Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №15 (381) » Регистрация прав на недвижимость

Регистрация прав на недвижимость

Объем полномочий органов местного самоуправления при принятии нормативных актов по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество

В аспекте шероховатостей законодательства национальный парламент старается не упускать лидирующих позиций, уверенно стремясь зачастую к одному ему известной цели. Речь идет не только о качестве принимаемой законодательной базы, но и о согласовании между собой законодательных и иных нормативно-правовых актов (в том числе органов местного самоуправления), регулирующих конкретные правоотношения. Естественно, что разночтения и отсутствие должного конт­роля, в частности за нормативно-правовыми актами, принимаемыми «на мес­тах», порождают массу проблем в правоприменительной практике. Об одной из них и пойдет речь далее. В этой статье хотелось бы остановиться на объеме полномочий органов местного управления при принятии нормативно-правовых актов по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество.

Итак, в 2004 году местный Ялтинский городской суд Автономной Республики Крым рассмотрел дело по жалобе гражданина Б. Заявитель обратился в суд с жалобой, в которой просил суд отменить решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 1 декабря 2003 года «Об оформлении БТИ справок на отчуждение» (Решение). Свои требования заявитель мотивировал тем, что положения Решения противоречат законодательству и ущемляют право собственности. Дело в том, что указанным Решением исполнительный комитет Ялтинского городского совета обязывал Бюро технической инвентаризации г. Ялты при обращении граждан для получения справок на отчуждение квартиры требовать от заявителя предоставление справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Заявитель, гражданин Б., обратился в БТИ г. Ялты для получения справки на отчуждение принадлежащей ему части квартиры. Однако в БТИ он получил отказ со ссылкой на упомянутые обстоятельства, поскольку требуемой справки он не предоставил.

В соответствии с пунктом 2.1 Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины № 7/5 от 7 февраля 2002 года, для регистрации возникновения, существования, прекращения прав собственности на недвижимое имущество в БТИ вместе с заявлением о регистрации прав собственности подаются правоустанавливающие документы, их копии, а также другие документы, определенные данным положением. А вот требования о необходимости предоставления пресловутой справки это положение не содержит.

Конечно, спорить с авторами Решения довольно проблематично, а потому гр-н Б. оспорил эти нормы в суде со ссылкой на следующее. Согласно статье 48 Закона Украины «О собственности», государство законодательно обеспечивает гражданам, организациям и иным собственникам равные условия защиты права собственности. Собственник может требовать устранения каких-либо нарушений своего права, даже если такие нарушения не сопровождаются лишением владения, и возмещения причиненных этим убытков. Кроме того, в соответствии со статьей 2481 Гражданского процессуального кодекса Украины, физическое лицо имеет право обратиться в суд с жалобой, если считает, что решением, действием или бездействием государственного органа, юридического или должностного лица при осуществлении им управленческих функций нарушены его права или свободы. Ссылаясь на указанные нормы, суд жалобу удовлетворил и постановил спорное Решение отменить.

Однако затронутая проблема заслуживает рассмотрения с более широкого ракурса. Так, статья 41 Конституции Украины устанавливает, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своею собственностью. Кроме того, той же статьей предусмотрено, что право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом. Вместе с тем, если речь заходит о приобретении права собственности, возникает и вопрос о ее отчуждении. С этой точки зрения необходимо помнить, что отчуждение, в данном случае недвижимости, является неотъемлемой составляющей права собственности и осуществ­ляется согласно действующему законодательству. В свою очередь, последнее, регулируя отношения собственности, устанавливает определенные «правила игры» для субъектов правоотношений. Одним из них является обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество — это официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений, сопровождающееся внесением данных в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений. Такая регистрация осуществ­ляется согласно действующему законодательству, в частности, Гражданскому кодексу Украины, Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» (Закон) и пр.

Статьей 3 Закона установлено, что вещные права на недвижимое имущество, их ограничения и сделки относительно недвижимого имущества подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном Законом. Информацию о необходимом перечне документов для осуществления государственной регистрации, согласно порядку ведения Государственного реестра прав, обнародует государственный орган регистрации, которым, в соответствии со статьей 5 Закона, является Гос­комзем и созданное при нем государственное хозрасчетное юридическое лицо с консолидированным счетом с его отделениями на местах. Необходимый перечень документов для государственной регистрации содержит статья 19 Закона, и в ней, как можно догадаться, нет упоминаний относительно справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на то что данной статьей сделана ссылка на «иные акты органов местного самоуправления, их должностных лиц», ею же установлено, что они не должны выходить за рамки полномочий такого органа, должностного лица, закрепленных в первую очередь Законом Украины «О местном самоуправлении».

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Защитники с большой... дороги

Деловая практика

Маркирование кинофильмов

Законодательная практика

Новеллы бюджета — 2005

Комментарии и аналитика

Мораторий в процедуре банкротства

Неделя права

Адвокат — субъект финмониторинга?

АМКУ: страсти накаляются

Кассации грозят изменения

Восстановит ли КСУ права фермеров?

В КСУ ожидается пополнение

Реестр событий

Каковы шансы «Криворожстали»?

Финал в деле судьи Бородина

Украина под градом решений Евросуда

Репортаж

«Вновь открывшаяся» реприватизация

Третейские суды: проблемы и перспективы

Судебная практика

Регистрация прав на недвижимость

Тонкости института исковой давности

Судебные решения

Основания для утраты пользования жилым помещением

Правовые основания для выселения из спорного помещения

Неявка истца в суд не всегда влечет оставление иска без рассмотрения

Полномочия по назначению арбитражного управляющего в процедуре банкротства госпредприятий

Тема номера

Операции с ФОНовыми сертификатами

И снова о строительстве мансард

Трибуна

«Новый» проект со старыми проблемами

Частная практика

Создаем фирму правильно

Юридический форум

«Нормативные акты Украины» для ноутбуков

Праздник Alma mater

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: