Реформы дают всходы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (742) » Реформы дают всходы

Реформы дают всходы

Как реформы, проводимые в государстве, отразились на юридической практике, какие направления будут приоритетными для юристов, и почему следует, по возможности, минимизировать общение с госорганами, «Юридической практике» рассказал Сергей Козьяков, партнер АФ «Сергей Козьяков и Партнеры».

— Какие события ныне оказывают определяющее влияние на развитие украинского рынка юридических услуг?

— Тенденции очень противоречивы. Во-первых, можно говорить об определенной стабилизации в экономике (стабильность — это необязательно улучшение ситуации, но когда все стабильно плохо — это уже возможность предпринимать осмысленные решения); во-вторых, в нашей стране постепенно формируется политически взрывоопасная ситуация, которая, похоже, будет только усугубляться с приближением выборов; и в-третьих, произошли попытки реформ в ряде важных областей, которые однозначно повлияли на бизнес. Это кодификация налогового законодательства, конечно, судебная реформа и продолжающиеся попытки изменений в правовой системе государства в целом (проект нового УПК Украины принят в первом чтении, проекты новых законов «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и «О прокуратуре» дорабатываются рабочей группой и вскоре тоже будут переданы на рассмотрение Верховного Совета Украины).

— Как вы оцениваете последствия судебной реформы?

— Есть разные виды реформ. Судебную реформу я бы назвал успешно-реакционной. Хотел бы процитировать некоторые оценки. Так, советник Президента Украины Андрей Портнов, говоря о новом УПК Украины, дал понять, что суды повсеместно фактически являются филиалами местных прокуратур. Но ведь судебную систему уже два года реформируют. А результат с точки зрения доступа к справедливому правосудию и независимости судей прежний, если не стал хуже. Не означает ли это, что цели у авторов реформы были другие? Кстати, выскажу еще одно соображение. Ведь судьи, ведущие уголовные дела, слушают и гражданские дела, и дела об админнарушениях. И их психология не меняется чудесным образом при смене характера дела, не так ли?

Даже больше, чем оценки г‑на Порт­нова, меня ошеломили высказывания председателя ЦИК Владимира Шаповала, который в интервью «Зеркалу недели» заявил: «…никто не знает, как обезопасить Конституционный Суд Украины от внешнего влияния. Простите, но у некоторых судей КСУ, если они не получают инструкций, в глазах появляется собачья тоска по палке». Это! Сказано! О! Конституционном! Суде! Об исковых заявлениях судей КСУ к г-ну Шаповалу относительно этой честнейшей и одновременно оскорбительнейшей фразы ничего неизвестно… Но ведь это утверждение бывшего представителя Президента Украины в КСУ, хорошо понимающего то, что он говорит. И оно означает, что судьи Конституционного Суда тоже не самостоятельны в принятии решений.

В ноябре прошлого года был представлен отчет очередного мониторинга независимости судей, который проводился Советом судей Украины совместно с Центром судейских студий в рамках проекта «Поддержка судебной реформы на Украине». Отчет показал, что после проведения судебной реформы уровень независимости судей снизился. По мнению самих судей, на них влияют или пытаются влиять представители Администрации Президента Украины, органов исполнительной власти, Высшего совета юстиции, прокуратуры. Почитайте отчет — там сухая статистика. И эти цифры гораздо сильнее любых оценочных суждений.

— И как такие «реформы» отразились на рынке юруслуг?

— Реформы прямо и не самым лучшим образом повлияли на юридическую практику, преобладающая часть которой связана с судами. При этом отмечу, что политики, проводящие эти реформы, — это в том числе и наши коллеги-адвокаты, ушедшие в политику. Они прекрасно понимают и знают мировые тенденции, но ту же судебную систему, судя по всему, пока реформируют не так, как это принято в мире, а с другими, хорошо понятными профессионалам в нашей стране, целями. Ведь не могли же реформаторы не знать, например, того, что они устанавливают более широкие полномочия Высшего совета юстиции, чем это установлено Конституцией?

Негативные тенденции наблюдаются и в других юридических практиках. Меня неприятно поразили публикации в журнале «Корреспондент» о новом формате отношений юридических фирм и Антимонопольного комитета Украины — вплоть до прямых обвинений. Неприятно удивило и задержание руководителя тер­управления АМКУ по подозрению в получении взятки. Такого раньше не было.

Никуда не делись и проблемы в отношениях юристов с представителями Государственной исполнительной службы и других государственных ведомств, призванных работать в рамках обычных административных процедур. Я уже не говорю о своеобразных особенностях общения с представителями милиции и прокуратуры.

Если у менеджеров юрфирмы есть доступ к практикам, не связанным с необходимостью общаться с «проблемным» государством, — это благо для фирмы.

— Ныне многие юрфирмы развивают уголовную практику. Значит ли это, что спрос на такие услуги увеличился?

— Практика уголовного права была всегда и всегда занимала заметную часть работы адвокатов. В нынешних условиях в год возбуждается более полумиллиона дел — перспективы развития практики колоссальны, особенно накануне принятия нового УПК Украины. Другой вопрос, что она еще и очень дифференцирована — кто-то выступает защитником в делах о мелких кражах, а кто-то принимает участие в процессах уровня дел Тимошенко и Луценко. Для многих небольших юрфирм, а также индивидуально практикующих адвокатов уголовные дела — основа практики, гарантирующая стабильное наличие работы.

В крупных юрфирмах, ориентированных на обслуживание бизнеса, уголовные практики появляются в двух случаях: когда проблема возникает у существующих клиентов либо когда фирма видит финансовую выгоду от развития практики.

