Реформенное безобразие — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (877) » Реформенное безобразие

Реформенное безобразие

3 П (простота, прозрачность и привлекательность) = Р (реформы) — такой видит формулу успешного проведения преобразований в различных сферах на ближайшие пять лет Президент Украины. По его убеждению, три «П» должны стать основными характеристиками реформ в стране и военные действия не могут быть оправданием их отсутствия.

Не так давно Петр Порошенко представил свое видение стратегии развития Украины до 2020 года, правда, конкретики в этом документе мало. Ясно одно: нас ждет очередная эпоха «реформации» — проведение порядка 60 масштабных преобразований в различных сферах, 10 из которых (8 реформ и 2 программы) являются первоочередными.

Приоритетное исправление

В числе президентских приоритетов — обновление власти и антикоррупционная реформа, судебная реформа, реформа правоохранительной системы, реформа системы национальной безопасности и обороны, децентрализация и реформа государственного управления, дерегуляция и развитие предпринимательства, налоговая реформа и реформа системы здравоохранения. А также две программы: популяризации Украины в мире и энергонезависимости. Если реализация последней рассчитана, очевидно, на более далекую перспективу и пока власть имущие ограничатся лишь решением локальных проблем, то заявленные реформы по обновлению власти и в сфере борьбы с коррупцией уже проходят, причем на законодательном уровне — форсированными темпами.

Не за горами — пертурбации и в судебной системе. Судя по настрою главы государства, именно это реформа должна быть № 1. И факторов для приоритетности данного направления много — как внутренних, так и внешних. Если говорить о последних, то речь идет о международных ожиданиях. Как известно, именно вопрос реформирования отечественной Фемиды в диалоге украинских политиков с представителями международного сообщества, поддержка и помощь которых сейчас так важны для нашего государства, является ключевым. А вот главный внутренний фактор — это, безусловно, пресловутый низкий уровень общественного доверия к третьей ветви власти. И хотя восстанавливать кредит доверия к служителям Фемиды уже начали (пусть и сделали это те, кто похвастаться высоким уровнем оного тоже не могут), одними люстрационными мерами законодатели ограничиваться не собираются. Как известно, еще в конце мая с.г. общественными экспертами в рамках реанимационного пакета реформ был разработан законопроект о внесении изменений в законодательство о судоустройстве и статусе судей (об этом документе «ЮП» писала в материале «Судонастроение» в № 25 от 24 июня с.г.). Фактически речь идет о новой редакции Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которой предусмотрено внесение ряда принципиальных новаций в разные сферы судейской деятельности. Это и расширение полномочий органов судейского самоуправления, и новые подходы к процедуре формирования судейского корпуса и к модели судебной системы как таковой. Корни идеи о ликвидации хозяйственных судов, которая уже вызвала активную дискуссию в юридических кругах, уходят именно в эту законодательную инициативу. И, как рассказал нашему изданию непосредственный участник этого нормотворческого процесса, эксперт по судопроизводству Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида, данная законодательная инициатива уже прошла «первый раунд» обсуждения в экспертной среде, в том числе и судейской, и сейчас процессом усовершенствования ее текста занимается Министерство юстиции Украины. «Может ли эта инициатива стать нормотворческой основой для проведения заявленной главой государства судебной реформы?» — интересуемся у нашего собеседника. «Я не исключаю такого варианта», — отвечает г-н Куйбида, ссылаясь на то, что одну из законодательных инициатив профильного министерства Президент Украины уже внес на рассмотрение парламента. Речь идет о принятом парламентом за основу проекте Закона Украины «О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции» (подробно об этом читайте на седьмой полосе текущего номера). При этом Роман Куйбида добавляет, что с учетом избрания нового состава парламента делать какие-либо прогнозы о выборе нормотворческого фундамента для проведения судебной реформы довольно сложно. «Никогда нельзя исключать возможности появления альтернативных вариантов», — резюмирует он.

Исполнительное — в производстве

Если говорить о том, кто, собственно, будет генерировать идеи реформ, то в этом процессе ключевая роль отводится Национальному совету реформ. Напомним, что еще в июле с.г. Петр Порошенко создал три органа: Национальный совет реформ как специальный консультативно-совещательный орган при Президенте по вопросам стратегического планирования, согласования позиций по внедрению на Украине единой государственной политики реформ и их реализации; Совещательный совет реформ как консультативно-совещательный орган при Президенте, основной задачей которого является внесение предложений по осуществлению реформ на основе лучшего международного опыта и содействие их внедрению; Исполнительный комитет реформ как вспомогательный орган при Президенте, основной задачей которого является подготовка предложений по стратегическому планированию реформ, их согласованного внедрения и мониторинг реализации. А уже через месяц была подготовлена нормотворческая почва для реформенной работы: утверждены положения о деятельности этих трех органов. В частности, установлено, что председателем Национального совета реформ является Президент Украины, а в его состав входят: председатель парламента (по согласию), премьер-министр и другие члены правительства, возглавляющие министерства, по согласованию с премьер-министром, а также по согласию: председатель Национального банка, председатели комитетов Верховного Совета, четыре представителя от общественных объединений и представитель Совещательного совета реформ. Персональный состав этого органа утверждается главой государства. Правда, до сих пор этот кадровый вопрос не решен. Очевидно, это связано с возможными кадровыми ротациями в правительстве и, конечно, в парламенте. Ведь руководство парламентских подразделений (сейчас их 29) после проведения выборов может сильно измениться.

