Реформирование ГАИ идет полным ходом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (401) » Реформирование ГАИ идет полным ходом

Реформирование ГАИ идет полным ходом

Ажиотаж, вызванный подписанием Президентом Украины Указа о ликвидации Госавтоинспекции, уже утих. И многие уже начинают задаваться вопросом: а действительно ли будет ликвидироваться ГАИ, быть может, это будет просто изменение названия? Ведь несмотря на то что ГАИ как бы уже и нет, сотрудники этого подразделения продолжают все так же выполнять свои функции. А о реорганизации известно совсем немного. В этой статье мы постараемся разобраться с тем, как происходит реорганизация, и предположить ее итог.

Общественность против ликвидации ГАИ

Начать, пожалуй, следует с общественного мнения. Общественность, в том числе и водители, несмотря на бытующие убеждения, в основном негативно восприняла ликвидацию своего «недруга» — Госавтоинспекции. А это говорит о многом, и в первую очередь о том, что решение о ликвидации было несколько преждевременным. Кроме того, статистика дорожно-транспортных происшествий, произошедших в первые дни после принятия Указа Президента, свидетельствует о том, что присутствие ГАИ на дорогах жизненно необходимо.

Долгожданная неожиданность

Интересно, что Указ Президента стал неожиданностью лишь для рядовых граждан. Почему? Да потому, что Министерство внутренних дел Украины уже достаточно давно готовилось к реформированию Госавтоинспекции, были разработаны концепция, соответствующие проекты нормативно-правовых актов и т.п. Поэтому с подписанием Президентом Указа о ликвидации практически ничего не изменилось, просто теперь были четко намечены сроки реорганизации. Несомненно, концепция реорганизации ГАИ, имеющая место ныне, не нова.

Вообще, следует заметить, что в парламент достаточно часто вносятся законопроекты, затрагивающие интересы Госавтоинспекции. Правда, чаще всего они касаются возвращения утраченных полномочий, что фактически свидетельствует о преобладающих тенденциях движения в «светлое» прошлое. Кстати, пожалуй, самая большая мечта многих представителей ГАИ — это полномочия по наложению и взиманию штрафов «на месте».

Однако вернемся к вопросу о реорганизации ГАИ. И еще более насущному вопросу: что изменится в связи с последней?

Патрульная служба

К сожалению, ныне все официальные сведения об этом процессе можно почерпнуть лишь из Указа Президента. Остальная информация неофициальная. Напомним, что, согласно Указу, Президент распорядился реорганизовать Департамент ГАИ МВД и ее структурные подразделения на местах в Государственную службу безопасности дорожного движения МВД (дорожную милицию) и патрульную службу МВД.

Несмотря на то что Указ Президента был подписан 19 июля с.г., а вступил в силу лишь 15 августа, уже 28 июля с.г. министр внутренних дел Юрий Луценко утвердил План мероприятий по исполнению требований упомянутого Указа (не вступившего на тот момент в силу).

Сказать, что этот план предусматривает что-либо концептуально новое, нельзя. Между тем из его текста следует, что будет разрабатываться новый порядок обеспечения безопасности дорожного движения охраняемых лиц, новый порядок оформления ДТП. Кроме того, будут проводиться эксперименты по внедрению контроля за дорожным движением и его регулирования с использованием телевизионных систем видеонаблюдения, а также электронного контроля личного состава дорожной милиции (во время несения службы). И, конечно же, будет разработана форма одежды нового образца. Вот, собственно, и все.

В то же время проводится разработка положений как о патрульной службе, так и о дорожной милиции, а также соответствующих законопроектов. В частности, проектом Положения о строевом подразделении патрульной службы органа внутренних дел предлагается к задачам патрульной службы отнести:

— обеспечение личной безопасности граждан, защиту их прав, свобод и законных интересов;

— охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— выявление, прекращение и предотвращение правонарушений, в том числе правил дорожного движения;

— защиту собственности от преступных посягательств;

— выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений в общественных местах;

— оформление дорожно-транспортных происшествий, не имеющих признаков преступления, на дорогах местного значения;

— осуществление надзора за соблюдением гражданами постановлений и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения;

— предоставление неотложной медицинской помощи и др.

