Во всем мире экономическая преступность признается одним из наиболее серьезных врагов нормального развития экономики и общества. Постепенно проникая в кредитно-финансовую систему государства, сливаясь с игорным бизнесом и т.п., экономическая преступность приобретает полулегальный, а со временем — практически легальный характер. Реальных убытков, нанесенных экономической преступностью государству, точно пока никто не подсчитал. Однако, по самым скромным версиям, эти суммы исчисляются миллиардами долларов в год.
ДАВНЫМ-ДАВНО…
Нельзя сказать, что на Украине не думали о борьбе с экономической преступностью. Не только думали, но и действовали.
В 1993 году Кабинет Министров своим постановлением № 510 преобразовал Службу по защите экономики от преступных посягательств при Министерстве внутренних дел в Государственную службу по борьбе с экономической преступностью. Тогда же Кабинет Министров утвердил Положение о новой службе. На сегодняшний день Государственная служба по борьбе с экономической преступностью является одной из структурных составляющих криминальной милиции. В состав службы входят Департамент государственной службы по борьбе с экономической преступностью МВД, бюро и службы на местах. Главными задачами службы определено своевременное предотвращение и прекращение преступлений в области экономики. Для этого законами Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуальным кодексом Службе предоставлен целый ряд прав и полномочий.
ВРАГА НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО
На самом деле с экономической преступностью как социальным явлением в нашем государстве обязаны бороться многие государственные структуры: налоговая служба, таможенная служба, СБУ, прокуратура и т.п. Желая скоординировать их деятельность и поставить работу по борьбе с экономической преступностью на профессиональную основу, Кабинет Министров Украины представил на рассмотрение Верховного Совета законопроект «О борьбе с экономической преступностью» (регистр. № 2013).
Данный проект закона комплексно регулирует организационные и правовые основы деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью, механизм их взаимодействия с другими государственными органами.
Под главным врагом — экономической преступностью — законопроект понимает совокупность преступлений в сфере хозяйственной, служебной деятельности и прочие преступления в сфере экономики. Откровенно говоря, понятие размытое. В Уголовном кодексе есть отдельные разделы, посвященные тем или иным видам преступлений. Было бы понятнее, если бы законопроект № 2013 четко ссылался на конкретные статьи Уголовного кодекса, в противном случае противник весьма абстрактен.
Такая же ситуация с определением экономического преступления. Статья 1 проекта понимает под ним предусмотренное Уголовным кодексом Украины преступление, которое состоит в посягательстве на имущество и имущественные права физических и юридических лиц во время осуществления хозяйственной или служебной деятельности. Опять абстрактно и не конкретно.
ЭТОМУ ДАЛА, ЭТОМУ ДАЛА…
Законопроект «О борьбе с экономической преступностью» предусматривает, что с экономической преступностью будут бороться специально уполномоченные подразделения:
1) Государственной службы по борьбе с экономической преступностью МВД;
2) по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ;
3) налоговой милиции и ГНАУ;
4) Государственной таможенной службы Украины;
5) Военная службы правопорядка.
Предполагается, что вышеуказанные подразделения будут достаточно тесно взаимодействовать: обмен информацией, использование банков данных друг друга, проведение совместных мероприятий и т.д.
Вместе с тем, права борцов с экономической преступностью вызывают определенные опасения. Следует сразу сказать, что законопроект предоставляет им довольно много полномочий. Кроме прав, предусмотренных законами «О милиции», «О Службе безопасности Украины», есть еще и перечень «спецправ». Вот некоторые из них, закрепленные за спецподразделениями по борьбе с экономической преступностью:
— проводить проверки документов;
— возбуждать уголовные дела и осуществлять дознание;
— останавливать в установленном порядке на срок до 96 часов расходные операции на счетах физических и юридических лиц в банках, других финансовых учреждениях, кроме операций уплаты налогов, других платежей в бюджет (применяется даже в случае отказа в представлении бухгалтерских документов);
— изымать у субъектов хозяйствования документы, товары, предметы и прочее имущество;
— обращаться в суд (без уплаты государственной пошлины) с заявлениями о признании недействительными отдельных соглашений, об отмене государственной регистрации и ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;
— бесплатно пользоваться информацией автоматизированных информационных и справочных систем и банков данных, функционирующих в правоохранительных органах и судах, учреждениях НБУ, ГНАУ, АМК, ФГИУ, ГКЦБФР и др.
НЕМНОГО ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
При таких правах об обязанностях поневоле начинаешь забывать. Проект Закона «О борьбе с экономической преступностью» предусматривает, что в случае «нарушения прав и законных интересов граждан соответствующий правоохранительный орган обязан принять меры по возобновлению этих прав и возмещению причиненных убытков». Странно, но скорее — закономерно, что проект Закона говорит о возобновлении прав именно граждан, а не всех субъектов хозяйствования. Анализируя проект, можно сделать вывод, что в случае нарушения прав юридических лиц, их возобновлять не следует.
Согласно все тому же проекту № 2013, убытки, причиненные неправомерными действиями госструктур, возмещаются за счет государственного бюджета. Причем сам работник подразделения, осуществляющего борьбу с экономической преступностью, не несет ответственности за причиненные юридическим и физическим лицам убытки при надлежащем выполнении возложенных на него обязанностей. Такие убытки компенсируются за счет государства.
ИНФОРМАЦИЯ — СИЛА
Для выполнения задач в сфере борьбы с экономической преступностью соответствующие подразделения МВД, ГНАУ, СБУ и Гостаможслужбы получат право собирать, накапливать и сохранять информацию о противоправной деятельности в сфере экономики и о лицах, которые к такой деятельности причастны. Для этого в соответствующих подразделениях будут созданы специальные банки данных.
Идея, конечно, интересная, да только наталкивает на серьезные размышления. Кому необходимы такие базы данных? Если установлено, что конкретное лицо нарушило закон (например, не уплатило налоги), то следует привлечь его к ответственности, а не продолжать просто собирать информацию об этом. По логике законопроекта выходит, что следить будут за всеми, а вот всех ли будут наказывать — неизвестно.
В середине 90-х годов прошлого столетия Президент выдвигал идею создания элитного правоохранительного органа — Национального бюро расследований, на которое планировалось возложить борьбу с наиболее сложными и опасными преступлениями. Однако тогда это предложение провалилось (Конституционный Суд признал создание такой службы неконституционным). Повторит ли проект Кабинета Министров судьбу предыдущего предложения?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…