В аспекте шероховатостей законодательства национальный парламент старается не упускать лидирующих позиций, уверенно стремясь зачастую к одному ему известной цели. Речь идет не только о качестве принимаемой законодательной базы, но и о согласовании между собой законодательных и иных нормативно-правовых актов (в том числе органов местного самоуправления), регулирующих конкретные правоотношения. Естественно, что разночтения и отсутствие должного контроля, в частности за нормативно-правовыми актами, принимаемыми «на местах», порождают массу проблем в правоприменительной практике. Об одной из них и пойдет речь далее. В этой статье хотелось бы остановиться на объеме полномочий органов местного управления при принятии нормативно-правовых актов по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество.
Итак, в 2004 году местный Ялтинский городской суд Автономной Республики Крым рассмотрел дело по жалобе гражданина Б. Заявитель обратился в суд с жалобой, в которой просил суд отменить решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета от 1 декабря 2003 года «Об оформлении БТИ справок на отчуждение» (Решение). Свои требования заявитель мотивировал тем, что положения Решения противоречат законодательству и ущемляют право собственности. Дело в том, что указанным Решением исполнительный комитет Ялтинского городского совета обязывал Бюро технической инвентаризации г. Ялты при обращении граждан для получения справок на отчуждение квартиры требовать от заявителя предоставление справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Заявитель, гражданин Б., обратился в БТИ г. Ялты для получения справки на отчуждение принадлежащей ему части квартиры. Однако в БТИ он получил отказ со ссылкой на упомянутые обстоятельства, поскольку требуемой справки он не предоставил.
В соответствии с пунктом 2.1 Временного положения о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины № 7/5 от 7 февраля 2002 года, для регистрации возникновения, существования, прекращения прав собственности на недвижимое имущество в БТИ вместе с заявлением о регистрации прав собственности подаются правоустанавливающие документы, их копии, а также другие документы, определенные данным положением. А вот требования о необходимости предоставления пресловутой справки это положение не содержит.
Конечно, спорить с авторами Решения довольно проблематично, а потому гр-н Б. оспорил эти нормы в суде со ссылкой на следующее. Согласно статье 48 Закона Украины «О собственности», государство законодательно обеспечивает гражданам, организациям и иным собственникам равные условия защиты права собственности. Собственник может требовать устранения каких-либо нарушений своего права, даже если такие нарушения не сопровождаются лишением владения, и возмещения причиненных этим убытков. Кроме того, в соответствии со статьей 2481 Гражданского процессуального кодекса Украины, физическое лицо имеет право обратиться в суд с жалобой, если считает, что решением, действием или бездействием государственного органа, юридического или должностного лица при осуществлении им управленческих функций нарушены его права или свободы. Ссылаясь на указанные нормы, суд жалобу удовлетворил и постановил спорное Решение отменить.
Однако затронутая проблема заслуживает рассмотрения с более широкого ракурса. Так, статья 41 Конституции Украины устанавливает, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своею собственностью. Кроме того, той же статьей предусмотрено, что право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом. Вместе с тем, если речь заходит о приобретении права собственности, возникает и вопрос о ее отчуждении. С этой точки зрения необходимо помнить, что отчуждение, в данном случае недвижимости, является неотъемлемой составляющей права собственности и осуществляется согласно действующему законодательству. В свою очередь, последнее, регулируя отношения собственности, устанавливает определенные «правила игры» для субъектов правоотношений. Одним из них является обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество — это официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений, сопровождающееся внесением данных в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений. Такая регистрация осуществляется согласно действующему законодательству, в частности, Гражданскому кодексу Украины, Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» (Закон) и пр.
Статьей 3 Закона установлено, что вещные права на недвижимое имущество, их ограничения и сделки относительно недвижимого имущества подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном Законом. Информацию о необходимом перечне документов для осуществления государственной регистрации, согласно порядку ведения Государственного реестра прав, обнародует государственный орган регистрации, которым, в соответствии со статьей 5 Закона, является Госкомзем и созданное при нем государственное хозрасчетное юридическое лицо с консолидированным счетом с его отделениями на местах. Необходимый перечень документов для государственной регистрации содержит статья 19 Закона, и в ней, как можно догадаться, нет упоминаний относительно справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на то что данной статьей сделана ссылка на «иные акты органов местного самоуправления, их должностных лиц», ею же установлено, что они не должны выходить за рамки полномочий такого органа, должностного лица, закрепленных в первую очередь Законом Украины «О местном самоуправлении».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…