Согласно Положению, основным принципом несения службы патрульных станет умение общаться с людьми, а основным показателем деятельности — общественное мнение. При этом основным критерием оценки деятельности патрульной службы будет общее состояние правопорядка в общественных местах, уровень безопасности дорожного движения и состояние служебной дисциплины. И фактически впервые в критерии оценки деятельности не будет входить показатель непосредственного раскрытия преступлений. По словам начальника Департамента ГАИ МВД Сергея Коломийца, главное изменение — это то, что «ГАИ переходит от осуществления карательных функций к организации дорожного движения и предоставлению помощи его участникам».

Исходя из заявлений должностных лиц Министерства внутренних дел, можно сделать вывод, что патрульная служба будет создаваться на базе подразделений дорожно-патрульной службы, патрульно-постовой службы милиции и ПМБР «Беркут». То есть патрульная служба будет отвечать не только за обеспечение общественного порядка, но и за выполнение правил дорожного движения.

Дорожная милиция

Про дорожную милицию (ГСБДД) известно несколько меньше. Предполагается, что дорожная милиция будет регулировать дорожное движение, сопровождать охраняемых лиц, организовывать дорожное движение в местах, где произошло ДТП. Кроме того, в полномочия дорожной милиции будет входить государственный технический осмотр транспортных средств, проведение экзаменов, учет дорожно-транспортных происшествий и т.п.

Фактически дорожная милиция — это правопреемник Госавтоинспекции, но с некоторыми ограничениями. Однако уже сейчас ясно, что у дорожной милиции будут, если можно так выразиться, более существенные функции и полномочия. А патрульная служба, соответственно, — это правопреемник ППСМ лишь с некоторыми функциями ГАИ.

Планируется еще одно нововведение: дорожная милиция будет продолжать использовать в своей работе традиционный жезл, а вот на вооружение патрульной службы будет поставлен «красный диск» (как в метрополитене). А значит, традиционное пожелание водителям, вероятно, станет чуть-чуть другим, например: ни гвоздя, ни жезла, ни красного диска.

Что же изменится?

Ожидать серьезных изменений в работе «правопреемников» ГАИ в связи с реорганизацией не стоит. По сути, функции ГАИ будут неравномерно распределены между двумя новыми подразделениями. А эти подразделения все также останутся в составе МВД, а на местах — в составе органов внутренних дел. Несущественно изменится и штат новых подразделений. Так будет ли качественно отличаться работа патрульной службы и дорожной милиции от работы ГАИ?

Нельзя не упомянуть и о том, что, несмотря на ранее звучавшие заявления высокопоставленных лиц, техосмотр транспортных средств и экзаменационная деятельность остается в ведении дорожной милиции, а не передается, как планировалось, Министерству транспорта и связи Украины.

Насколько эффективна происходящая реорганизация, покажет лишь время. Но следует понимать, что ГАИ в любом случае будет существовать, а все изменения будут незначительными, косметического характера. И с уверенностью можно утверждать, что ГАИ, несмотря на все изменения и реорганизацию, независимо от своего названия (названий) навсегда останется для рядовых граждан все той же ГАИ. А на отношение граждан к этому подразделению влияет не его реорганизация и смена названия, а отношение его сотрудников к этим самым гражданам и качество выполнения ими своих функций.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Реформирование ГАИ идет полным ходом

Деловая практика

Претензия необязательна

Законодательная практика

А выборы народных депутатов не за горами…

Комментарии и аналитика

Безапелляционная апелляция

Государственное предприятие: прибыль или убыток для государства?

Перевозка грузов железнодорожным транспортом или подача-уборка вагонов?

Неделя права

Российский суд переложил ответственность на террористов

Угроза независимости российской адвокатуры

«Войны» по-черкасски

Всем оставаться на местах, это мера обеспечения…

БТИ – это монополисты!

Реестр событий

Минюст уполномочен отказать!..

Прокуратура снова взялась за свое...

Деньги «Приднепровью» не вернут?!

Процессуальная революция

Судебная практика

Имущественные права как предмет залога

Важна ли достоверность доказательств?

Все меняется, а обязательства остаются

Срок, не подлежащий возобновлению

Судебные решения

Нарушение правил пожарной безопасности — основание для отказа в страховой выплате

Страхователь — тоже потребитель

Страховщикам сроки нарушать не рекомендуется

Тема номера

Определение размера страховых платежей

Потребители против страховых компаний

Частная практика

Говорить или молчать?

Юридический форум

Пересмотр актов №2?

Лето — хорошая пора для учебы...

Інші новини

PRAVO.UA