государственной регистрации.
Государственная регистрация общественных организаций будет осуществляться органом легализации (то есть территориальным органом Минюста) в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» с учетом особенностей, предусмотренных законопроектом. Информация об общественной организации, легализированной путем госрегистрации, подлежит внесению в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
Кроме того, согласно законопроекту, зарегистрированная общественная организация может получить статус «всеукраинская» или отказаться от него по упрощенной процедуре. «Всеукраинской» может быть общественная организация, которая имеет территориальные представительства в большинстве (то есть, как минимум в 14) административно-территориальных единиц Украины.
Информация обо всех общественных организациях будет внесена в Учетный реестр общественных организаций, который надлежит вести Минюсту — с целью обеспечения государственных органов, граждан и юридических лиц достоверной информацией об общественных организациях. Информация Учетного реестра должна быть открытой для ознакомления и размещаться на официальном веб-сайте Минюста.
Существенно изменен порядок осуществления контроля за деятельностью общественных организаций. В законопроект, в частности, включена общая норма, определяющая основы госконтроля: «Государство осуществляет контроль за деятельностью общественных организаций через органы легализации, правоохранительные, финансовые органы и органы контрольно-ревизионной службы, органы государственной налоговой службы на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины». Вместе с тем контрольные полномочия легализационных органов ограничены — Министерство юстиции (его территориальные органы) будет иметь право не чаще одного раза в год проверять деятельность общественной организации на соответствие законодательству об общественных организациях. Напомним, что, согласно действующему ныне законодательству, контрольные полномочия Минюста ничем не ограничены, его сотрудники имеют право присутствовать на мероприятиях, проводимых общественной организацией, требовать необходимые документы и получать пояснения — согласно законопроекту, такая процедура будет применима только в случае проверки факта нарушения, по жалобе граждан или сообщению органов государственной власти и местного самоуправления. Из перечня санкций, применяемых в случае нарушения законодательства, в законопроекте остались только предупреждение и принудительный роспуск (ликвидация) общественных организаций.
Отметим, что в переходных положениях законопроекта предусматривается, что общественные организации, которые зарегистрированы до вступления в силу этого закона, на протяжении двух лет должны привести свои учредительные документы в соответствие с его требованиями (регистрационный сбор за внесение таких изменений взиматься не будет).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…