С 1 июля 2004 года регистрация субъектов предпринимательской деятельности будет проводиться на основании специального Закона. Украина уже более десяти лет является независимым государством, и все это время, практически с первых дней независимости (с момента принятия законов Украины «О предпринимательстве», «О предприятиях на Украине», «О собственности» и «О хозяйственных обществах»), ее гражданам гарантировано право на предпринимательскую деятельность. Для одних — это единственная возможность выжить, для других — жить достойно. Но для всех без исключения занятие предпринимательской деятельностью (естественно, при соблюдении законов) начинается с государственной регистрации субъекта такой деятельности определенной организационно-правовой формы. Государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности (СПД) — это первый шаг любого гражданина на пути к предпринимательству.
Как ни печально, но до сих пор на законодательном уровне основной статьей, регулирующей государственную регистрацию наиболее распространенных видов СПД, является статья 8 Закона Украины «О предпринимательстве», которая определяет основные моменты государственной регистрации СПД, а также содержит отсылочную норму на подзаконные акты Кабинета Министров Украины. Основным среди таких актов является Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая 1998 года № 740 (Положение КМУ № 740).
Стоит заметить, что с момента принятия Закона Украины «О предпринимательстве» указанная 8 статья изменялась более десяти раз, что никоим образом не вносило стабильности в процедуру государственной регистрации СПД.
Как было сказано выше, на сегодняшний день государственная регистрация СПД до сих пор осуществляется на основе статьи 8 Закона Украины «О предпринимательстве» и Положения КМУ № 740. Однако 15 мая 2003 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон), который регулирует отношения, возникающие в сфере регистрации сфере юридических лиц, а также физических лиц — предпринимателей. В соответствии с заключительными положениями Закона он вступит в силу 1 июля 2004 года.
Очень сложно судить о любом законе, еще не вступившем в силу и не опробованном на практике. Однако в данном случае принятие Закона — это большой шаг вперед, даже если Закон не решает всех проблем, связанных с регистрацией СПД.
Прежде всего регулирование процедуры государственной регистрации СПД (и других юридических лиц) на законодательном уровне — нечто новое в законодательстве Украины, поскольку до этого процедура государственной регистрации подавляющего большинства СПД регулировалась подзаконными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.
Также немаловажное внимание следует уделить тому, что впервые в законодательстве Украины появилось определение термина «государственная регистрация». До принятия Закона такой термин употреблялся во многих законах и подзаконных нормативных актах Украины, но его определения не было ни в одном из них. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона государственная регистрация юридических лиц и физических лиц — предпринимателей — это засвидетельствование факта создания или прекращения юридического лица, засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий, предусмотренных этим Законом, путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. На мой взгляд, определение недостаточно полное. Не так давно в своей дипломной работе на тему «Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности», проведя анализ законодательства Украины и ознакомившись с научными работами, посвященными регистрации СПД, я дал следующее определение термину «государственная регистрация»: государственная регистрация — это процессуальная деятельность компетентных государственных органов, которая состоит в признании за организациями, наделенными учредителями статусом юридического лица такого статуса, внесении их в Единый государственный реестр с целью учета и обеспечения получения информации о таких субъектах и признание предпринимательской дееспособности за физическими лицами. На мой взгляд, этот вариант более удачен. Но, как бы там ни было, наличие в Законе определения термина «государственная регистрация» даже в таком виде — это большой плюс Закона и в целом законодательства Украины.
Закон также содержит некоторые определения других терминов, ранее не существовавших. К ним можно отнести следующие: «свидетельство о государственной регистрации», «государственный регистратор», «регистрационное дело». Наличие этих, а также других определений терминов значительно упрощает понимание и использование норм Закона и процедуры государственной регистрации СПД в целом.
Несмотря на свое название («О государственной регистрации юридических лиц»), Закон содержит норму, согласно которой некоторые виды юридических лиц регистрируются в особом порядке, предусмотренном другими законами Украины. К таким юридическим лицам Закон относит объединения граждан, благотворительные организации, партии, банки, биржи, финансовые учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления и другие.
Далее хотелось бы обратить внимание на некоторые отличия процедуры государственной регистрации, предусмотренной Законом, от процедуры, предусмотренной Положением КМУ № 740 и действующей до сих пор.
Прежде всего необходимо отметить изменение размера регистрационного сбора. Для наглядности данные приведены в таблице (см. таблицу).
Как видно из таблицы, размер регистрационного сбора увеличился. Стоит усомниться в целесообразности такого увеличения — ведь процедура регистрации СПД «под ключ» и так с каждым годом становится дороже в связи со сложностью такой регистрации, вызванной бюрократией, царящей в органах государственной регистрации и налоговой службы. Вряд ли увеличение регистрационного сбора будет способствовать появлению новых СПД.
Пункт 2 статьи 8 Закона содержит четкую норму о том, что в случае отправления документов, необходимых для регистрации СПД заказным письмом, подпись заявителя на регистрационной карточке должна быть заверена нотариально. В настоящее время в Положении КМУ № 740 нормы, требующей нотариального удостоверения подписи заявителя в случае подачи документов для регистрации СПД заказным письмом, не содержится.
Новинкой, которую привносит Закон, являются требования к бланку свидетельства о государственной регистрации. На данный момент свидетельство о государственной регистрации печатается на обычном листе формата А4 и содержит предусмотренные Положением КМУ № 740 реквизиты. Согласно же Закону, а именно пункта 2 статьи 9, бланки свидетельств о государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей будут являться бланками строгой отчетности, иметь свою серию и номер.
Также стоит отметить, что Закон достаточно подробно регулирует порядок регистрации изменений в учредительных документах юридических лиц в случаях, если новый учредитель является наследником умершего учредителя. В настоящее же время практика подобной регистрации в каждом отдельно взятом органе регистрации отличается.
В заключении хочется сказать, что наверняка в Закон будут вноситься изменения, вызванные практической необходимостью. Но в любом случае наличие этого Закона — шаг вперед в развитии законодательства Украины.
НЕДАЙВОДА Станислав — юрисконсульт ЧП «Консалтинг-Инвест», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…