В «Стратегии-2020» предусмотрена национальная модель управления реформами, главным звеном которой является Национальный совет реформ. Именно этот орган должен продуцировать стратегические решения (его заседания проводятся один раз в два месяца или же по необходимости). Исполнительный комитет реформ должен заниматься операционным исполнением, и его рабочий график более насыщенный: совещания проводятся каждую неделю. В модели управления реформами задействованы и другие органы, в том числе целевые команды (всего их девять) по разным реформенным направлениям. Именно они занимаются непосредственной разработкой и внедрением пакета реформ согласно поставленным задачам. Вообще, даже в теории этот управленческий механизм довольно громоздкий и запутанный, но в конечном итоге все будет зависеть от того, насколько слаженно он будет работать на практике.

И судя по «ключевым показателям» результативности, которые содержатся в президентской стратегии, работы у реформаторов — непочатый край. Так, по прогнозам главы государства, после успешного проведения всех реформ, в 2020 году, регуляторный климат настолько изменится, что Украина попадет в топ-20 стран рейтинга легкости ведения бизнеса (сейчас она занимает 112 место), а инфляция через пять лет составит фантастические 1,70 % (сегодня эта цифра колеблется в пределах 20 %). Также Петр Порошенко планирует укреплять обороноспособность нашего государства. Так, военные затраты (процент от ВВП) с нынешних 1,02 % возрастут до 5 %, а численность военных на 1 тыс. населения — с 2,8 до 7. Кроме того, в части безопасности ключевыми показателями будут: 60 % — это уровень доверия экспертной среды к суду и 70 % — обновление кадрового состава государственных служащих (правоохранительные органы, судьи, прокуратура, власть). Ну и, наконец, в плане гордости в 2020 году показательными будут, в частности, следующие цифры: на Олимпиаде-2020 в Японии Украина должна завоевать 35 призовых мест, и 90 % граждан нашего государства будут чувствовать гордость за свою страну.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Отрасли практики

Время съезду

Акцент

Бюро — находка

В фокусе: ВСЮ

ВСЮ пропало?

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ внес изменения в порядок контроля за частными вузами

Государство и юристы

Мажоритарная нота

Государство и юристы

Новости юридических фирм

IMG Partners усиливает команду

К команде «Юридической группы LCF» присоединился В. Деревянчук

CMS консультирует компанию «Татнефть» в крупном инвестиционном арбитраже против Государства Украина

Государство и юристы

Реформенное безобразие

Государство и юристы

Новости законотворчества

Указом Президента создан Комитет по вопросам разведки

Разведчикам разрешат использовать техсредства разведки

Государство и юристы

Ценовая аудитория

Венецианская миссия

Государство и юристы

Новости юридических фирм

АО «Цезарь» поддержало благотворительный мини-футбольный турнир

Юристы ЮК FCLEX защитили интересы клиентов в споре с УкрСиббанком

Документы и аналитика

Бюджетный ход

Ценная реакция

Неделя права

А вы не ждали

Информационное открытие

Неделя права

Новости из-за рубежа

«Гагаринский» спор

Неделя права

Военная хозоперация

Сдали нотариусами

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отказал истцу в споре с ВККС

КСУ проверит на конституционность «языковой закон»

Отрасли практики

Уставной фон

Системный бой

Неисполняющий обязанности

Рабочий график

Независимая суть

Репортаж

Бизнес-плен

Решения недели

Судебная практика

Санкции НБУ

Сам установил лимит

Положение не ухудшается

Самое важное

Наградный знак

Приказ на проверку

Конституцию отрекомендовали

Налоговая революция

Судебная практика

Пойти на иск

Интимный вопрос

Неновационный подход

Судебная практика

Судебные решения

Особенности увольнения в связи с виновными действиями работника, непосредственно обслуживающего товарные ценности

Судебная практика

Дефект присутствия

Прогрессивная шкала

Управление ипотекой

Судебная практика

Судебные решения

Возврат аванса не является денежным обязательством

Судебная практика

Отсутствие письменного договора о предоставлении коммунальных услуг не освобождает потребителя от их оплаты

Тема номера

Актовый вал

Чиновничий предел

Рисковые требования

Юридический форум

Десятилетие успеха

Інші новини

PRAVO.UA