Реформирование законодательства — необходимый этап развития любого современного государства. Не является исключением и Украина — мы наблюдаем активное реформирование внутреннего законодательства, в том числе антимонопольного.
Эксперты в области антимонопольного права неоднократно отмечали, что Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) является одним из наиболее прогрессивных органов, а его деятельность направлена на эффективное развитие добросовестной конкуренции в стране.
При помощи международных партнеров АМКУ работает над развитием важнейших программ и совершенствованием конкурентного законодательства Украины в соответствии с международными стандартами и передовыми практиками иностранных конкурентных ведомств.
Отчет АМКУ
Опубликованный АМКУ отчет о результатах деятельности за 2016 год (отчет АМКУ) приятно удивил не только своей формой, но и содержанием.
Отчет АМКУ больше напоминает современный документ международной корпорации, акции которой котируются на NYSE, нежели привычный для нас годовой отчет о результатах работы украинского государственного органа.
Прежде всего, анализируя отчет АМКУ, можно заметить существенное сокращение количества нарушений конкурентного законодательства. Примером тому может служить снижение общего количество нарушений на 33 % (1451) по сравнению с 2015 годом.
Сложно сказать, связана ли эта цифра с существенными изменениями в правосознании бизнеса или с изменившейся методологией. Остается надеяться на первое предположение.
Необходимо также обратить внимание на значительное уменьшение количества поданных заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию. В 2016 году общее количество таких заявлений составило 574, что на 29,4 % (227) меньше, чем в 2015 году. Основными причинами этого сокращения являются изменения, относительно недавно внесенные в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» (в части увеличения пороговых показателей при концентрации), которые были направлены на снижение нагрузки как на бизнес, так и на органы АМКУ. Данные изменения в статистике, бесспорно, позитивны.
Возвращаясь к вопросу о нарушениях, следует отметить, что, как и в прошлом году, наиболее частым видом нарушения конкурентного законодательства в 2016 году было злоупотребление монопольным положением, что в процентном соотношении составляет 43 % (1322) от общего количества нарушений.
Перспективы
Также отчет АМКУ включает в себя описание основных перспектив, направленных на развитие конкуренции в 2017 году. В первую очередь к таким направлениям относятся усиление контроля за концентрациями, оптимизация процессов коммуникации с АМКУ, программа развития конкуренции, а также развитие и имплементация государственной помощи субъектам хозяйственной деятельности.
Несмотря на указанные выше перспективы, АМКУ также нацелен на существенное усовершенствование конкурентного законодательства Украины — речь идет о внесении изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» относительно оценки вертикальных концентраций, определения рыночной власти и разработки нового акта, регулирующего процессуальные моменты деятельности АМКУ.
Изложенные планы и перспективы АМКУ на 2017 год свидетельствуют о серьезных намерениях не только укрепить свой статус в системе государственных органов, но и усилить контроль за конкуренцией субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на рынках Украины.
Обзор ОЭСР
Помимо указанного отчета АМКУ следует также отметить результаты работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые изложены в Обзоре законодательства и политики в сфере обеспечения конкуренции за 2016 год (Обзор).
Данный Обзор включает в себя общий анализ состояния конкуренции, исследования рынков, а также рекомендации для государственных органов, в том числе и АМКУ.
Анализируя рекомендации для АМКУ, содержащиеся в Обзоре, можно определить основные аспекты, которым необходимо уделить надлежащее внимание. К ним относятся увеличение бюджетного финансирования АМКУ, разработка эффективной и прозрачной системы правоприменения антимонопольного законодательства и усиление поддержки конкуренции на всех уровнях.
Ни для кого не секрет, что государственные органы далеко не всегда получают необходимые для полноценной деятельности ресурсы и средства, что влечет за собой ограничение возможностей и низкие показатели эффективности.
Рекомендация относительно увеличения бюджетного финансирования для АМКУ в первую очередь вызвана необходимостью повышения эффективности в процессе осуществления своих обязательств. Кроме того, финансирование является необходимым элементом для обеспечения надлежащего оборудования, соответствующего новым заданиям и целям АМКУ.
Разработка эффективной и прозрачной системы правоприменения направлена на унификацию подходов к определению нарушений, что в дальнейшем позволит привлекать к ответственности недобросовестных субъектов хозяйственной деятельности с минимальными рисками обжалования решений АМКУ в суде.
Немаловажным аспектом, на котором АМКУ также следует сконцентрировать свое внимание, является усиление конкуренции на всех уровнях. Необходимо активно продолжать развитие конкуренции, делая акцент на улучшении понимания принципов конкурентной политики как со стороны судебной системы, так и со стороны других регуляторных органов Украины.
Таким образом, учитывая изложенную информацию, можем прийти к выводу, что АМКУ в 2017 году намерен существенно активизировать свою деятельность на рынках Украины и провести ряд активных реформ с целью эффективного развития добросовестной конкуренции.
Надеемся также на то, что и государство прислушается к рекомендациям международного сообщества и решит вопрос финансирования АМКУ, ведь ситуация, когда регулятор не выполняет возложенные на него функции из-за недостатка финансирования, неприемлема.
ЛОГИНОВ Павел — советник МЮФ Integrites, г. Киев,
ИЛЬЧЕНКО Богдан — юрист МЮФ Integrites, г. Киев
Направления усовершенствования
Александр ВОЗНЮК, партнер ЮФ Asters
Действующие законы служат достаточной основой для эффективного правоприменения в этой сфере и обеспечения прозрачности и четкости за счет подзаконного регулирования. Нет необходимости реформировать, но надо совершенствовать имеющееся. Если вы знаете цели и дух закона, руководствуетесь только им и фактами, вы сможете его правильно применять. А причины низкой эффективности системы защиты конкуренции заключаются не в законодательстве, а в его понимании, применении и влиянии факторов, не связанных с законом.
Что касается приоритетных направлений, то на ближайшие годы я бы выделил следующие. Первое — внедрение стандартов справедливого процесса с целью обеспечения беспристрастности и повышения качества рассмотрения дел и решений АМКУ, что включает совершенствование административного процесса в АМКУ (процедуры, права, гарантии) и институциональное обеспечение его внешней политической и внутренней процессуальной независимости на разных стадиях рассмотрения дел. Второе, но в продолжение первого, — создание эффективной системы судебного контроля, компенсирующей объективные недостатки административного процесса. Третье, но не ранее двух первых, — усиление следственных полномочий АМКУ. И только на фоне этих направлений следует развивать соответствующие материальные нормы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…