Регистрация прав на недвижимость — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №52 (262) » Регистрация прав на недвижимость

Регистрация прав на недвижимость

Согласно приказу Министерства юстиции Украины № 7/5 от 7 февраля 2002 года «Об утверждении Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество» (с изменениями и дополнениями), который действует до момента принятия Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», был изменен порядок оформления и переоформления прав собственности на недвижимое имущество. Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество было разработано Министерством юстиции совместно с Ассоциацией бюро технической инвентаризации «Укртехинвентаризация». Кроме того, Министерство юстиции Украины подготовило проект Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», который предполагает создание органами юстиции системы регистрации прав на недвижимое имущество на базе бюро технической инвентаризации (БТИ). Это позволит уменьшить затраты на регистрацию со стороны государства, усилит защиту прав на недвижимое имущество, предусмотренное Конституцией Украины, и упростит получение физическими и юридическими лицами информации об объектах недвижимости из Реестра прав на недвижимость.

Началом создания системы регистрации прав на недвижимое имущество стала подготовка Министерством юстиции Украины законопроекта, предусматривающего создание в структуре министерства Агентства регистрации прав собственности. Однако этот законопроект не получил поддержки со стороны депутатов Верховного Совета Украины.

По мнению представителей БТИ, приказ Министерства юстиции Украины № 7/5 от 7 февраля 2002 года «О временном положении о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество» выходит за пределы нормативно-методического обеспечения регистрации прав собственности на недвижимое имущество, которое осуществляет Минюст Украины в соответствии с «Положением о Министерстве юстиции Украины». Изменение существующего порядка переоформления и регистрации прав собственности только усложняет этот процесс и ведет к повышению тарифов на услуги БТИ.

Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество является обязательным не только для центральных и местных органов исполнительной власти, но и для органов местного самоуправления. Таким образом, происходит вмешательство в хозяйственную деятельность коммунальных предприятий, которыми являются бюро технической инвентаризации, что противоречит статье 27 Закона Украины

«О предприятиях». БТИ основаны на собственности территориальной общины и подчинены органам местного самоуправления, и Министерство юстиции не имеет права издавать приказы для этих органов без согласования с соответствующими советами народных депутатов.

Создание государственного Реестра прав собственности на недвижимое имущество в том виде, который предусмотрен в вышеупомянутом приказе Министерства юстиции, не отвечает требованиям законов Украины «О собственности» и «Об информации», которыми запрещается хранение, использование и разглашение конфиденциальной информации о лице без его предварительного согласия, кроме случаев, указанных законом. В процессе регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества территориальная община и БТИ являются совладельцами конфиденциальной информации. Последнее не наделено правом передавать Министерству юстиции информацию о наличии недвижимости у члена территориальной общины.

Министерство юстиции Украины приказом № 45/5 от 3 июня 2002 года внесло изменения и дополнения во «Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество», согласно которым с 1 октября 2002 года Бюро технической инвентаризации Украины должно выдавать извлечения из Реестра прав собственности на недвижимое имущество и оформлять свидетельства о правах собственности на недвижимое имущество на специальных бланках, образец и описание которых утверждается Министерством юстиции Украины. Извлечения из Реестра прав собственности на недвижимое имущество и свидетельства о правах собственности на недвижимое имущество, выполненные с 1 октября 2002 года не на специальном бланке, являются недействительными, так как выполнение Министерством юстиции подобных функций закон не предусматривает.

Согласно «Временному положению о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество», БТИ обязано вносить информацию в Реестр прав собственности на недвижимое имущество за отдельную плату, установленную администратором Реестра (государственным предприятием «Информационный центр»). При регистрации прав собственности БТИ должно получать информацию из Реестра прав собственности на недвижимое имущество для оформления справок о принадлежности недвижимого имущества физическим и юридическим лицам. За полученную информацию БТИ также обязано вносить плату, поэтому подобная процедура наверняка приведет к существенному повышению действующих тарифов на услуги БТИ.

Как убеждены сотрудники БТИ, введение нового порядка переоформления и регистрации прав собственности на недвижимое имущество связано с дополнительными капитальными вложениями (установление модемной связи с Министерством юстиции, компьютеризация), что в свою очередь приведет к повышению действующих тарифов на услуги БТИ. Проведение обязательной технической инвентаризации в связи с регистрацией прав собственности на недвижимое имущество вызовет, кроме того, увеличение численности сотрудников БТИ, которым необходимо будет предоставить и оборудовать дополнительные рабочие места. Это ведет к дополнительным расходам, что также отразится на уровне тарифов. Кроме этого, придется платить за изготовление вышеупомянутых специальных бланков для свидетельств о правах собственности на недвижимое имущество, извлечений из Реестра прав собственности, по ценам, которые установит государственное предприятие «Информационный центр» Министерства юстиции Украины.

Минюст уверен в своей правоте

В Министерстве юстиции Украины считают, что в соответствии с положениями Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» полномочия по учету и регистрации объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности относятся к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов народных депутатов. Вышеназванным Законом предусмотрены полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов народных депутатов по учету и регистрации объектов недвижимости, а не прав на них (понятия «объекты» и «права на эти объекты» имеют разное содержание и применение). Эти полномочия должны осуществляться в соответствии с законом, регулирующим правоотношения, связанные с регистрацией прав на недвижимость.

Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, по мнению сотрудников Министерства юстиции, соответствует законам Украины «О предприятиях на Украине» и «О предпринимательстве». Не расходится Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество и с положениями Закона Украины «Об информации». Согласно Временному положению, информация о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество не является открытой. Права и перечень лиц, которые могут ее получить, четко определены, установлен порядок предоставления такой информации, право на получение которой имеют собственники недвижимости (их наследники) или уполномоченные ими лица. Государственным органам информация предоставляется в соответствии с официальным запросом.

Поживем — увидим…

Таким образом, позиции БТИ и Министерства юстиции Украины по вопросу о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество очерчены довольно четко. По мнению БТИ, изменение этого порядка неминуемо приведет к значительному повышению действующих тарифов на услуги БТИ. А в Министерстве юстиции Украины убеждены, что оставлять действующий порядок регистрации прав собственности на недвижимое имущество без изменений было бы ошибочно. Иностранные инвесторы до тех пор не придут на рынок Украины, пока в нашей стране не будет создан надежный механизм защиты прав на недвижимое имущество. На мой взгляд, поставить точку в этом противостоянии мнений сможет только принятие Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Украина и ЕС: вопросы гармонизации

Деловая практика

Внеплановая проверка предприятия

Законодательная практика

Регистрация прав на недвижимость

Зарубежная практика

Налоговая амнистия в Германии

Иск к Philip Morris уменьшен в тысячу раз

Реформа местного самоуправления

Центральный банк РФ: больше полномочий

Новая система регистрации иностранцев

В Гааге прошла конференция по международному частному праву

Россия отменяет оборотные налоги

Неделя права

Товарный знак: нужна защита

Самые «юридические» события года

Главное — обеспечение доказательств

Новости профессии

КСУ рассматривает дело Тимошенко

Юридические лица могут быть избраны в наблюдательный совет АО

Необходимо внести изменения в УПК Украины

Прецеденты

Взыскание задолженности по контракту

Прекращение процедуры банкротства

Судебная практика

Судопроизводство украинского «разлива»

Юридически несостоятельное решение?

Тема номера

Проблемная регистрация предприятия

Экологические индульгенции

Частная практика

Права адвоката и Евроконвенция

Назван лучший нотариус года

Юридический форум

Самые деятельные юристы года

Контроль экономической концентрации в ЕС

Інші новини

PRAVO.UA