Для большой юрфирмы практика выгодна, если она приносит стабильную почасовую прибыль, в противном случае, скорее рано, чем поздно, практика закрывается. За последние три года мы наблюдали множество примеров сокращения ведущими юрфирмами нерентабельных практик, зачастую вместе с партнером-руководителем такой практики. То же самое будет происходить, как только клиенты крупной фирмы увидят, что почасовая оплата не приводит к закрытию уголовных дел.

— В чем небольшая юрфирма предпочтительнее крупной?

—Если говорить о развитом прозрачном, например, европейском, рынке юридических услуг, то на нем, как правило, представлены и филиалы крупнейших транснациональных юркомпаний, в офисах которых работают сотни юристов, и локальные фирмы, состоящие из 10—15 юристов, имеющих достаточно узкую специализацию. Классическая триада практик — международная торговля, антимонопольное право и судебное представительство. Такие юрфирмы не содержат больших офисов и не ведут бумажный архив: весь документооборот — в электронной форме в ноутбуках, их юристы проводят время между Бразилией и Россией, Африкой и Вьетнамом. Это очень мобильные и высокодоходные фирмы. Их работа безумно интересна. Мне импонирует подобный бизнес-подход.

— Какие услуги (практики) вы видите в числе приоритетных для себя?

— Стратегия нашей фирмы — сосредоточиться на пяти-шести практиках и решительно заниматься углублением профессионализма в них. В нынешней ситуации большие перспективы имеет практика международной торговли. Здесь задействовано не только национальное законодательство, но и правила ВТО и региональных интеграционных объединений и двусторонние соглашения с государствами, с которыми Украина сотрудничает. Это даже не стоклеточные, это — трехмерные шахматы. Эта практика достаточно мало связана с украинскими госорганами, а там, где взаимодействия все же не избежать, надо учитывать, что специалистов не так много, и этим можно воспользоваться.

Сейчас профессионалы ждут вступления в силу правил ВТО для России (это должно произойти в мае) — возникнет абсолютно новая правовая конфигурация взаимоотношений с этим государством в сфере международной торговли, и юристы к этому активно готовятся.

Другое направление, которое мы развиваем, — практика изменения климата. Это просто Клондайк для работы. Недавно мы сопровождали концентрацию двух промышленных транснациональных корпораций (по вопросам украинского права). В соглашении о купле-продаже акций четыре страницы текста были посвящены вопросам изменений климата. Это были не только стандартные оговорки (само наличие которых говорит об устоявшейся практике), но и вполне конкретные положения и обязательства сторон, связанные с возможным изменением климата. Еще лет пять тому назад в договорной практике подобное попросту отсутствовало.

Но для этой практики нужна определенная среда, к формированию которой причастны не только юристы, но и государство, а также бизнес, которому могут быть интересны такие проекты. К сожалению, у нас эта среда формируется очень медленно.

— Насколько эффективно ­развитие ситуативных практик, например, под ЕВРО-2012?

— Ситуативные практики имеют как минимум среднесрочные перспективы — чемпионат по футболу готовился в течение нескольких лет, было принято специальное законодательство. Для успешной реализации ситуативных практик у фирмы должны быть определенные связи. Ведь можно создать практику, и она будет себе тихо пылиться, не будучи затребованной.

В любом случае, чемпионат ЕВРО-2012 закончится, но наработанный коллегами опыт останется. И он может быть применен в других сферах. Проведе­ние ЕВРО-2012 — пример сравнительно успешного государственно-частного парт­нерства, а ГЧП — это самостоятельная обширная практика, и юристы, получившие здесь дополнительный опыт, без работы не останутся.

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Выдача дубликата

Акцент

Судебная недостаточность

В фокусе

Вначале был макет

Государство и юристы

Новости законотворчества

УК предлагают изложить в новой редакции

Государство и юристы

Административные неувязки

Надотехнологии в суды

Государство и юристы

Новости законотворчества

О защите интересов инвесторов жилищного строительства

Подписан закон, ограничивающий дееспособность лиц, злоупотребляющих азартными играми

Документы и аналитика

ГНС высокого давления

Неисполнение чревато преступлением

Книжная полка

Механизмы самозащиты

Неделя права

Победитель из резерва

Оговорка по Минюсту

Президент отметил юристов

Неделя права

Новости из-за рубежа

Справку об избраннике выдаст полиция

Компенсация за аварию на АЭС

Борьба с педофилами

Неделя права

Киевские главхозы

Новости из зала суда

Судебная практика

Правомерные претензии Генпрокуратуры

В конце марта суд рассмотрит дело об отмене Дня свободы

Приговор Ю. Луценко обжалован в апелляционной инстанции

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует по вопросам развития ГЧП на Украине

Integrites выступила советником Китайского банка развития

ЮФ «Авеллум Партнерс» консультирует «Кернел» по вопросам привлечения кредита от Citibank

ЮФ «Саенко Харенко» — юрсоветник в связи с продажей АО «Колос»

Отрасли практики

Интернет не держит удар

Мораторий — не помеха

Тактика торговой войны

Позиция

Рабочий график

Одиночество в Сети

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

17 мгновений «ЮП»

Решения недели

Судебная практика

Взыскание сельхозпродукции

Накладные, подписанные неизвестным

Хранение без акциза

Самое важное

Фонд с заработной платой

Следствие без причины

Судебная практика

Судебные решения

Об обращении взыскания на предмет обеспечительного обременения путем совершения нотариальной надписи

Судебная практика

Копия в законе

Тема номера

Почва уходит из-под рук

С Рады на землю

Ограничение собственности

Торгам закон не писан

Земля ушла в самоволку

По законам докадастрового времени

Спор из избы выносят

Частная практика

Реформы дают всходы

«Совершенный» порядок

Юридический форум

Опережая развитие системы

Адвокаты в помощь?

Інші новини

PRAVO.UA