3 П (простота, прозрачность и привлекательность) = Р (реформы) — такой видит формулу успешного проведения преобразований в различных сферах на ближайшие пять лет Президент Украины. По его убеждению, три «П» должны стать основными характеристиками реформ в стране и военные действия не могут быть оправданием их отсутствия.
Не так давно Петр Порошенко представил свое видение стратегии развития Украины до 2020 года, правда, конкретики в этом документе мало. Ясно одно: нас ждет очередная эпоха «реформации» — проведение порядка 60 масштабных преобразований в различных сферах, 10 из которых (8 реформ и 2 программы) являются первоочередными.
Приоритетное исправление
В числе президентских приоритетов — обновление власти и антикоррупционная реформа, судебная реформа, реформа правоохранительной системы, реформа системы национальной безопасности и обороны, децентрализация и реформа государственного управления, дерегуляция и развитие предпринимательства, налоговая реформа и реформа системы здравоохранения. А также две программы: популяризации Украины в мире и энергонезависимости. Если реализация последней рассчитана, очевидно, на более далекую перспективу и пока власть имущие ограничатся лишь решением локальных проблем, то заявленные реформы по обновлению власти и в сфере борьбы с коррупцией уже проходят, причем на законодательном уровне — форсированными темпами.
Не за горами — пертурбации и в судебной системе. Судя по настрою главы государства, именно это реформа должна быть № 1. И факторов для приоритетности данного направления много — как внутренних, так и внешних. Если говорить о последних, то речь идет о международных ожиданиях. Как известно, именно вопрос реформирования отечественной Фемиды в диалоге украинских политиков с представителями международного сообщества, поддержка и помощь которых сейчас так важны для нашего государства, является ключевым. А вот главный внутренний фактор — это, безусловно, пресловутый низкий уровень общественного доверия к третьей ветви власти. И хотя восстанавливать кредит доверия к служителям Фемиды уже начали (пусть и сделали это те, кто похвастаться высоким уровнем оного тоже не могут), одними люстрационными мерами законодатели ограничиваться не собираются. Как известно, еще в конце мая с.г. общественными экспертами в рамках реанимационного пакета реформ был разработан законопроект о внесении изменений в законодательство о судоустройстве и статусе судей (об этом документе «ЮП» писала в материале «Судонастроение» в № 25 от 24 июня с.г.). Фактически речь идет о новой редакции Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которой предусмотрено внесение ряда принципиальных новаций в разные сферы судейской деятельности. Это и расширение полномочий органов судейского самоуправления, и новые подходы к процедуре формирования судейского корпуса и к модели судебной системы как таковой. Корни идеи о ликвидации хозяйственных судов, которая уже вызвала активную дискуссию в юридических кругах, уходят именно в эту законодательную инициативу. И, как рассказал нашему изданию непосредственный участник этого нормотворческого процесса, эксперт по судопроизводству Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида, данная законодательная инициатива уже прошла «первый раунд» обсуждения в экспертной среде, в том числе и судейской, и сейчас процессом усовершенствования ее текста занимается Министерство юстиции Украины. «Может ли эта инициатива стать нормотворческой основой для проведения заявленной главой государства судебной реформы?» — интересуемся у нашего собеседника. «Я не исключаю такого варианта», — отвечает г-н Куйбида, ссылаясь на то, что одну из законодательных инициатив профильного министерства Президент Украины уже внес на рассмотрение парламента. Речь идет о принятом парламентом за основу проекте Закона Украины «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции» (подробно об этом читайте на седьмой полосе текущего номера). При этом Роман Куйбида добавляет, что с учетом избрания нового состава парламента делать какие-либо прогнозы о выборе нормотворческого фундамента для проведения судебной реформы довольно сложно. «Никогда нельзя исключать возможности появления альтернативных вариантов», — резюмирует он.
Исполнительное — в производстве
Если говорить о том, кто, собственно, будет генерировать идеи реформ, то в этом процессе ключевая роль отводится Национальному совету реформ. Напомним, что еще в июле с.г. Петр Порошенко создал три органа: Национальный совет реформ как специальный консультативно-совещательный орган при Президенте по вопросам стратегического планирования, согласования позиций по внедрению на Украине единой государственной политики реформ и их реализации; Совещательный совет реформ как консультативно-совещательный орган при Президенте, основной задачей которого является внесение предложений по осуществлению реформ на основе лучшего международного опыта и содействие их внедрению; Исполнительный комитет реформ как вспомогательный орган при Президенте, основной задачей которого является подготовка предложений по стратегическому планированию реформ, их согласованного внедрения и мониторинг реализации. А уже через месяц была подготовлена нормотворческая почва для реформенной работы: утверждены положения о деятельности этих трех органов. В частности, установлено, что председателем Национального совета реформ является Президент Украины, а в его состав входят: председатель парламента (по согласию), премьер-министр и другие члены правительства, возглавляющие министерства, по согласованию с премьер-министром, а также по согласию: председатель Национального банка, председатели комитетов Верховного Совета, четыре представителя от общественных объединений и представитель Совещательного совета реформ. Персональный состав этого органа утверждается главой государства. Правда, до сих пор этот кадровый вопрос не решен. Очевидно, это связано с возможными кадровыми ротациями в правительстве и, конечно, в парламенте. Ведь руководство парламентских подразделений (сейчас их 29) после проведения выборов может сильно измениться.
В «Стратегии-2020» предусмотрена национальная модель управления реформами, главным звеном которой является Национальный совет реформ. Именно этот орган должен продуцировать стратегические решения (его заседания проводятся один раз в два месяца или же по необходимости). Исполнительный комитет реформ должен заниматься операционным исполнением, и его рабочий график более насыщенный: совещания проводятся каждую неделю. В модели управления реформами задействованы и другие органы, в том числе целевые команды (всего их девять) по разным реформенным направлениям. Именно они занимаются непосредственной разработкой и внедрением пакета реформ согласно поставленным задачам. Вообще, даже в теории этот управленческий механизм довольно громоздкий и запутанный, но в конечном итоге все будет зависеть от того, насколько слаженно он будет работать на практике.
И судя по «ключевым показателям» результативности, которые содержатся в президентской стратегии, работы у реформаторов — непочатый край. Так, по прогнозам главы государства, после успешного проведения всех реформ, в 2020 году, регуляторный климат настолько изменится, что Украина попадет в топ-20 стран рейтинга легкости ведения бизнеса (сейчас она занимает 112 место), а инфляция через пять лет составит фантастические 1,70 % (сегодня эта цифра колеблется в пределах 20 %). Также Петр Порошенко планирует укреплять обороноспособность нашего государства. Так, военные затраты (процент от ВВП) с нынешних 1,02 % возрастут до 5 %, а численность военных на 1 тыс. населения — с 2,8 до 7. Кроме того, в части безопасности ключевыми показателями будут: 60 % — это уровень доверия экспертной среды к суду и 70 % — обновление кадрового состава государственных служащих (правоохранительные органы, судьи, прокуратура, власть). Ну и, наконец, в плане гордости в 2020 году показательными будут, в частности, следующие цифры: на Олимпиаде-2020 в Японии Украина должна завоевать 35 призовых мест, и 90 % граждан нашего государства будут чувствовать гордость за свою страну.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…